КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. зав. кафедрой педагогики Московского государственного областного
Рецензенты: зав. кафедрой педагогики Московского государственного областного университета, доктор педагогических наук, профессор Л. П. Крившенко; профессор кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук М. И. Кряхтунов Краевский В. В, К774 Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с. 18ВК 978-5-7695-2928-3 В пособии представлены дидактика и основы предметных методик обучения. Рассматриваются функции дидактики и методики обучения в проектировании и осуществлении образовательного процесса. Особое внимание уделяется научным основаниям обучения. Представлена культурологическая концепция содержания образования, определены роль и место компетенций и компетентное!ей в обучении. Рассмотрена проблема соотношения общепредметного и предметного в образовательных стандартах, на различных уровнях представления содержания образования. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Рекомендуется также педагогам-исследователям, слушателям системы повышения квалификации. УДК 37.026(075.8) ББК 74.202я73 (1)Н1.-шк111 макет данного издания является собственностью II >,),н>н- п-1 /хо.-к центра «Академия», и его воспроизведение любым способом (чч югласия правообладателя запрещается
Краевский ВВ., Хуторской А.В., 2007 Образовательно-издательский центр «Академия», 2007 Оформление. Издательский центр «Академия», 2007 Предлагаемое пособие посвящено вопросам структуры и соотношения двух отраслей педагогической науки, или педагогических дисциплин, — дидактики и методики. Изложены результаты исследовательской работы, проводившейся авторами в течение ряда лет в области определения научного содержания и взаимосвязи этих отраслей педагогики. Необходимость рассмотрения данной проблемы обусловлена следующими обстоятельствами. Одним из условий дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания является четкое определение места, роли и соподчиненное™ каждого из компонентов, составляющих понятие «педагогические науки», а также соотношения педагогики со смежными науками. Однако в настоящее время теоретические исследования в этом направлении еще далеки от завершения, что затрудняет проведение научных поисков, связанных с раскрытием закономерностей, специфических для различных сторон современного педагогического процесса. Можно указать, например, на такие последствия недостаточного отграничения педагогических наук от смежных, как прямой перенос категорий и терминов последних в дидактику, выведение практических методических рекомендаций непосредственно из положений психологии или же из системы науки, изучающей явления, с которыми школьники должны ознакомиться в ходе обучения. Об отсутствии четких граней между педагогическими и смежными с ними науками, а также внутри круга педагогических наук свидетельствуют продолжающиеся по сей день споры о том, можно ли считать методику преподавания учебного предмета наукой. Все это вызывает необходимость специального освещения связей, существующих между различными отраслями педагогических знаний, а также между педагогическими и смежными с ними науками. В предлагаемом пособии представлен материал, относящийся к решению следующих проблем: - проблемы становления дидактики и методики как наук и эволюции научного обоснования этих отраслей педагогических знаний; - проблемы установления места дидактики в научном обосновании методов обучения предметам школьного курса на разных этапах эволюции этих методов; - проблемы связи дидактики с методикой в том виде, в каком она функционирует в настоящее время, с учетом конкретных дидактических и методических закономерностей и принципов, специфических для этих наук; - проблемы инноваций в обучении, особенностей разработки и освоения новых методических систем, в том числе и системы дистанционного обучения. В связи с этим будет также рассмотрен ряд частных вопросов, связанных с выявлением тех аспектов развития научного обоснования обучения, на которые оказывали непосредственное влияние факторы дидактического порядка: вопрос о собственно методических закономерностях и принципах и о действии в сфере методики закономерностей смежных с ней наук; вопрос о концепциях методики как прикладной и как самостоятельной науки. Качество обучения во многом определяется дидактической и методической разработанностью процесса обучения, основанного на теоретическом анализе педагогической деятельности, рассматриваемой в ее динамике, в реальном практическом осуществлении, а главное — в единстве трех функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей. Результаты педагогических научных трудов в конечном счете должны найти свое отражение в конкретных рекомендациях, учебных пособиях и методических руководствах. В настоящее время в педагогическое сознание все глубже проникает представление о единстве фундаментального и прикладного аспектов педагогического исследования. В пособии представлен материал, отражающий прикладной аспект концепции процесса обучения ~ от общих дидактических оснований конструирования и осуществления процесса обучения до конкретных выводов и рекомендаций, относящихся к модернизации процесса обучения в современной школе. Усиление внимания к нормативной стороне обучения ни в коей мере не означает снижения теоретического уровня пособия. Именно в теоретическом плане в нем нашли отражение такие актуальные задачи, как: - необходимость осуществления принципа единства обучения и воспитания; - развитие самостоятельности мышления и творческой самореализации учащихся в процессе преподавания всех учебных дисциплин; - разработка эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса; - отыскивание продуктивных методов и средств обучения; - преодоление с помощью компетентностного подхода отчуждения ученика от учебно -воспитательного процесса; - формирование у педагогов умения выбирать оптимальные для данной педагогической ситуации методы, формы и средства обучения. В свете последней задачи приобретает значение предпринятая в книге попытка анализа различных сторон деятельности учителя с позиций дидактики как педагогической теории обучения. Эта деятельность рассматривается, с одной стороны, как объективно существующий элемент процесса обучения, а с другой — как главный фактор порождения этого процесса, когда учитель выступает в качестве его организатора. Разработка теоретического представления о том, какими должны быть в свете упомянутых задач