Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты. Русскоязычныйвариант шкалы MPSстандартизован




Русскоязычный вариант шкалы MPS стандартизован. С уче(том данных, полученных в процессе исследования, проведенного с использованием выборки, состоящей из девятисот подростков 14-17 лет, учащихся старших классов средних общеобразователь(

ных школ, была выведена относительная норма уровня перфек(ционизма для старших подростков, также были выведены нормы уровней составляющих перфекционизма: ориентированного на себя, ориентированного на других, социально предписанного пер(фекционизма. Был описан тип соотношения этих трех элементов, образующий некую идеальную структуру, "нормальный" профиль, с которым впоследствии сравнивались профили испытуемых с различными важными для исследования характеристиками.

В дальнейшем будут проведены более масштабные исследо(вания в этой области, а также установлены нормы возраста.

Адаптируемая шкала MPS валидна, так как у испытуемых специальных выборок (пациентов НЦПЗ при РАМН и отличников) был выявлен чрезвычайно высокий, существенно отличающийся от нормального уровень перфекционизма.

Большинство характеристик перфекционизма соответствует характеристикам "педантической личности" в теории акцентуиро(ванных личностей Леонгарда. "Педантической личности" в свою очередь соответствует анакастическая психопатия. Поэтому па(циенты с анакастической психопатией по определению должны демонстрировать высокий уровень перфекционизма, являться не(вротическими перфекционистами; эту тенденцию адекватно от(разил адаптируемый русскоязычный вариант MPS.

Валидность адаптируемого русскоязычного варианта шкалы MPS доказывает также тот факт, что у российских испытуемых с определенными девиациями было выявлено доминирование именно тех составляющих перфекционизма, которые, по мнению авторов концепции перфекционизма, должны доминировать у испытуемых с этими девиациями.

Перфекционизм — характерная черта одаренных детей. В соот(ветствии с этим положением теории перфекционизма, адаптируе(мая шкала MPS выявила чрезвычайно высокий уровень перфекцио(низмау отличников, учеников старших классов, охарактеризованных учителями, как способных, старательных учеников, как «гордость школы».

У невротических перфекционистов был выявлен чрезвычайно высокий уровень требований к себе, к другим, а также социально предписанных требований. Отличники, которым по определению должен быть присущ высокий уровень перфекционизма, также вошли в «группу риска» формирования невротического перфек(ционизма и связанных с ним девиаций. Русскоязычный вариант шкалы MPS выявил характерную (судя по описания западных ис(

следователей) для испытуемых с различными диагнозами струк(туру перфекционизма. Соответственно, можно заключить, что шкала MPS в ее русскоязычном варианте вполне адекватно выяв(ляет уровень и структуру перфекционизма у испытуемых.

Адаптируемая шкала MPS надежна, таккакуровень и струк(тура перфекционизма у испытуемых, которые выявлены с ис( пользованием MPS, устойчивы и выявляются снова по прошест(вии времени без значительных изменений.

Доминирующие составляющие перфекционизма у испытуемых остаются таковыми по прошествии времени; испытуемые снова попадают в туже группу, характеризующуюся отношением уров(ня перфекционизма к нормальному. Особенно устойчивыми сте(чением времени остаются характеристики перфекционизмау ис( пытуемых, попавших в «группу риска».

Итак, русскоязычный вариант шкалы MPS адекватно отражает устойчивую личностную черту перфекционизм. Мы можем предположить, что перфекционизм старших подростков как пси(хологическая реальность, измеряемая русскоязычным вариантом MPS, является многомерным явлением (трехмерным).

Структура перфекционизма российских подростков не состоит из трех составляющих перфекционизма в чистом виде. Однако в каждом из трех выделенных компонентов структуры перфекцио(низма российских подростков присутствует в качестве наиболее значимого, смыслообразующего элемента одна из описанных со( здателями MPS составляющих перфекционизма.

Проверка шкалы на валидность, сравнительный анализ профи(лей, проверка шкалы на надежность показали, что данная мето(дика может быть использована в целях диагностики риска потен(циальных девиаций, анализа причин установленных девиаций.

