Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы в психологическом консультировании




 

В психологическом консультировании наиболее устойчиво выделяемыми (в отечественной и зарубежной психологии) подходами к его осуществлению называют следующие (критерий выделения - на чём концентрируется подход):

  • поведенческое (бихевиоральное) направление, в том числе:

· рационально-эмоциональная поведенческая терапия А. Эллиса (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс[1], относят его к когнитивному направлению)

· клиническая поведенческая терапия (Марвина Р. Голдфрида и Герольда Дэвисона). А. Эллис относит его к когнитивному направлению.[12]

  • психодинамическое (психоаналитическое) направление, в том числе:

· психоанализ З. Фрейда и др.

· индивидуальная психология А. Адлера

· аналитическая психология К. Г. Юнга

· самоанализ К. Хорни

  • гештальттерапевтическое направление Ф. Перлза (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс[1], относят его к гуманистическому направлению)
  • психодраматическое направление Я. Л. Морено
  • когнитивное направление, в том числе:

· социально-когнитивное консультирование А. Бандуры

· когнитивное консультирование А. Бека

· краткосрочная терапия Ирвинга Джайниса

  • экзистенциальное (экзистенциально-гуманистическое) направление, в том числе:

· экзистенциальное консультирование И. Д. Ялома и Р. Мэя

· личностно-центрированное консультирование К. Роджерса

· транзактный анализ Э. Берна

· логотерапия В. Франкла

· консультирование реальностью У. Глассера

  • конструктивистские направления, в том числе:

· нарративное направление

· диалогическое направление, в том числе:

· теория диалогического я Г. Херманса

· феминистское направление;

  • эклектическое и интегративное направление, в том числе:

· мультимодальное консультирование А. А. Лазаруса

· консультирование по жизненным умениям Р. Нельсона-Джоунса

 

Под психотерапией понимают широкую область научной и практической деятельности специалистов, внутри которой существует большое количество разнообразных теоретико-методологических подходов. Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделей психотерапии.

В узком смысле слова психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и собственной личности.

Бесспорно идея, объединяющая почти все имеющиеся в психотерапии подходы, - стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов, комплексов, освобождения ее потенциала, это идея изменения, трансформации человеческого Я.

Согласно современным взглядам в немедицинской психотерапии можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы:

- исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении,

- улучшение субъективного самочувствия и укрепления психического здоровья,

- изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми,

- развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений,

- содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.

Разновидности психодинамического подхода:

· классический психоанализ З.Фрейда,

· индивидуальная психология А.Адлера,

· аналитическая психология К.Г.Юнга,

· эго-психология (А.Фрейд, Г.Хартман и др.),

· неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливен),

· теоретики объектных отношений (М.Клейн, Г.Кохут, О.Кернберг).

Экзистенциально-гуманистический подход опирается на философские идеи экзистенциализма и феноменологии.

Гуманистическая психотерапия основывается на следующих положениях:

- лечение есть встреча равных людей,

- улучшение у клиентов наступает само, если терапевт создает правильные условия – помогает осознанности, самопринятию и выражению клиентов своих чувств;

- наилучший способ – создание отношений безусловной поддержки и принятия,

- клиенты полностью ответственны за выбор своего образа мыслей и поведения.

Представители экзистенциально-гуманистического направления: Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, И.Ялом и др. В психотерапии к экзистенциально-гуманистическому направлению относят: клиент-центрированную психотерапию, гештальттерапию, логотерапию, психодраму, первичную терапию А.Янова, трансцендентальную медитацию, экзистенциальную психотерапию, дзэн-психотерапию и др.

Поведенческие терапевты рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Психотерапия связана с необходимостью формирования у обратившегося за помощью человека оптимальных поведенческих навыков, что реализуется с помощью следующих методов:

- позитивного и негативного подкрепления,

- наказания,

- систематической десенсибилизации,

- викарного научения (термин «викарный» означает «замещающий»).

В настоящее время популярен психотерапевтический подход, получивший название нейролингвистического программирования, который имеет корни в поведенческом направлении. Под НЛП его авторы (Р.Бэндлер и Д.Гриндер) понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделения структуры процесса. НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и использует методы, применяемые лучшими психотерапевтами всех направлений.

Не существует четких и однозначных критериев, по которым можно было бы судить об эффективности всех направлений деятельности практического психолога.

Эффективность психокоррекционной работы связана со следующими моментами:

1. динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, т.е. успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;

2. эффективность психокоррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;

3. эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

При оценке эффективности психологического консультирования и психотерапии выделяют следующие показатели:

1. субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире,

2. объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях,

3. устойчивость изменений в последующей после получения психологической помощи жизни человека.

 

Консультативный контакт – уникальный динамический процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни.

На консультативный контакт влияют чувства и установки, которые участники процесса испытывают друг к другу. Особенностью контакта является преобладание эмоциональности над когнитивностью. Качество контакта зависит от двух факторов: терапевтического климата и навыков консультанта в поддержании общения. Терапевтический климат включает следующие компоненты: создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, способность к эмпатии и безусловному уважению клиента. К навыкам консультанта относят вербальные навыки, которые направлены на установление доверительных отношений, и невербальные (мимика, жесты, поза, громкость голоса и темп речи, контакт глаз). Главным критерием в определении качества терапевтического климата является степень доверия клиента. Умение создавать терапевтический климат определяется личностными качествами психолога и уровнем его профессионального мастерства.

Основные рекомендации по выработке умения создавать доверительную атмосферу в работе с клиентом:

- все внимание во время консультирования следует уделять клиенту, не отвлекаясь на посторонние дела,

- предоставлять клиенту возможность высказаться, сохраняя интерес к его жизни, но не проявляя при этом излишнего любопытства,

- проявлять тактичность при соприкосновении с внутренним миром клиента, уважительно относиться к личным границам,

- соблюдать этический кодекс психолога (конфиденциальность, ответственность и др.),

- не осуждать и не оценивать клиента (это должно быть внутренней позицией),

- не давать советов, а создавать условия для самостоятельного принятия клиентом важных жизненных решений,

- поддерживать в себе искренний интерес к личности клиента и желание помогать ему,

- проявлять дружелюбие, естественность, искренность, непринужденность,

- разграничивать личные и профессиональные отношения.

На создание терапевтического климата влияют такие внешние факторы, как оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве, структурирование времени работы.

Суть профессиональных действий психолога может быть сведена к способности трансформировать свою человеческую реакцию в терапевтическое послание (то обращение к клиенту, которое стимулирует гео личностные ресурсы в осознании своей проблемы и поиск новых способов поведения).

Существует групповая и индивидуальная формы психологической работы. Одним из главным преимуществ психологической работы в группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению. Отчуждение может возникнуть при индивидуальной работе с психологом, часто не может избавиться от ощущения, что его проблема единственная в своем роде. Оказавшись в тренинговой или психотерапевтической группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что другие переживают сходные чувства.

Важное отличие группового взаимодействия от диадического состоит в том, группа способна отразить общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, а это дает возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя.

В группе участники тренинга имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. При получении психологической помощи через группу человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди партнеров.

В группе участники могут идентифицировать себя с другими. В результате этого возникают эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия. Группа в большей степени, чем индивидуальное консультирование облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.

Большинство психотерапевтов и психологов сходится во мнении, что участниками тренингов могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами.

Согласно мнению специалистов, не подходят для участия в групповой работе люди с очень высокой тревожностью, излишне эмоциональные, способные к сильным проявлениям агрессии, люди с низкой самооценкой, конфликтные личности. Не следует включать в тренинги людей, для которых предпочтительной оказывается индивидуальная психологическая помощь.

Под тренинговыми группами понимают все специально возданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.

Специфические черты тренингов:

- соблюдение ряда принципов групповой работы;

- нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии,

- наличие более или менее постоянной группы (7-15 человек);

- определенная пространственная организация;

- акцент на взаимоотношениях между участниками группы,

- применение активных методов групповой работы;

- объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

- атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Тренинг своим содержанием отражает определенную парадигму направления, которого придерживается психолог:

1. Тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления убираются вредные и ненужные.

2. Тренинг как тренировка, в результате которого происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.

3. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача психологических знаний, развитие некоторых умений и навыков.

Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие психолога на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Коррекционная работа строится на основании существующих представлений об определённой «норме развития» (например, о том насколько должны быть развиты познавательные, эмоциональные и волевые процессы). Термин «коррекция» подразумевает целенаправленное воздействие, целью которого является приведение психического состояния человека в соответствии с заранее известной «нормой».

Психокоррекционная работа может проводится в двух основных формах – групповой и индивидуальной. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой - работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, и эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Также, групповая психокоррекция может быть направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирование умения анализировать поведение и состояние других людей, умение адекватно воспринимать себя и окружающих.

Целью психокоррекционной работы может быть – преодоление дефицита внимания, помощь в преодолении трудностей умственного развития, коррекция неадекватных эмоциональных реакций, укрепление самооценки и самообладания, коррекция личностных качеств, норм поведения и социального взаимодействия человека. Отклонения от психологической нормы может быть связано с серьёзными отклонениями психического развития, поэтому при осуществлении психокоррекции психолог тесно сотрудничает с психиатром, психоневрологом и социальным педагогом. Поводом к проведению психокоррекционной работы являются трудности в учебной деятельности, нарушения поведения и дезадаптация школьников, проблемы в профессиональной или повседневной деятельности, в эмоционально-волевых переживаниях человека.

Как правило, при проведении психокоррекции составляется определённая программа на основе результатов психодиагностического обследования. Она разрабатывается в соответствии с теми методологическими принципами, которых придерживается практический психолог.

Г.С.Абрамова указывает, что осуществление психокоррекционной работы может происходить на трех позициях:

1. «Делай как я!» (психолог берет ответственность на себя и предлагает довольно жесткую схему работы);

2. «Давай сделаем вместе!» (психолог делится ответственностью с клиентом);

3. «Выбирай их этих способов сам!» (клиенту предлагается самому взять ответственность за себя).

Выделяют два подхода в осуществлении психокоррекционной работы:

1. Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной» психотехнологии.

2. Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и на уникальность его психического и личностного развития.

 

Разнообразные методы психокоррекции формировались в рамках существующих психологических направлений, основными из которых считается бихевиористское и экзистенциально-гуманистическое.

В бихевиористском направлении отклонения от нормы рассматриваются как результат «вредного» научения. Упор делается на изменении тех форм поведения, которые не соответствуют обстоятельствам жизни клиента; коррекционная работа осуществляется как обучение нужным формам поведения.

В экзистенциально-гуманистическом направлении коррекционная работа – создание условий для позитивных личностных изменений (личностного роста, самоактуализации, расширении пространств бытия). Т.е. ориентация личности на уникальные возможности, потенциалы и ресурсы.

Также, ряд теоретиков относят к психокоррекции и психоаналитическое направление, что является результатом ошибочного представления о существующей теории психоанализа в принципе.

 

Методы и приемы психокоррекции рассматриваются не только с позиций теоретических направлений психологии, но и с точки зрения целей психокоррекции.

Выделяют следующие методы:

1. Методы усиления регуляции функций психики, развития эмоционального самоконтроля и самоуправления; осуществляется коррекция познавательных и эмоциональных компонентов саморегуляции через убеждение, развитие контролирующих эмоций и формирование адекватных реакций на различные внешние воздействия со стороны.

2. Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которых выступают нормативные комплексы, обуславливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам, протест против регламентации, ощущение необоснованного лишения свободы часто приводит к вредным привычкам, нездоровым пристрастиям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 10649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.