Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы управленческого влияния на подчиненных




Объединенная власть – это власть группы. Часто эта власть бывает огромной и неосознанной. В этом случае нормы поведения устанавливаются группами и поведение человека должно соответствовать нормам и культуре организации.

Власть и личное влияние, их формы. Понятие баланса власти

Обладать властью – значит уметь оказывать влияние на людей, изменять их поведение и отношение человека или группы людей. Считается, что власть и влияние в равной степени зависят от личности, на которую оказывается влияние, от способности руководителя и от сложившейся ситуации.

Существует зависимость между силой власти и полномочиями руководителя. Власть тем больше, чем больше полномочий. В то же время, чем выше квалификация менеджера, тем меньшими полномочиями, и соответственно властью, он пользуется в своей деятельности. Властные полномочия могут передаваться. Это делается в том случае, когда менеджер для решения задачи привлекает своих подчиненных, однако многие менеджеры неохотно расстаются со своей властью и не делегируют полномочия другим. В этом случае их шансы на успех снижаются, так как решение любой задачи требует компетенции нескольких руководителей. Поэтому менеджеры должны четко понимать, что делегирование полномочий необходимо для избежания недопонимания и неудач.

Руководитель реализует свои властные полномочия в управлении людьми. Однако в ряде ситуаций подчиненные оказывают свое влияние (проявляют власть) на руководителя, решения которого зависят от подчиненных в части получения необходимой информации, формирования отношений. Следует поддерживать определенный баланс власти, достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательных реакций.

Менеджер, делегируя полномочия, остается мозговым центром, поскольку ответственность за решение задачи несет только он. Поэтому он должен знать, кому можно доверить власть и в каком количестве.

Власть может принимать самые разнообразные формы. Различают три формы власти: утилитарную, авторитарно-нормативную, объединенную. Утилитарная власть – это воздействие посредством сильных мотивов. Исполнитель задания знает, что за выполнение задания он получит «это».

Авторитарно-нормативная власть – законная власть. При этом исполнитель знает, что менеджер имеет право отдавать приказания, а его долг – строго их выполнять.

Во всех случаях, рассматривая проявления власти, мы имеем дело со степенью влияния руководителя на подчиненного. Влияние – это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого. Конкретные способы управленческого влияния относят к группам эмоционального и рассудочного влияния (рис. 11.1).

В группу эмоционального влияния входят «заражение» и «подражание».

Заражение – это практически автоматическая, неосознанная передача эмоционального состояния одного человека другому. Относится к одному из самых древних способов. Используется для создания сплоченности коллектива и мобилизации его на выполнение целей организации.

Подражание – это усвоение действий, поступков, манеры поведения и способа мышления других людей. Если «заражение» характеризуется передачей эмоционального состояния, то осознанное подражание представляет собой способ заимствования того лучшего (а в ряде случаях вредного), что есть у других. Подражанию легко поддаются впечатлительные, слабовольные люди и люди со слаборазвитым мышлением. Менеджеру важно вычислить, что для них является эталоном для подражания.

В группу рассудочного влияния входят внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ.

Внушение – это воздействие основанное на некритическом восприятии авторитета, престижа и признании менеджера. Эффект внушения достигается активностью руководителя и пассивностью внушаемого.

Убеждение – это эффективная передача своей точки зрения. Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать для руководителя, а говорит, что это надо сделать для самого подчиненного. Этот прием эффективен тогда, когда руководитель апеллирует к потребностям исполнителя, вызывает доверие, заходит в область его интересов. Убеждение опирается на логику. Процесс убеждения это явная или скрытая дискуссия. Целью дискуссии является достижение единства мнений или компромисса.

Просьба – способ влияния на подчиненного, основанный на добровольных мотивах. Эффективен при хороших, сложившихся отношениях.

Угроза – запугивание. Угрозы основаны на том, что страх является сильным мотивом. Угроза в конечном итоге приводит к неприятию, борьбе между личностями.

Подкуп – это склонение на свою сторону через предоставление определенных преимуществ, поощрений.

Приказ – официальное распоряжение руководителя. Приказ исключает альтернативу, его неисполнение влечет наказание.