методы и способы организации процесса обучения, необходима потому, что такое представление может явиться важным показателем качества обучения, эталоном для сравнения с реально применяемыми методами и способами. В этой функции его можно будет положить в основу объективной оценки качества обучения. В соответствии с общей позицией авторов обучение выступает как целостный объект дидактического анализа и конструирования. Особое внимание уделено специфике дидактического подхода к учебно-воспитательному процессу. Книга состоит из семи глав. В главе 1 «Дидактика и методика в системе педагогических наук рассматриваются вопросы, связанные с образованием в целом, представленным как общественное явление и как объект педагогической науки, раскрывается его роль и современное состояние, обосновывается необходимость выделения и специального изучения отдельных аспектов образовательной деятельности. Также в этой главе дается общее понятие о дидактике как педагогической дисциплине, выбирающей в качестве объекта изучения обучение, анализируется специфика дидактики как одной из областей социально-гуманитарного знания, ее понятийный состав, раскрывается связь дидактики с другими отраслями знания. Конкретно характеризуются закономерности и принципы обучения в связи с реализаций дидактикой ее специфических функций по отношению к педагогической действительности — научно-теоретической и конструктивно-технической. В главе 2 «Соотношение дидактики и методики обучения» исследуется эволюция взаимосвязи дидактики и методики, рассматриваются цели, задачи, структура предметных методик обучения, их взаимосвязь с педагогическими и непедагогическими науками. Уделяется внимание методологическим основам предметных методик обучения. Рассматриваются закономерности и принципы обучения в дидактике и методике. Также в этой главе определяются сходства и различия между методикой и соответствующей наукой или изучаемой предметной областью, выясняется отличие
методик обучения от педагогических технологий, приводятся примеры, даются характеристики учебно-воспитательного процесса. В главе 3 «Научное обоснование обучения» характеризуются аспекты, в которых обучение предстает по отношению к дидактике, с одной стороны, изучающей ее, а с другой — конструирующей (проектирующей). В широком контексте научного обоснования образовательной практики рассматриваются функции дидакгики и методики по отношению к научной и практической деятельности. Предлагается восемь ярусов научного обоснования обучения. Анализируется изменяющийся характер связей дидактики и методики. Представлена модель деятельности по проектированию обучения. Глава 4 «Ключевые и предметные компетенции» посвящена актуальной для современного педагога проблеме, связанной с подготовкой учащихся к деятельностному освоению изучаемых дисциплин с позиций их личностной и социальной значимости. В ней предлагается структура образовательных компетенций, в которую входят знания, умения и навыки, относящиеся к заданному кругу изучаемых объектов, социально-практическая обусловленность и личностная значимость компетенции для ученика, способы его деятельности, минимально необходимый опыт в сфере данной компетенции. В ракурсе соотношения дидактики и методики выделяется трехуровневая иерархия компетенций, в которую входят: I) ключевые компетенции, отражающие метапредметное содержание образования; 2) общепредметные компетенции, относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. В данной главе уделяется внимание вопросам проектирования предметных компетенций и формирования с их помощью соответствующих компетентностей учащихся. В главе 5 «Содержание и структура образования» излагается культурологическая концепция содержания образования, основы которой были заложены в 1970—1980 гг. научным коллективом под руководством В. В. Краевского, И.Я.Лернера и М.Н.Скатки-на и которая стала ориентиром для значительной части разработчиков стандартов общего среднего образования в период модернизации образования. Она нашла применение также в исследовании конкретных проблем содержания высшего педагогического образования. В этой главе также рассматриваются цели образования на современном этапе; способы их воплощения в содержании и организации образовательного процесса в условиях модернизации образования; раскрывается связь между гуманистической ориентацией образования и определением его содержания; соотношение между общими представлениями о социальной функции человека и конкретными концепциями содержания образования в истории отечественной дидактики и в настоящее время. Кроме того, в этой главе приводятся примеры разработки содержания образования на различных основаниях. Детально характеризуется содержание образования как педагогическая модель социального опыта, уровни и принципы формирования содержания образования. Анализируются проблемы общепредметного и предметного содержания образовательных стандартов, а также вопросы определения допредметного минимума содержания, раскрывается структура и специфика конструирования образовательных программ и учебников личностно ориентированного типа. В главе 6 «Образовательный процесс» дается краткое изложение современного состояния образовательного процесса, рассматриваются структура и виды педагогических технологий, их связь с формами и методами обучения, приводится типология форм и методов продуктивного обучения. Среди средств обучения и контроля выделяются современные компьютерные, мультимедийные средства, интернет-технологии и ресурсы. Специфика личностно-ориентированного подхода к обучению раскрывается на основе применения методов рефлексии на разных этапах учебного процесса: в начале изучения темы, в процессе развития образовательных ситуаций, на стадии самосознания и оценки учащимися образовательных результатов. Глава 7 «Инновации в обучении» посвящена рассмотрению особенностей инновационных процессов в отечественной школьной практике последних лет. В ней предлагается типология педагогических нововведений, приводятся данные об отношении педагогов к нововведениям, перечисляются, препятствующие им факторы. На примере дистанционного обучения раскрываются особенности соотношения дидактики и методики обучения в процессе проектирования и освоения педагогических новшеств: дистанционных эвристических олимпиад и проектов, дистанционного профильного обучения. В конце каждого раздела имеются вопросы и задания для самоконтроля, а также практикум. Глава 1
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |