КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). Пг., 1916. С. 28—29
Гегель Г.-В.-Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. С. 61. «хотели, как лучше», а получилось если не «как всегда», то по крайней мере совсем не так, как хотели. Вместо «Свободы, Равенства и Братства» — якобинский террор, наполеоновская диктатура и наполеоновские войны. Но последствия Великой французской революции порождают и иное направление размышлений. «После крушения французской революции, этой необузданно-мятежной попытки осуществить мечты радикальных реформаторов, своевольно, рационально-самочинной человеческой волей заново построить человеческое общество, возникло сознание, что человеческому самочинию поставлены пределы, что есть вечные, неизменяемые начала общественной жизни, над которыми не властна человеческая вопя. Таково именно основное содержание гениальной, религиозно осмысленной интуиции Жозефа де Местра, под влиянием которой возник замысел "социологии" Огюста Конта. "Абстрактному" или "метафизическому" мировоззрению доктринеров XVIII века, которые хотели строить общественный порядок на основании отвлеченных планов, Конт противопоставляет "социологию" как положительную науку об обществе, познающую естественную, неотменимую человеческой волей закономерность общественной жизни. Так зародился замысел обобщающего социального знания, который с того времени... разрабатывается под именем социологии». С. Л. Итак, в начале XIX в. формируются два полюса. С одной стороны, историки, последовательно придерживающиеся принципа историзма, отказывающиеся от оценок и выводов. С другой — сторонники философских подходов — от гегельянства до позитивизма, утверждающие, что история нужна для понимания настоящего как основа активного социального действия. Наиболее взвешенную позицию в этой скрытой, но упорной полемике занимают в XIX в. историки права, принадлежащие к сформировавшейся на рубеже XVIII—XIX вв. «исторической школе» права. Принципы «исторической школы» права были сформулированы немецким юристом Фридрихом Карлом Савиньи, утверждавшим, что право не может быть выстроено на чисто рациональных основаниях, оно является продуктом развития «народного духа». «Историческая школа» права получила распространение и в России. В частности, М. Ф. Владимирский-Буданов, отмечая кризис господствовавшей в XVIII в. теории «естественного права», пишет: «После переворота XVIII в. и разочарования, постигшего европейское общество в первой четверти XIX в., нельзя уже было признать 4 Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 19. истинным выражением права ни законы действующие, ни право философски построенное; оставалось признать таким право исторически данное, т.е. выразившееся в целой истории какого-нибудь народа»5. Аналогичную мысль находим у Н. П. Загоскина: «...право не должно и не может быть рассматриваемо ни как исключительный императив разума, ни как исключительный продукт природы, ни как результат непосредственной творческой деятельности человека... право каждого отдельного народа есть продукт всей предшествовавшей исторической жизни его, и... единственным источником права является правовое сознание народа, представляющееся органической частию всего его мировоззрения»6. Итак, в начале XIX в. окончательно оформилась еще одна функция научного исторического знания — служить основой законотворчества и принятия политических решений. С этой функцией самым тесным образом связана еще одна — формирование социальной идентичности. В XIX в. речь должна идти прежде всего о национально-государственной идентичности. Естественно, если законотворчество и развитие права рассматриваются как один из основных факторов исторического развития, то необходимо консолидировать тот социум, который подвергается правовому регулированию. Эту особенность историографии XIX в. очень точно подметил знаменитый английский историк прошлого, XX в. Арнольд Тойнби. Выделяя индустриализм и национализм как две господствующие тенденции в историографии XIX — первой половины XX в., Тойнби пишет, что до 1875 г. они действовали однонаправленно и в силу этого полностью определяли мышление профессиональных историков: «...глубинное побуждение охватить и понять целостность Жизни имманентно присуще мышлению историков, поэтому разделение труда, характерное для индустриальной системы, действовало столь раздражающе, что они восстали бы против его тирании, если бы не существование в современной западной жизни второго доминирующего института, который оказался в состоянии совместить целостность взгляда на историю с индустриализацией исторического мышления. Таким вторым институтом оказалось "суверенное государство", которое в наш "демократический" век вдохновляется духом национального единства [выделено мной. — М. Р.]»7. С.З. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Пг.; Киев, 1915. 6 Загоскин Н. П. История права русского народа. Казань, 1899, С. 9. 1 Тойнби А. Постижение истории: Пер. с англ. М., 1991. С. 17. Мы прекрасно знаем, что XIX в. — век многотомных национальных историй: Маколей — в Англии, Мишле — во Франции, фон Роттек — в Германии. Но особенно любопытна ситуация в огромной многонациональной России и во все еще раздробленной Германии. На протяжении XIX — начала XX вв. в России последовательно появляются «История государства Российского» Н. М. Карамзина, «История России» С. М. Соловьева, «Курс русской истории» В. О. Ключевского, «Очерки по истории русской культуры» П. Н. Милюкова. Уже по названиям мы можем проследить изменение объекта исследования, расширение его границ. В трудах С. О. Шмидта в последние годы выявлен грандиозный масштаб и особый характер социокультурного воздействия «Истории государства Российского» Карамзина на русское общество, на формирование социальной памяти, лежащей в основе национальной идентичности8. Примечательно, что в те же годы, когда Карамзин том за томом публикует свой труд, начинается собирание германских земель, и начинается оно с осмысления общности истории германского народа, чему призвано способствовать фундаментальное издание источников «Monumenta germaniae historica», первый выпуск которых вышел в 1826 г.9 Не случайно, что в XIX в. среди профессиональных историков возобладал лозунг «история пишется по источникам». Да и Тойнби связывает национальные историописания с единством источниковой базы:
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |