Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




Читайте также:
  1. E. Закончить операцию кесаревого сечения с последующим постоянным внутривенным введением утеротоников
  2. I ВВедение
  3. I. ВВЕДЕНИЕ
  4. I. Введение
  5. I. ВВЕДЕНИЕ
  6. I. ВВЕДЕНИЕ
  7. I. Введение в историю российской государственности
  8. I. Введение в проблему: лингвистический и семиотический подход в семантике
  9. III. Дидактическое введение исходной «рамки» рефлексии
  10. А. МЕЙЕ «Введение в сравнит, изуче­ние и.-е. языков», 1-е рус. изд.
  11. ВВЕДЕНИЕ
  12. ВВЕДЕНИЕ

Главная цель подготовки специалиста архитектора – овладение методикой архитектурного проектирования на основе комплекса теоретических и практических профессиональных знаний, умений и навыков.

Архитектурное проектирование является основной профилирующей дисциплиной по направлению «Архитектура» и включает в себя три этапа архитектурного проектирования. Первый этап (1-2 курсы) – общая подготовка, второй этап (3 – 4 курсы) – фундаментальная подготовка, третий этап (5-6 курсы) – специальная подготовка.

Общая подготовка состоит из двух частей:

1. Архитектурная графика

2. Начальное проектирование

Данное методическое пособие посвящено архитектурной графике, которая включает в себя два раздела («Линейная графика» и «Тональная графика») и содержит самостоятельные задания по линейной и тональной графике.

Архитектурная графика является средством выражения архитектурной мысли, творческого поиска архитектора, его графическим языком. Полнота и информативность этого языка зависят от его специфических свойств – стиля, условности, лаконизма изображения. Специфика изобразительных приемов в архитектурной графике разнообразна и требует большого мастерства, которое достигается только при многократном выполнении различных графических упражнений. Задача обучения на первом этапе архитектурного проектирования заключается в приобретении необходимых навыков работы с разнообразными графическими материалами, развитии художественно-композиционного мышления, позволяющего решать простейшие архитектурные задачи, а также в профессиональной графической подготовке, обеспечивающей грамотность выражения принятых решений, выработке собственного стиля изображения. Собственный стиль графического изображения – неотъемлемая особенность сложной творческой натуры архитектора, которая отражает его вкус, пристрастия, взгляды и настроение, внутреннее мировоззрение.

Процесс обучения архитектурной графике подчинен определенным стандартам и традиционным правилам, которые позволяют будущему архитектору подготовиться к проектной и графической работе, как на первом, так и на последующих этапах обучения. Здесь большую роль играет знание, оценка особенностей архитектурной графики, понимание процесса профессионального архитектурного изображения. Культура изображения архитектурного объекта – необходимое качество архитектурного творчества. Она достигается с приобретением практических навыков, которые отшлифовываются и совершенствуются в процессе обучения и работы архитектора.

Начальный этап обучения имеет цель не только дать возможность изучить основы архитектурной графики, комплекс художественно-композиционных дисциплин, привить основы художественного вкуса, но и воспитать у студента мировоззрение и профессиональную культуру.



Система самостоятельных работ создает максимально эффективные условия для развития учебной активности, превращая учебную деятельность в своеобразный процесс научного познания. Выполнение самостоятельной работы способствует получению совершенно нового знания или углублению и упорядочению уже имеющихся знаний, обеспечивает накопление комплекса общих приемов, умений, способов умственного и прикладного труда, посредством которых усваиваются необходимые знания.

Раздел I. Линейная графика

Линейная графика – основная техника исполнения чертежа, эскиза, рисунка. Обычно с линии, как средства изображения, начинается процесс архитектурного проектирования, и именно линия выступает средством выражения идеи архитектора. По мере нахождения функционального решения и соответствующей ему архитектурной формы архитектор уже более конкретно использует художественно-технические возможности линейного языка графики. Для того, чтобы выявить структурные особенности формы или пространственные взаимосвязи формы с окружающей средой, архитектор использует контрасты или нюансы линий для выражения динамики, веса, массы сооружения и его окружающей среды.

