КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цвет и цветная графика
Цветная графика применяется для передачи цвета проектируемого сооружения (цвет стройматериалов, окраска поверхностей), а также элементов монументальной живописи. Цвет выступает средством достижения графической выразительности чертежа при изображении фасадов, перспектив, панорам. Происходит это все на основе взаимосвязи графических и живописных приемов. Все эти приемы основываются на общих свойствах и закономерностях цвета. Цвет в природе воспринимается не изолированно, а в связи с разнообразным освещением, воздушной перспективой и предметной средой. В зависимости от естественного или искусственного освещения предметы приобретают особую окраску. Эта взаимосвязь цвета и света усложняется еще и влиянием воздушной среды и разнообразием цветных рефлексов. Сложный белый цвет разлагается на отдельные простые или составные спектральные цвета. Основными качествами спектральных цветов являются цветовой тон, насыщенность (яркость), светлота. Цветовой тон – это то, что отличает один цвет от другого (красный, синий и т.д.) Насыщенность (яркость) – большая и меньшая выраженность в цвете его цветового тона. Спектральные цвета обладают наибольшей насыщенностью. Для получения мало насыщенного цвета достаточно добавить к нему белил (выбеленные цвета) или черной краски (тусклые цвета). Светлота – близость хроматического цвета к белому цвету (светлые – желтый, оранжевый, голубой; темные – синий, фиолетовый, зеленый). Различают теплые и холодные цвета. Хроматический цвет может создавать впечатление веса и монументальности формы. Чем темнее цвет, тем он «тяжелее». Более насыщенные цвета воспринимаются более тяжелыми. «Тяжесть» и «легкость» цвета (плотность или прозрачность) зависят как от самого цвета, так и от изобразительного материала (краски) и его наложения. Корпусные, фактурные краски (гуашь) придают изображению впечатление большей плотности и тяжести, чем прозрачные (акварель). Разные цвета на одной плоскости могут восприниматься как близкими, так и удаленными в зависимости от явления пространственности, присущей цвету. К «выступающим» краскам относятся теплые цвета: желтый, оранжевый, красный, к «отступающим» - холодные цвета: синий, зеленый, фиолетовый. Кроме цветового тона на пространственные свойства цвета влияют насыщенность и светлота, т.е., чем насыщеннее и светлее цвет, тем он кажется ближе. На восприятие глубины влияет и площадь окрашенной поверхности, и ее фактурность. Цветовой спектральный круг дает возможность установит различные гармоничные или негармоничные цветовые сочетания. Цвета, лежащие на противоположных друг от друга сторонах спектрального круга, являются дополнительными (контрастными), например, оранжевый - синий, красный - зеленый и т.п. Такие пары при оптическом смешении дают белый цвет. Если дополнительные цвета расположить рядом, то они будут усиливать друг друга. Цвета, расположенные в спектре рядом, являются нюансными или сближенными (градации одного цветового тона с оттенками холодного или теплого). Дополнительные цвета имеют явление одновременного хроматического контраста, т.е. любой цвет вызывает в нас ощущение необходимости дополнительного к нему цвета. При составлении любых двух спектрально не дополнительных цветов происходит оптическое смешение данного цвета с цветом дополнительным, что дает изменение цветового тона и снижение его насыщенности (цвет сереет). Возможен контраст двух цветов разной насыщенности, а также цветов хроматических и ахроматических (светлотный и хроматический контраст). В архитектурной практике это имеет первостепенное значение, т.к. в чертежах чаще всего применяется сочетание ахроматических цветов с хроматическими. Явления светлотного и цветового контраста связаны друг с другом. Например, один и тот же зеленый цвет на черном и белом фоне будет восприниматься по-разному: на черном – светлым, на белом – темным. И тон будет меняться: в первом случае он будет казаться темно-красным, во втором – розовым. Краевой контраст может быть уменьшен введением белого или черного контура, который применяется также для разграничения близких по тону и цвету поверхностей. Плоская поверхность, окрашенная в один цвет, воспринимается как единая и цельная, окрашенная в два и более цветов – расчлененная, деформированная. Добиться композиционного единства архитектурного сооружения можно использованием цветовых и светлотных нюансов и контрастов (применяется дифференциация несущих конструкций и их заполнения или различных строительных материалов, например, цвет кирпича – более насыщенный, цвет бетона, стекла – более светлый). В 18-19 веке применялась двухцветная окраска: чем контрастнее цвет стены к белому цвету ордерных элементов (колонн, карнизов), тем более пространственным воспринимается весь архитектурный декор. В греческой архитектуре впечатление сильного рельефа достигалось окраской скульптурных частей яркими цветами, а фон, на котором находилась скульптура окрашивался в глухие, темные