Менеджер, используя ряд способов влияния на подчиненных, руководствуется своего рода кодексом делового поведения и нормами служебной этики. В любом случае влияние не должно вызывать у работника чувства униженности, раздражения, досады и, более того, ненависти и стресса. Наукой и практикой выработаны приемы положительного влияния на подчиненных.

1. «Подавление» собеседника выдержкой и спокойствием. Если в разговоре с Вами собеседник нервничает и повышает голос, отвечайте на его бурные «атаки» ровным, спокойным и, главное, доброжелательным тоном (иногда с легкой иронией) – и вы скоро увидите, как ваш собеседник перейдет на нормальный, спокойный тон, при котором легче решить вопросы и проблемы. Не теряйте душевного равновесия. «Не позволяйте мухе выбить вас из седла», как советует Д. Карнеги.

2. Концентрированное внимание на одном из подчиненных. Заставьте себя сосредоточить свое внимание на одном из подчиненных, желательно на том, кто занимает низшую должность. Понаблюдайте за ним, постарайтесь представить себе, что он думает, какие у него заботы, интересы, желания, поинтересуйтесь его судьбой – и вы неожиданно для себя почувствуете живой интерес к этому человеку. И тогда вы будете легко общаться на неформальной основе, вскоре вы обнаружите доверие со стороны этого человека и других людей (задача – не потерять это доверие). Но самое главное – вы почувствуете моральную удовлетворенность самим собой.

3. «Насилие» над собственным мнением. Заставьте себя в подчиненном, которого вы почему-то недолюбливаете или даже терпеть не можете, найти какие-то положительные качества. Убедите себя, что вы до сих пор имели ошибочное мнение о нем, даже если для этого у вас есть самые веские основания. Если это Вы сделаете, у Вас будет взаимопонимание с этим человеком. Обратите внимание – это будет происходить на виду окружающих.

4. Неожиданное решение. Чего обычно ожидает от своего начальника провинившийся подчиненный? Наказания. А как относится руководитель к недобросовестному, неисполнительному, отстающему работнику. Конечно, с неприязнью и недоверием. Это – аксиома. Откажитесь от таких оценок. Особенно в тех случаях, если подчиненный смирился с положением «неудачника» и не ждет от вас доброго слова, не говоря уже о доверии. Окажите ему временное предпочтение перед другими. Дайте ему ответственное поручение. Сделайте это гласно, высказав уверенность в том, что он его выполнит. Громадный воспитательный заряд несут такие действия, они окрыляют человека. К таким решениям прибегал Макаренко: он доверил материальные ценности тому, кому, казалось бы, никак нельзя доверять – бывшему вору.

5. Авансированная похвала. Давая подчиненному задание и не будучи уверенным в его выполнении, можно похвалить его, сказав, что никому другому вы не можете поручить столь ответственное задание. Через некоторое время вы убедитесь, что ваша похвала авансом попала в цель: подчиненный будет старателен.

6. «Поставьте себя на мое место». Нет, пожалуй, более простого приема, чем этот. Самый простой и доступный способ доказательства своей правоты – это убедить собеседника, выразившего неприемлемость вашего решения, стать на ваше место в качестве официального лица или в качестве порядочного, честного человека.

Здесь важная роль отводится рефлексии – размышлению (рассуждению) за другого человека, способности мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека, думать как бы за него, рассуждать «с его точки зрения», решать, став на его место, задавая себе ситуации, будучи на его месте. Способность рефлексировать в себе образ мыслей, суждения других людей – показатель высокой культуры мышления руководителя.

Одни менеджеры с легкостью и желанием применяют в управленческой деятельности различные способы и приемы положительного воздействия на подчиненных, другие это делают с затруднениями, а третьим часто это просто не удается, что в определенной мере связано с темпераментом и другими психофизиологическими характеристиками личности. Например, он сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик; его характер истероидный, неустойчивый, конформный, гипертимный, циклоидный, лабильный, сенситивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный – в зависимости от преобладающих характеристик менеджер конструрирует свое управленческое поведение, использует те или иные приемы.

Задача менеджера эти особенности и черты разглядеть в себе и подчиненных, суметь использовать положительные составляющие, снизить воздействие отрицательных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.