Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональный психолог как учёный – исследователь




Профессиональная деятельность психолога. Психолог – учёный, психолог – практик, психолог - преподаватель

Тема 6.

Три основные типа профессиональной деятельности психологов: научные исследования, практическая психологическая работа и обучение психологическим знаниям (преподавание).

 

Научно-исследовательская деятельность в области фундаментальной и прикладной психологии – один из наиболее распостранённых и престижных типов деятельности современных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят исследования различных психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний и свойств. Исследования направлены на поиск психологических знаний, на объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений.

Основная цель научной психологии заключается в познании психологии людей научными методами (наблюдение, эксперимент, беседа, тестирования и т.д.). Ученые стремятся к получению новых научных фактов, и к поиску общих психологических закономерностей.

В области фундаментальной научной психологии изучаются общие законы и механизмы психической деятельности, проводятся прикладные исследования функционирования психики в отдельных сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей. Для изучения и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, например, индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, общение, способности, уровень притязаний и др. Для описания взаимосвязей и механизмов разрабатываются научные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления.

Научно-психологические исследования характеризуются объективностью, обобщенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты и понятия.

 

Основные задачи исследовательской деятельности:

· объяснение психологических феноменов,

· доказательство тех или иных теоретических положений (гипотез),

· прогнозирование определенных психологических фактов.

 

В течение длительного времени шли дискуссии о том, является ли психология естественной или гуманитарной наукой. Одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарными науками (психология личности, социальная психология и др.), другие – с естественными (нейропсихология, патопсихология и др.). Это линейное деление наук на гуманитарные и естественные.

В нелинейной классификации наук, разработанной Б.М.Кедровым, психология помещена внутри треугольника, вершины которого составляют естественные, гуманитарные и философские науки.Особое место между всеми тремя основными разделами наук занимает психология. Она изучает психическую деятельность человека с естественноисторической стороны (отсюда ее связь с физиологией высшей нервной деятельности как частью биологических наук, следовательно, с естествознанием) и со стороны социальной (отсюда ее связь с педагогическими науками как отраслью общественных наук). Но все же теснее всего ее связи с наукой о законах мышления, следовательно, с философией.

 

Основные этапы психологического исследования.

1. Обзор и анализ научной литературы. На этом этапе ученые анализируют, сравнивают и обобщают описанные научные факты, концепции, полученные другими учеными, выявляют на этой основе cуществующие подходы к изучению тех или иных психологических проблем, выявляют нерешенные научные проблемы.

2. Разработка, организация и проведение психологического исследования, направленного на сбор эмпирических данных.

Термин «эмпирия» происходит от греческого слова «empeiria» (опыт). В настоящее время под эмпирией (эмпирикой) понимают любую совокупность научных фактов, данных. Эмпирическим называют такое исследование, цель которого – получение данных различными способами: методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного и естественного эксперимента, моделирования.

Термин «эксперимент» происходит от латинского слова «experimentum» (проба, опыт) и означает научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Экспериментальные данные являются в то же самое время и эмпирическими.

3. Обработка результатов научного исследования. Эмпирические данные, полученные исследователем, обрабатываются с помощью количественных и качественных методов. Для квалифицированной обработки эмпирических данных, для надежного доказательства научных гипотез обычно используются метода математической статистики.

4. Анализ, систематизация, интерпретация (объяснение) полученных и обработанных данных, формулировка обобщенных выводов.

 

Таким образом психологи-ученые выявляют научные факты, углубляющие наши знания о психическом мире людей (или животных), изучают закономерности психической жизни, разрабатывают теории, позволяющие объяснить психологические факты и закономерности, создают методы психологического исследования.

В истории общей психологии предпринимались попытки создания различных классификационных систем методов исследования. Одной из самых распространенных классификаций является классификация Б.Г.Ананьева, в которой в качестве основания выступает характер действий исследователя. Методы в ней разделены на четыре группы:

организационные, методы обработки данных, интерпретационные, эмпирические методы.

· организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный),

· методы обработки данных (количественный (математико-статистический) анализ и качественный анализ),

· интерпретационные методы (генетический и структурный метод),

· эмпирические методы (самонаблюдение, наблюдение, эксперимент, беседа, интервьюирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, социометрия, тестирование).

 

Научные исследования проводятся в рамках написания учебных работ (курсовых) и выпускной квалицификационной работы (диплома). После окончания ВУЗа студент – психолог может продолжать обучение поступив в магистратуру, а в последствии – в аспирантуру. Диссертация (от лат. dissertatio - рассуждение, исследование), научная работа, подготовленная с целью её публичной защиты для получения учёной степени.

 

Результаты проведённых исследований излагаются в научных публикациях (книгах, статьях) и выступлениях на научных конференциях и симпозиумах. Научные статьи и результаты проведённой работы излагаются специфическим, научным языком.

 

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления.

Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.

Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.

Эмоциональность, как и экспрессивность, в научном стиле, который требует объективного, «интеллектуального» изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта.

 

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными). Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе.

Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики.

В области морфологии наблюдается использование более коротких вариантов форм, что соответствует принципу экономии языковых средств.

Для связи частей текста используются специальные средства (слова, словосочетания и предложения):

· указывающие на последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.),

· на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.),

· на причинно-следственые отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.),

· на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.), н

· а близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).

Общие рекомендации изложение текста научной работы:

• Следует избегать слишком длинных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Если предложения все равно получаются слишком длинными, нужно попытаться разделить; закончив написание работы перечитайте написанное: каждое написанное слово и предложение должно быть вам понятно.

• Абзацы следует делать почаще, не забывая, однако, о том, что в них должно быть больше одного предложения. Лучше избегать абзацев более страницы, так как они трудны для восприятия при чтении;

• Нежелательно употребления местоимения "я", вместо которого рекомендуется писать "мы". Но лучше всего использовать безличные выражения вроде "можно сделать вывод", "в данном случае следует сказать", "нельзя согласиться с мнением" и т.д.

- При написании работы не следует использовать метафоры, и другие литературные средства; по – крайней мере нужно свести их к минимуму; а также следует избегать просторечивых выражений.

- что «английский» порядок слов в предложении – «подлежащее, сказуемое, остальные члены предложения» – как нельзя лучше подходит для научного текста;

- не рекомендуется начинать предложения со служебных слов (частиц, предлогов, союзов) и вообще "резких", "отрывистых" слов (типа "но", "однако", "также" и тому подобных).

 

В зависимости от количества авторов и структуры книги выделяют следующие типы психологических изданий:

Монография (книга содержащая изложение результатов научного исследования, посвящённого одному вопросу); если она написана несколькими авторами – коллективная монография; сборник научных трудов – содержит несколько статей, посвящённых ряду проблем сходной тематики, но не соединённых общей идеей или структурой исследования.

 


Для информирования коллег о результатах решения конкретной научной проблемы психологи используют периодические издания, например журналы («Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Журнал психотерапии и психоанализа» и др.).

· http://psyjournal.ru/ Журнал психологии и психоанализа

· http://www.psyedu.ru/ Электронный журнал «Психологическая наука и образование»

· http://www.voppsy.ru/ Журнал Вопросы психологии

· http://www.ipras.ru/ Психологический журнал РАН

· http://www.psystudy.ru/ Журнал психологические исследования

· http://www.kon-ferenc.ru/ Конференции России

· http://www.moluch.ru/ Журнал Молодой учёный




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 6114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.