цвета. Используя закономерности цвета, можно выявить структуру и пластику стены (плоскость или рельеф). В чертежах интерьера, основываясь на пространственные свойства цвета, можно проверить правильность выбранного цветового решения, например, светлая, малонасыщенная и холодная окраска стен создает впечатление глубины и простора. Сочетания цветов. Цвета содержат в себе и эмоциональные характеристики. Теплые цвета (цвет огня) воспринимаются как возбуждающие, радостные, холодные ассоциируются с водой, небом и рождают впечатление спокойного состояния, простора, легкости. Светлые и яркие цвета действуют радостно и бодряще. Цвета имеют символический смысл: красный цвет символ мужества, энергии, революции; черный – траура, желтый – богатства, величия; синий – вечности; зеленый – покоя и т.д. Эмоциональное восприятие цвета зависит от народных традиций, индивидуального вкуса, настроения. Цветовые сочетания могут быть гармоничными и дисгармоничными. Самыми гармоничными сочетаниями цветов являются дополнительные цвета (цвета, лежащие напротив друг друга в спектральном цветовом круге (рис.47), например, синий – оранжевый). Гармоничность дают и цвета, расположенные на малых интервалах друг от друга, а также цвета близкие по цветовому тону, светлоте и насыщенности. В этом случае такие цвета воспринимаются не как сочетания, а как оттенки одного и того же цвета. Гармоничное сочетание дает и равенство цветового интервала (в спектральном цветовом круге эти цвета находятся на равном расстоянии друг от друга). Но нельзя опираться только на закономерности спектра, он помогает только понять основные законы гармонии цветов, но не может охарактеризовать сущности художественного произведения, которое строится на общем цветовом взаимодействии, ритме пятен, связи формы с цветом, местоположением в пространстве. Цветовая гармония зависит от избранного способа изображения. Существует способ живописи локальным цветом и живопись цветом, обусловленным освещением и воздушной средой. В основе живописи локальным цветом лежат закономерности чистого, предметного (или условного цвета-символа), то в живописи, обусловленной светом, лежат закономерности цвета и света. В архитектурной графике методы локальным цветом имеют наибольшее практическое значение и являются основными, когда необходимо показать цвет строительных материалов, окраску стен, конструкций, изобразить монументально-декоративную живопись. Цветовая композиция достигается выбором и взаимосвязью цветовых тонов различной насыщенности, светлоты, а также разной величиной и расположением цветовых пятен. Для художественного качества проекта имеет значение не количество красок, а их согласование, ритмическое построение композиционных элементов локального цвета. Цвет и свет. Свет оказывает большое влияние на цветовую характеристику предмета. Белая поверхность, на которую падает свет определенного цвета, будет приобретать соответствующую этому цвету окраску. Насыщенность этой окраски будет увеличиваться или уменьшаться по мере приближения или удаления источника света, а также при изменении угла падения света (здесь на цвет влияет отраженный свет). Плоская поверхность, окрашенная красной краской при освещении ее белым светом будет восприниматься красной, при освещении зеленым светом – черной. На цвет предмета влияет и отраженный свет (рефлексы). Цвет предмета – это те цвета солнечного цвета, которые он отражает, поглощая все остальные. Белым мы воспринимаем цвет предмета тогда, когда все упавшие на него лучи света полностью отражаются обратно. Каждое цветное тело выявляет свой цвет полностью лишь в том случае, если оно освещено светом того же самого цвета. Освещенное противоположным (дополнительным) цветом, тело теряет свой цвет и приобретает нейтральную окраску. В архитектурной графике сочетание света и цвета используется чаще всего в перспективах. Однако там, где нужно передать пространство и среду используют не цвет, а светотень. В современных чертежах максимально используется белая бумага как фон, который является воздушной и световой средой сооружения. При умело найденных соотношениях белого и цветного чертежу можно придать особое звучание. Но работа на белой бумаге требует большого вкуса, необходимо подбирать такие тоновые и цветовые соотношения, которые делали бы изображение чертежом, а не плакатом. Белый фон требует четкого соблюдения градации цветового тона, светлоты и насыщенности вводимого цвета, поскольку именно цветом создается общая тональность изображения и его перспективные планы.
Рис. 47. Цветовой круг Цветовой круг позволяет легко оперировать цветом. Архитектор имеет возможность использовать оттенки цвета и фантазировать при выполнении цветового решения сооружения или проекта, ведь цвет является его составной частью. Цвет тесно связан с такими средствами композиции, как пропорция, масштаб, нюанс, контраст. С помощью цвета можно выделить главное, наиболее важное в проекте, раскрыть сущность сооружения, обострить или ослабить характер формы.
