Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидерство и подходы к его формированию




Авторитет менеджера. Два источника авторитета

Авторитет относится к духовной ценности любого человека. Успех менеджера в управленческой деятельности во многом зависит от силы его личного авторитета.

Авторитет – заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценностей и результата работы.

Авторитет менеджера поддерживается личным примером и высокими моральными качествами. Авторитет рассматривается как фактор, который облегчает управление. Различают два источника авторитета:

· официальный или должностной источник авторитета. Он определяется занимаемой должностью;

· реальный или субъектный (деловой) авторитет. Он определяется фактическим влиянием, реальным уважением и доверием, основанным на эффективности реализации принимаемых им управленческих решений.

Определяющая роль в достижении делового авторитета менеджера принадлежит его компетенции, которая представляется как сочетание квалификации и полномочий в реализации функций управления на соответствующем иерархическом уровне. Установлено, что компетенция эффективного (авторитетного) менеджера позволяет ему самостоятельно реализовать свою функцию, контролировать функцию нижестоящего уровня, учиться решать задачи вышестоящего смежного уровня управления, а также понимать целевые функции верхних уровней управления (рис. 11.2) /25/.

Решения авторитетного и неавторитетного менеджера воспринимаются различно. Распоряжения авторитетного руководителя выполняются без внутреннего сопротивления и без дополнительного административного нажима. Распоряжения неавторитетного менеджера всегда вызывают сложные внутренние переживания и недоверие к решениям.

Укрепление авторитета менеджера основано на поощрении инициативы подчиненных. Используемые приемы при формировании авторитета, должны отвечать действующим в обществе нормам морали и этики. Различают искусственные приемы формирования авторитета, например, ложного авторитета. К разновидностям псевдоавторитета относят:

· авторитет доброты, то есть намерение всегда быть добрым. Это снижает требовательность и оказывает подчиненным «медвежью» услугу;

· авторитет педантизма – противоположность псевдоавторитета. В этом случае менеджер контролирует подчиненных до мелочей и жестко определяет стадии выполнения задания подчиненными. Это подавляет творчество и инициативу у подчиненных;

· авторитет расстояния, чванства и подавления. Авторитет расстояния возникает, когда менеджер считает, что чем он дальше держится от подчиненных и официальнее, тем его авторитет больше. Авторитет чванства связан с высокомерием, авторитет подавления – с угрозами и страхом.

Главной движущей силой в приобретении авторитета становится формирование лидерских свойств менеджера.

 

Лидерство представляется как совокупность свойств и характеристик поведения человека, оцениваемая как его способность оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важнейшим фактором эффективного руководства группой (предприятием). Понятия лидера и руководителя (менеджера) не тождественны. Руководитель назначается на должность, поэтому его влияние на других людей при осуществлении конкретной деятельности определяется должностными полномочиями. Однако, в жизни отдельные личности становятся лидерами вне полномочий, делегированных сверху.

По определению лидер – лицо, пользующийся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе. В своей книге «Лидерство в XXI веке: взгляд из России» Г. Галиуллина пишет: лидеры в любой сфере человеческой жизни интересны тем, что именно в них наиболее совершенно проявляется воля к жизни. В них ощущается внутренняя сила, заставляющая их осуществлять свои жизненные цели как можно более эффективно. Лидер – это воплощение жизненной силы, стремящейся к идеалу. В каждом из нас, в существах мыслящих и способных к целесообразной деятельности, есть зачатки жизненной силы, и стремление к совершенству заставляет нас испытывать неудержимое желание достичь высшей материальной и духовной ценности в самих себе и окружающем нас мире. Но реализовать это желание удается лидерам. Перечисляются 10 заповедей для тех, кто хочет стать лидером в новом веке:

· сила духа. Любое лидерство требует напряжения воли, иногда на грани возможного;

· глобальное мышление;

· индивидуальный стиль;

· мобильность. Умение меняться со скоростью, равной скорости изменения окружающей среды;

· профессионализм;

· социальная ответственность;

· уважение к другим людям;

· человечность – умение ценить в людях их человеческие качества и создавать условия для их реализации;

· честность;

· умение сохранять ключевую компетентность. То из чего выросло ваше лидерство, является вашим ключом к дальнейшим успехам.

По результатам опросов 36% южноуральцев считают, что лидер – это человек, которого я уважаю и могу без сомнений подчиняться его воле.

Лидер – это сильная рука, жесткая, но справедливая: так считают 24% респондентов, а 21% считают, что лидер – это человек, вызывающий восхищение своим совершенством и желание подражать /26/.

Таким образом, видение лидерства в оценках различных людей не однозначно, как не однозначны в их восприятии такие категории как восхищение, совершенство, уважение, человеческие качества и т.д. Ключевым свойством лидера представляется способность вести за собой людей: одного человека, группу, предприятие (организацию), страну. Важно, чтобы это свойство работало во благо, на развитие ведомого и ведущего.

Выделяются три подхода к формированию теории управления и эффективного руководства:

· подход с позиции личных качеств;

· поведенческий подход;

· ситуационный подход.

Подход с позиции личных качеств связан с исследованиями, направленными на выявление свойств или личностных характеристик руководителей, добившихся эффективной деятельности. Делаются попытки решения задачи установления соотношения между совокупностью отдельных качеств менеджеров и эффективностью управляемых ими предприятий. Согласно личностной теории лидерства, получившей название теории великих людей, лучшие руководители обладают определенным набором общих для них качеств, обеспечивающих эффективное руководство. За основу концепции этого подхода принята гипотеза, что достаточно выявить определенный перечень качеств в человеке, который позволяет ему стать успешным руководителем, воспитывая эти качества в себе. В перечне этих качеств значится: уровень знаний и интеллекта, соответствующая представительная внешность, честность, инициативность, здравый смысл и рациональность в решениях и поступках, уверенность в себе. Однако, нет единого мнения в выборе таких качеств, позволяющих отличить достойного подражанию крупного руководителя от заметного подражателя этим качествам. Последователи этого подхода пришли к следующим выводам:

· в различных ситуациях эффективные руководители обнаруживают разные личные качества;

· человек не становится руководителем только потому, что он обладает некоторым набором личных качеств;

· структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, видами деятельности и задачами его подчиненных в организации.

Поведенческий подход отводит главную роль в формировании лидерства поведению руководителя. Согласно этому подходу эффективность руководства и лидерства определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Последние исследования свидетельствуют о том, что не существует одного, оптимального типа поведения, оно меняется в зависимости от существующих отношений в организации и складывающейся производственной ситуации.

Ситуационный подход стал новым направлением в поиске путей формирования руководителя и стиля его работы. Результаты последних научных исследований свидетельствуют о том, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные ситуационные факторы: соотношения интересов руководителя и подчиненных, характер решаемых задач, требования и воздействия внешней среды, качество коммуникаций и др. Основное концептуальное положение ситуационного подхода заключается в том, что руководитель-лидер способен вести себя с подчиненными по-разному в различных ситуациях, используя свои личностные качества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.