Результаты стандартизации шкалы позволяют составить пер(воначальное представление о нормальном уровне перфекциониз(ма для старших подростков, о нормальной структуре соотноше(ния требований, предъявляемых к себе, к другим и социально предписанных требований.

Хотя в результате факторизации три составляющие перфекци(онизма не выделились в чистом виде в отдельные факторы, од( нако типы профилей, образующихся из суммарных оценок трех субшкал, как показало исследование, адекватно отражают струк(туру перфекционизма испытуемых

Различным видам девиации присущи различные типы профи(ля; таким образом, суммарные оценки трех субшкал также, как и

общий суммарный балл по шкале, позволяют отличить норму от патологии, диагностировать риск потенциальных девиаций.

Данные, полученные в результате стандартизации, могут быть учтены при проведении в дальнейшем более масштабных иссле(дований в этой области, целью которых будет получение норм возраста. Также в будущем русскоязычный вариант MPS будет апробироваться на взрослой выборке.

Выводы

Задачи исследования выполнены: шкала стандартизована, прошла проверку на надежность, валидность и внутреннюю согла(сованность с субшкалой.

Результаты повторной факторизации позволяют составить представление о структуре перфекционизма у старших подрост(ков(россиян.

Шкала адаптирована и может быть использована для исследо(вания уровня и структуры перфекционизма.

Русскоязычный вариант MPS подготовлен к использованию в исследованиях, посвященных изучению проблемы перфекцио(низма, которые будут проводиться в России.

Русскоязычный вариант методики, позволяющей исследовать перфекционизм (измерять его выраженность, исследовать харак(тер направленности перфекционистких тенденций), может быть применен не только в клинической психологии. Перфекцио(низм — явление социальное по своей природе. Проблема пер(фекционизма связана с проблемами развития личности, адапта(ции в социуме. Теперь, когда русскоязычный вариант методики адаптирован, он может быть использован не только для выявле(ния перфекционистских тенденций, прогнозирования риска свя(занных с ними девиаций (психопаталогий, адаптивных проблем и т. п.), установления причин уже выявленных девиаций.

Адаптация методики измерения перфекционизма позволяет по(новому подойти к изучению содержания идеалов подростков. Перфекционизм, как стремление быть совершенным, безупреч(ным во всем, связан с наличием некоего идеала, cоответствовать которому стремится человек.

Представляется целесообразным дальнейшее использование адаптированной методики при исследовании зависимости содер(жания идеалов подростков от уровня перфекционизма, присуще(го им.

Литература

1. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. — М., 1998.

2. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов(на(Дону, 1997.

3. Одаренные дети / Под ред.: Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. — М., 1991.

4. Психология / Под общ. ред.: А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов(на(Дону, 1998.

5. Собкин В.С. Ценностно(нормативные ориентации старшеклассника. — М., 1995.

6. Blatt S. The Destructiveness of Perfectionism: Implications for the treatment of Depression //American Psychologist. 1999. № 12. Р. 1003-1020.

7. Hewitt P.L., Flett G.L. Perfectionism in the Self and Social Contexts. Conceptualization, Assessment and Association with Psychopathology// J. of Personality and Social Psychology. 1991. № 3. Р. 450-470.

8. Lynd(Stevenson R.M., Haern C.M. Perfectionism and depressive affect: the pros and cons of being a perfectionist // Personality and Individual Differences. 1999. №26. Р. 549-562.

9. PactA.R. Reflections on perfection//American Psychologist. 1984. № 39. Р. 386-390.

10. Pirot M. The pathological thought and dynamics of the perfectionist // Individual Psychology. 1999. №42. Р. 51-58.

11. Sorotzkin B. The quest for perfection: Avoiding quilt or avoiding shame? //American Psychologist. 1985. №22. Р. 564-571.

12. StoberJ. The Frost Multidimensional Perfectionism. Scale Revisited: More Perfect with Four (instead of six) Dimensions. Pathological Worry. Anxiety and Depression//Cognitive therapy and Research. 2001. № 1. Р. 49-60.

13. StoberJ., Joorman J. Worry Procrastination, and Perfectionism: Diffe(rentiating amount of worry, Pathological Worry. Anxiety and Depression // Cognitive therapy and Research. 2001. № 1. Р. 49-60.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.