Например, вертикальные линии вызывают ощущение устойчивости, стабильности; диагональные – динамики, движения вниз или вверх; горизонтальные – покоя, простора, широты; кривые линии передают впечатление замкнутости, текучести. Выразительность линейного языка графики зависит от характера начертания линий (прямая, кривая, толстая, тонкая, сплошная, пунктирная), их цвета и тональности (черная, серая, светлая, темная, цветная). Например, прямая линия по сравнению с кривой выглядит более жесткой, а сплошная по сравнению с пунктирной линией более строгой и определенной. В зависимости от толщины, положения, цвета и материала линии воспринимаются по-разному. Различная фактура линий, зависящая от материала, инструментов и приемов исполнения, создает впечатление материальности изображаемой предметной формы и среды.

Линейная графика – самый простой и распространенный способ изображения архитектурной формы, поэтому для архитектора очень важно овладеть этой техникой.

В группу инструментов для линейной графики входят карандаши, угольные палочки, перья, сангина, фломастеры, рейсфедеры, рапидографы, изографы.

В архитектурной графике применя­ется следующая маркировка каранда­шей: для черчения— ЗТ, 2Т, Т, ТМ (отечественная маркировка), ЗН, 2Н, Н, F, НВ (зарубежная маркировка); для рисунка - ТМ, М, 2М, ЗМ, 4М, 5М, 6М (отечественная маркировка), F, НВ, В, 2В, ЗВ, 4В, 5В, 6В (зарубежная марки­ровка).

При выборе бумаги следует исходить из того, какие цели преследует данный чертеж или рисунок. Для выполнения работы в туши, необходима бумага с гладкой и плотной поверхностью – чертежный ватман хорошего качества.

Упражнения, исполняемые тушью, можно выполнять рапидографами. Рапидограф — самопишущая ручка с трубчато-игольчатым оголовников.

Успешная работа с рапидографом за­висит от соблюдения ряда обязательных для всех видов конструкций правил. Ин­струмент в перерывах между работой необходимо чисто промывать и чис­тить; в процессе работы периодически встряхивать для того, чтобы игла с пор­шнем свободно двигалась в трубке, без чего невозможно качественное выполне­ние линий. Заправлять рапидограф желательно только специальной тушью, заливая ее в баллон в количестве не большем, чем требуется для одно - трехдневной работы (если излишки туши остаются в рапидографе на долгое время, то тушь высыхает и инструмент засоряется).

Рапидографы имеют на оголовниках маркировку, обозначающую толщину ли­ний, для начертания которых предназна­чен каждый инструмент. Маркировка обозначает диаметр рабочей трубчато-игольчатой оконечности оголовника в сотых долях миллиметра, а имен­но – 0, 13; 0, 15; 0, 18; 0, 25; 0, 35 мм и т.д. В архитектурном черчении применяются: для начертания тонких линий — 0, 18; 0, 2 мм; для начерта­ния средних линий — 0, 25; 0, 3; 0, 35 мм; для начертания толстых ли­ний — 0, 5; 0, 7 мм; для заливки ту­шью поверхностей чертежного изображе­ния - 1, 0; 1, 2; 1, 4 мм.

 

Упражнение №1

«Композиция из стилизованного изображения антуража и стаффажа»

Графические способы изображения антуража и стаффажа являются неотъемлемой частью архитектурного проектирования. Они способствуют реализации основной задачи – выявлению архитектурной мысли, заключенной в проекте. Поэтому необходим творческий подход к выбору целесообразных приемов графического оформления чертежей, которые не вступают в противоречие с деловыми достоинствами архитектурного проекта как строительного документа.

Антураж и стаффаж необходим для того, чтобы подчеркнуть стилевые особенности архитектурных сооружений, время постройки, местоположение, особенности ландшафта и окружающей природной среды.

Антуражв архитектурном проектировании – введение в архитектурную композицию стилизованных изображений деревьев, кустарников и других элементов пейзажа.

Стаффажв архитектурном проектировании – введение в архитектурную композицию стилизованных изображений фигур людей, животных, различного вида техники и транспортных средств.

Стилизация – декоративное обобщение и упрощение формы, подчеркивание ее особенностей с помощью ряда условных приемов. Упростить форму вовсе не значит обеднить ее, это значит нужно подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.

Стиль– характерный почерк, свойственный ряду явлений жизни и объединяющий их между собой. Стиль присутствует во всех видах искусства, но формируется он в первую очередь в архитектуре.

Ортогональное изображение –изображение предмета (здания, сооружения и т.п.) в одной плоскости: вид спереди, вид сбоку (главный фасад, боковой фасад и т.д.).

Цель работы:приобретение умений и навыков изображения элементов антуража и стаффажа в графической технике.

Материалы и оборудование:

Планшет 75х50 см, обтянутый ватманом, простой карандаш, резинка, рейсшина, линейки, угольники, рапидографы разной толщины, черная тушь, цветная тушь.

Этапы работы:

1. Выполнение и проработка эскизных вариантов упражнения. Поиск наиболее интересного, выразительного композиционного размещения на листе элементов антуража и стаффажа, с учетом масштабных соотношений, различных видов линейной графики (выполняется на бумаге для эскизирования).

2. Выбор, согласование и утверждение наиболее интересного эскизного варианта упражнения с руководителем по архитектурному проектированию.

3. Выполнение выбранного решения упражнения на планшете в карандаше.

4. Окончательное согласование и уточнение работы в карандаше с руководителем по архитектурному проектированию.

5. Обводка черной или цветной тушью.

6. Оценка работы преподавателями.

7. Срезка и сдача работы в методический кабинет кафедры.

Рекомендации по выполнению упражнения:

· Композиция может быть образована отдельными самостоятельными участками, а также возможно объединение таких участков в единую тему.

· В композицию из стаффажа и антуража нужно включать разные виды ортогональных проекций: фронтальную, горизонтальную, профильную, т.е. вид спереди, вид сверху, вид сбоку.

· Допускается создание единой целостной картины, где антураж и стаффаж могут вписываться в общее пространство, включающее в себя землю с линией горизонта и небо с облаками.

· Составной частью композиции на планшете является надпись, которая выполняется шрифтом зодчего, данные об авторе, вузе, курсе.

Данное упражнение является одним из серии домашних самостоятельных работ. Предварительная подготовительная работа включает в себя поиск различных интересных вариантов, сюжетов, образов окружающей среды (рис.1): видов деревьев, транспортных средств, людей, представителей животного мира и т.п. Можно использовать изображение антуража и стаффажа разных стилевых эпох (по векам), а также элементы природы и культуры разных стран и народов, элементы городского, сельского, промышленного, морского пейзажа. Собранный иллюстративный материал перерабатывается и стилизуется, т.е. упрощаются и обобщаются фигуры людей, животных, элементы пейзажа и т.д. Мелкие детали (части лица, листья и т.п.) не показываются, природные и искусственные формы доводят до простых геометрических форм или элементов.

Важным этапом является выбор композиционного размещения на листе того материала, который будет использован в данной работе. Необходимо выбрать композиционный центр (один или несколько), который можно выделить на листе местоположением (геометрический центр, точки золотого сечения и т.д.), размером, яркостью и тщательностью проработки, интересным сюжетным решением и т.д. Вокруг композиционного центра, используя способ кадра, можно разместить различные виды антуража и стаффажа (рис.2, 4, 5). Очень интересным решением этого упражнения является выбор более абстрактных форм композиции, где присутствует общий сюжет, в котором переплетаются различные виды антуража и стаффажа. Здесь проявляются творческие способности, нестандартное мышление и оригинальность (рис. 3, 6).

Упражнение нацелено на приобретение навыков работы в архитектурной графике, знакомство с элементами антуража и стаффажа, необходимых для усиления выразительности архитектурного сооружения, гармоничного сочетания его с окружающей средой.

Примеры последовательной работы над упражнением

1 этап - подбор материала вариантов антуража и стаффажа, его обобщение и стилизация.

 

Рис.1 Студенческие поиски и находки видов антуража и стаффажа

 

 

           
 
Рис.2 Поиск композиции
 
   
Рис. 3 Пример композиционного решения упражнения
 
   
Рис.4 Эскиз упражнения

 

 


3 этап –выполнение упражнения на планшете

Виды студенческих работ (вертикальное положение планшета)

 

 

Рис.5 Рис.6

 

Рис.7 Рис.8

 

 

Рис.9 Пример выполнения упражнения (горизонтальное положение планшета)

 

Рис.10. Примеры разных способов Рис.11. Примеры изображения

рисования и стилизации человеческой фигуры антуража и стаффажа

Упражнение №2

«Композиция из абстрактных геометрических фигур»

Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм (рис.12). При компоновке планшета можно предусмотреть как раздельное размещение на нем отдельных частей графической композиции, так и объединенный вариант.

Упражнение выполняется на планшете размером 75x50 см, натянутого ватманом. Разрешается как вертикальное расположение планшета, так и горизонтальное. Возможно использование прямоугольников, треугольников, многоугольников, кругов и других геометрических форм для их заполнения линейной графикой (рис.13, 14).

После окончательного одобрения преподавателем варианта композиции, выполненной в карандаше, его обводят тушью (в том числе и цветной). Работа сдается в период сдачи контрольного этапа основного задания – форэскиза. На планшете размещается задание, масштабы, указатели и данные об авторе, вузе, курсе и т.д.

Рис 12. Примеры выполнения упражнения

Рис. 13.Примеры графических штриховок

Рис. 14. Примеры графических штриховок

Упражнение №3

«Композиция шрифта зодчего с обводкой тушью»

 

Шрифтовое оформление архитектурно-строительных чертежей подчинено определенным правилам ГОСТа. Архитектор должен владеть грамотой начертания шрифта, понимать особенности графического построения различных букв и цифр. Особенно важно приобрести эти навыки на начальном этапе обучения, так как студентам архитектурного отделения приходится выполнять много учебных заданий, которые надо научиться подписывать, снабжать размерами, масштабами, заголовками.

Для выполнения основных надписей в архитектурных чертежах, данной программой обучения, предлагается шрифт зодчего, изучению которого посвящено это самостоятельное практическое задание.

Шрифт- форма письменных или печатных знаков. Бывает печатный, рукописный, рисованный. Это особый вид графического искусства.

Шрифты отличаются по характеру рисунка (гарнитура), наклоном (прямой, курсив, наклонный), насыщенностью (светлый, полужирный, жирный), размером (кегль).

Графическая выразительность любой надписи архитектурного чертежа может быть достигнута выразительностью шрифта, ритмическим строем и целостностью композиции.

Композиция составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Шрифтовая композиция – гармоничное составление, сочетание букв, цифр любого алфавита на определенном формате, согласно основным композиционным средствам, приемам и правилам.

Основные средства композициивключают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.

Цель работы: знакомство с особенностями построения шрифта зодчего, приобретение умений и навыков его написания, составление шрифтовой композиции из букв и цифр этого шрифта, освоение технических приемов работы тушью при помощи рапидографа, рейсфедера или пера.

Материалы и оборудование:

Планшет 75х50см, обтянутый ватманом, карандаши ТМ, Т, 2Т, резинка, линейка с кружками, угольник, лекало, рейсфедер, рапидографы разной толщины (от 0,18 до 0,7), черная и цветная тушь.

Этапы работы:

1. Выполнение и проработка эскизных вариантов упражнения. Поиск наиболее интересного и выразительного композиционного размещения заглавных и строчных букв, а также цифр шрифта зодчего.

2. Выбор, согласование и утверждение наиболее интересного варианта упражнения с руководителем по архитектурному проектированию.

3. Выполнение выбранного решения упражнения на планшете в карандаше.

4. Окончательное согласование и уточнение работы в карандаше с руководителем по архитектурному проектированию.

5. Обводка черной или цветной тушью.

