Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. зав. кафедрой педагогики Московского государственного областного





 


Рецензенты:

зав. кафедрой педагогики Московского государственного областного

университета, доктор педагогических наук, профессор Л. П. Крившенко;

профессор кафедры педагогики высшей школы

Московского педагогического государственного университета,

доктор педагогических наук М. И. Кряхтунов

Краевский В. В,

К774 Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Ху­торской. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.

18ВК 978-5-7695-2928-3

В пособии представлены дидактика и основы предметных методик обучения. Рассматриваются функции дидактики и методики обучения в проектировании и осуществлении образовательного процесса. Особое внимание уделяется научным основаниям обучения. Представлена куль­турологическая концепция содержания образования, определены роль и место компетенций и компетентное!ей в обучении. Рассмотрена про­блема соотношения общепредметного и предметного в образовательных стандартах, на различных уровнях представления содержания образова­ния.

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Рекомен­дуется также педагогам-исследователям, слушателям системы повыше­ния квалификации.

УДК 37.026(075.8) ББК 74.202я73

(1)Н1.-шк111 макет данного издания является собственностью

II >,),н>н- п-1 /хо.-к центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

(чч югласия правообладателя запрещается

П,Ч«, >Ч!Н I

Краевский ВВ., Хуторской А.В., 2007 Образовательно-издательский центр «Академия», 2007 Оформление. Издательский центр «Академия», 2007


Предлагаемое пособие посвящено вопросам структуры и соот­ношения двух отраслей педагогической науки, или педагогиче­ских дисциплин, — дидактики и методики. Изложены результаты исследовательской работы, проводившейся авторами в течение ряда лет в области определения научного содержания и взаимосвязи этих отраслей педагогики.

Необходимость рассмотрения данной проблемы обусловлена следующими обстоятельствами. Одним из условий дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания является чет­кое определение места, роли и соподчиненное™ каждого из ком­понентов, составляющих понятие «педагогические науки», а так­же соотношения педагогики со смежными науками. Однако в на­стоящее время теоретические исследования в этом направле­нии еще далеки от завершения, что затрудняет проведение науч­ных поисков, связанных с раскрытием закономерностей, специ­фических для различных сторон современного педагогического процесса.

Можно указать, например, на такие последствия недостаточ­ного отграничения педагогических наук от смежных, как прямой перенос категорий и терминов последних в дидактику, выведе­ние практических методических рекомендаций непосредственно из положений психологии или же из системы науки, изучающей явления, с которыми школьники должны ознакомиться в ходе обучения. Об отсутствии четких граней между педагогическими и смежными с ними науками, а также внутри круга педагогических наук свидетельствуют продолжающиеся по сей день споры о том, можно ли считать методику преподавания учебного предмета на­укой.

Все это вызывает необходимость специального освещения свя­зей, существующих между различными отраслями педагогических знаний, а также между педагогическими и смежными с ними на­уками.

В предлагаемом пособии представлен материал, относящийся к решению следующих проблем:

- проблемы становления дидактики и методики как наук и эво­люции научного обоснования этих отраслей педагогических зна­ний;

- проблемы установления места дидактики в научном обосно­вании методов обучения предметам школьного курса на разных этапах эволюции этих методов;



- проблемы связи дидактики с методикой в том виде, в каком она функционирует в настоящее время, с учетом конкретных ди­дактических и методических закономерностей и принципов, спе­цифических для этих наук;

- проблемы инноваций в обучении, особенностей разработки и освоения новых методических систем, в том числе и системы дистанционного обучения.

В связи с этим будет также рассмотрен ряд частных вопросов, связанных с выявлением тех аспектов развития научного об­основания обучения, на которые оказывали непосредственное влияние факторы дидактического порядка: вопрос о собственно методических закономерностях и принципах и о действии в сфе­ре методики закономерностей смежных с ней наук; вопрос о концепциях методики как прикладной и как самостоятельной науки.

Качество обучения во многом определяется дидактической и методической разработанностью процесса обучения, основанно­го на теоретическом анализе педагогической деятельности, рас­сматриваемой в ее динамике, в реальном практическом осуще­ствлении, а главное — в единстве трех функций обучения: обра­зовательной, воспитательной и развивающей.

Результаты педагогических научных трудов в конечном счете должны найти свое отражение в конкретных рекомендациях, учеб­ных пособиях и методических руководствах. В настоящее время в педагогическое сознание все глубже проникает представление о единстве фундаментального и прикладного аспектов педагоги­ческого исследования. В пособии представлен материал, отража­ющий прикладной аспект концепции процесса обучения ~ от общих дидактических оснований конструирования и осуществ­ления процесса обучения до конкретных выводов и рекоменда­ций, относящихся к модернизации процесса обучения в совре­менной школе.

Усиление внимания к нормативной стороне обучения ни в коей мере не означает снижения теоретического уровня пособия. Именно в теоретическом плане в нем нашли отражение такие актуаль­ные задачи, как:

- необходимость осуществления принципа единства обучения и воспитания;

- развитие самостоятельности мышления и творческой само­реализации учащихся в процессе преподавания всех учебных дис­циплин;

- разработка эффективных форм организации учебно-воспита­тельного процесса;

- отыскивание продуктивных методов и средств обучения;

- преодоление с помощью компетентностного подхода отчуж­дения ученика от учебно -воспитательного процесса;


- формирование у педагогов умения выбирать оптимальные для данной педагогической ситуации методы, формы и средства обу­чения.

В свете последней задачи приобретает значение предпринятая в книге попытка анализа различных сторон деятельности учителя с позиций дидактики как педагогической теории обучения. Эта дея­тельность рассматривается, с одной стороны, как объективно су­ществующий элемент процесса обучения, а с другой — как глав­ный фактор порождения этого процесса, когда учитель выступает в качестве его организатора.

Разработка теоретического представления о том, какими долж­ны быть в свете упомянутых задач методы и способы организации процесса обучения, необходима потому, что такое представление может явиться важным показателем качества обучения, эталоном для сравнения с реально применяемыми методами и способами. В этой функции его можно будет положить в основу объективной оценки качества обучения.

В соответствии с общей позицией авторов обучение выступает как целостный объект дидактического анализа и конструирова­ния. Особое внимание уделено специфике дидактического подхо­да к учебно-воспитательному процессу.

Книга состоит из семи глав. В главе 1 «Дидактика и методика в системе педагогических наук рассматриваются вопросы, связан­ные с образованием в целом, представленным как обществен­ное явление и как объект педагогической науки, раскрывается его роль и современное состояние, обосновывается необходи­мость выделения и специального изучения отдельных аспектов образовательной деятельности. Также в этой главе дается общее понятие о дидактике как педагогической дисциплине, выбира­ющей в качестве объекта изучения обучение, анализируется спе­цифика дидактики как одной из областей социально-гуманитар­ного знания, ее понятийный состав, раскрывается связь дидак­тики с другими отраслями знания. Конкретно характеризуются закономерности и принципы обучения в связи с реализаций ди­дактикой ее специфических функций по отношению к педагоги­ческой действительности — научно-теоретической и конструк­тивно-технической.

В главе 2 «Соотношение дидактики и методики обучения» ис­следуется эволюция взаимосвязи дидактики и методики, рассмат­риваются цели, задачи, структура предметных методик обучения, их взаимосвязь с педагогическими и непедагогическими науками. Уделяется внимание методологическим основам предметных ме­тодик обучения. Рассматриваются закономерности и принципы обучения в дидактике и методике. Также в этой главе определяют­ся сходства и различия между методикой и соответствующей нау­кой или изучаемой предметной областью, выясняется отличие


 




методик обучения от педагогических технологий, приводятся при­меры, даются характеристики учебно-воспитательного процесса.

В главе 3 «Научное обоснование обучения» характеризуются аспекты, в которых обучение предстает по отношению к дидактике, с одной стороны, изучающей ее, а с другой — конструирующей (проектирующей). В широком контексте научного обоснования об­разовательной практики рассматриваются функции дидакгики и методики по отношению к научной и практической деятельности. Предлагается восемь ярусов научного обоснования обучения. Ана­лизируется изменяющийся характер связей дидактики и методики. Представлена модель деятельности по проектированию обучения.

Глава 4 «Ключевые и предметные компетенции» посвящена актуальной для современного педагога проблеме, связанной с подготовкой учащихся к деятельностному освоению изучаемых дисциплин с позиций их личностной и социальной значимости. В ней предлагается структура образовательных компетенций, в ко­торую входят знания, умения и навыки, относящиеся к заданно­му кругу изучаемых объектов, социально-практическая обуслов­ленность и личностная значимость компетенции для ученика, способы его деятельности, минимально необходимый опыт в сфере данной компетенции.

В ракурсе соотношения дидактики и методики выделяется трех­уровневая иерархия компетенций, в которую входят: I) ключе­вые компетенции, отражающие метапредметное содержание об­разования; 2) общепредметные компетенции, относящиеся к оп­ределенному кругу учебных предметов и образовательных облас­тей; 3) предметные компетенции, имеющие конкретное описа­ние и возможность формирования в рамках учебных предметов. В данной главе уделяется внимание вопросам проектирования предметных компетенций и формирования с их помощью соот­ветствующих компетентностей учащихся.

В главе 5 «Содержание и структура образования» излагается культурологическая концепция содержания образования, основы которой были заложены в 1970—1980 гг. научным коллективом под руководством В. В. Краевского, И.Я.Лернера и М.Н.Скатки-на и которая стала ориентиром для значительной части разработ­чиков стандартов общего среднего образования в период модер­низации образования. Она нашла применение также в исследова­нии конкретных проблем содержания высшего педагогического образования. В этой главе также рассматриваются цели образова­ния на современном этапе; способы их воплощения в содержании и организации образовательного процесса в условиях модерниза­ции образования; раскрывается связь между гуманистической ори­ентацией образования и определением его содержания; соотно­шение между общими представлениями о социальной функции человека и конкретными концепциями содержания образования


в истории отечественной дидактики и в настоящее время. Кроме того, в этой главе приводятся примеры разработки содержания образования на различных основаниях. Детально характеризуется содержание образования как педагогическая модель социального опыта, уровни и принципы формирования содержания образова­ния.

Анализируются проблемы общепредметного и предметного содержания образовательных стандартов, а также вопросы опре­деления допредметного минимума содержания, раскрывается структура и специфика конструирования образовательных про­грамм и учебников личностно ориентированного типа.

В главе 6 «Образовательный процесс» дается краткое изложе­ние современного состояния образовательного процесса, рассмат­риваются структура и виды педагогических технологий, их связь с формами и методами обучения, приводится типология форм и методов продуктивного обучения. Среди средств обучения и кон­троля выделяются современные компьютерные, мультимедийные средства, интернет-технологии и ресурсы. Специфика личностно-ориентированного подхода к обучению раскрывается на основе применения методов рефлексии на разных этапах учебного про­цесса: в начале изучения темы, в процессе развития образова­тельных ситуаций, на стадии самосознания и оценки учащимися образовательных результатов.

Глава 7 «Инновации в обучении» посвящена рассмотрению особенностей инновационных процессов в отечественной школь­ной практике последних лет. В ней предлагается типология педаго­гических нововведений, приводятся данные об отношении педа­гогов к нововведениям, перечисляются, препятствующие им фак­торы. На примере дистанционного обучения раскрываются осо­бенности соотношения дидактики и методики обучения в про­цессе проектирования и освоения педагогических новшеств: ди­станционных эвристических олимпиад и проектов, дистанцион­ного профильного обучения.

В конце каждого раздела имеются вопросы и задания для само­контроля, а также практикум.



Глава 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.