6. Оценка работы преподавателями.

7.Срезка и сдача работы в методический кабинет кафедры.

Рекомендации по выполнению упражнения:

· Шрифтовая композиция должна содержать прописные, строчные буквы и цифры, которые могут быть разными по высоте.

· Шрифтовая композиция должна быть гармоничной, оригинальной, симметричной или асимметричной, может нести какое-то смысловое значение или состоять из набора любых букв и цифр.

· Допустимо использование наряду с буквами русского алфавита, букв латинского алфавита.

· Возможно незначительное наложение одних букв и цифр на другие, если это не мешает прочтению буквы или цифры и контролю правильности ее построения.

· Карандашные линии построения букв и цифр после обводки тушью не убираются, они являются опорой контроля правильности построения шрифта.

· При выполнении работы тушью необходимо использовать разную по толщине и тону обводку линий для придания шрифтовой композиции выразительности, акцента, плановости.

· Заливка тушью элементов букв и цифр, а также полей между ними, запрещается.

· Возможно использование в работе цветной туши.

 

Данное упражнение нацелено на приобретения умений и навыков написания шрифта зодчего, которым выполняются основные надписи всех заданий по архитектурному проектированию.

Необходимо отработать и запомнить особенности построения каждой буквы и цифры шрифта зодчего, чтобы при выполнении надписей в архитектурных чертежах не допускать ошибок, а на этапе форэскиза уметь делать надпись от руки, на глаз.

Эскизная подготовительная работа по выполнению упражнения включает в себя поиск и разработку различных вариантов шрифтовой композиции, которая основана на различных сочетаниях, взаиморасположении букв и цифр русского алфавита относительно друг друга. Композиция может быть статичной, симметричной, динамичной, асимметричной. Она должна быть уравновешенной, иметь один или несколько акцентов, которые достигаются выделением некоторых букв или цифр более толстой линией обводки, укрупнением их размеров, грамотной и изящной штриховкой. Возможно наложение букв и цифр, их переплетение, отклонение их центральной оси от вертикали, но это нужно делать с большим вкусом и осторожностью, чтобы не нарушить удобочитаемость и возможность контроля правильности построения.

Примеры последовательной работы над упражнением

1 этап – поиск вариантов шрифтовой композиции из букв и цифр шрифта зодчего

Студенческие эскизные варианты шрифтовых композиций

 

 

На этом этапе ведется поиск целостности шрифтовой композиции, согласно формату работы, подбирается необходимый размер букв и цифр, определяется их количество. В процессе эскизирования студент должен опираться на основные средства композиции: композиционный центр, равновесие частей композиции, ритм, контраст (по высоте букв, по толщине и тону обводки), динамика, статика, симметрия, асимметрия, целостность.

В шрифтовой композиции можно использовать графические виньетки (украшения в виде линейного рисунка), орнамент. Но нельзя злоупотреблять декоративными элементами, их можно располагать в точно найденном месте.

Художественный образ найденной шрифтовой композиции – результат большой творческой работы, которую необходимо проделать в отведенные для этого упражнения сроки.

2 этап –выполнение выбранной композиции на планшете (рис.15).

Работу на этом этапе следует начинать с подбора размера букв и цифр, размещения их на формате подрамника и построения в их карандаше, согласно утвержденному эскизу. Проверив правильность построения, приступают к обводке шрифтовой композиции тушью. Для этого можно использовать рапидографы, рейсфедер или перо. Необходимо помнить, если произвести обводку букв и цифр одной толщиной, то работа получится скучной и невыразительной. Поэтому необходимо некоторые буквы и цифры сделать более толстыми по обводке, применяя размеры рапидографа 0,5; 0,7 или выполнить двойную обводку. Можно заполнить внутреннее поле некоторых букв красиво выполненной штриховкой, применить декоративные виньетки, орнамент для оформления фона, если это придаст шрифтовой композиции дополнительную оригинальность и красоту.

Рис. 15 Примеры выполнения упражнения

 

 

 

 

 





Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 5719; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.013 сек.