Упражнение №9 «Отмывка архитектурной детали» При подготовке рисунка архитектурной детали в начале рекомендуется выполнить обычный карандашный рисунок на отдельном листе бумаги и аккуратно перевести его при помощи кальки на чистый натянутый лист. Черновой рисунок полезно использовать в качестве эскиза, выполнив на нём тушевку светотени, что может помочь при окончательной отмывке. Для прорисовки архитектурных деталей (фрагмента) и в работе на обычной чертёжной бумаге, имеющей гладкую фактуру, пользуются карандашом твёрдости 2Т, Т, ТМ (2Н, Н, НВ). Иногда рекомендуется архитектурные элементы, насыщенные сложным рисунком орнамента (капители, барельефы, порезки и т.д.), выполненные в мелком масштабе, прорисовать карандашом средней твёрдости без отводки тушью, при этом допускается стилизация, обобщение рисунка. Для отмывки могут быть выбраны как монохромные архитектурные детали, фрагменты (рис. 49, 50. 51, 52, 53 – 57 а,б,в), так и цветные; чаще выполняются отмывки архитектурных деталей гипсовых ордерных форм (капители, розетки, обломы и др.). Работа выполняется на планшете размером 75x50 см., обтянутом ватманом хорошего качества.
Примеры выполнения задания Рис. 49 Отмывка вазы
Рис. 50. Отмывка архитектурного фрагмента
Рис. 51. Отмывка декоративной вазы
Рис. 52. Отмывка декоративной вазы, расположенной в нише
Предлагаемые варианты архитектурных деталей для выполнения задания
Рис. 53 Колонна Рис. 54 а. Балясина ограждения Рис. 54 б. Балясины ограждения Рис. 55 Пьедестал
Рис. 56 Портал Рис. 57 а. Декоративная ваза Рис. 57 б. Декоративная ваза Рис. 57 в. Декоративная ваза Рис. 57 г. Декоративная ваза Упражнение №10 «Цветовая композиция эмблемы (знака)» Художественное решение эмблемы (знака) во многом зависит от её назначения. Эмблема должна содержать в себе информацию, касающуюся области ее применения. Смысловое значение эмблемы интерпретируется характером, набором художественных, декоративных элементов, которые составляют знаковую композицию. Чаще всего эмблемы применяются для обозначения различных организаций, видов деятельности, видов искусства и т.п. Работа над эмблемой основывается на основных принципах стилизации: превращение объемной формы в изображение на плоскости и упрощение конструкции; обобщение формы с изменением абриса (очертание предмета, контура); обобщение формы в ее границах; обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре. Мотив для эмблемы можно найти, изучая различные природные формы, хорошо известные элементы, ставшие эталонами или своеобразными «визитными карточками» (рис.58). Но чтобы не допустить слепого копирования, полезно поработать на основе сохранившихся впечатлений или ассоциаций. Важно самостоятельное восприятие, которое создает основу для фантазии. Можно изменить предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным, но, сохраняя ее пластическую выразительность, необходимо выделить главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Цветовое решение эмблемы выбирается с учетом обобщения и условности. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета. Поиски образа подсказывают то или иное решение. Степень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определяются поставленной задачей, задуманным образом.
Эмблема – (от греч. – рельефное украшение), условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи. Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают языковые знаки и неязыковые знаки. Неязыковые знаки делятся на знаки-копии, знаки-признаки и знаки-символы. Понимание знаков невозможно без выявления его значения. Знак можно назвать абстрактным символом. Семиотика – (от греч. – знак, признак) – наука, исследующая способы передачи информации, а также свойства знаков и знаковых систем в человеческом общении. Виды фирменных знаков
Цель работы: приобретение дизайнерских умений и навыков по разработке эмблемы (знака), отражающей специфику организации, учреждения, специальности и т.п. Развитие художественного вкуса, соблюдения чувства меры, лаконичности и выразительности. Умение работать над обобщением формы и выбирать средства художественной выразительности Материалы и оборудование: Планшет 75х50см, обтянутый ватманом, простой карандаш, резинка, круглые и плоские кисти, рейсшина, линейки, угольники, рапидографы разной толщины, тушь черная. Художественные материалы: акварель, гуашь. Прием выполнения работы: акварельная отмывка, гуашевая техника (рис.59). Этапы работы: Ø Выполнение и проработка эскизных вариантов упражнения. Поиск наиболее интересных, выразительных вариантов эмблемы (выполняется на бумаге для эскизирования). Ø Выбор, согласование и утверждение наиболее интересного эскизного варианта с руководителем по архитектурному проектированию. Ø Выполнение выбранного решения упражнения на планшете в карандаше. Ø Окончательное согласование и уточнение работы в карандаше с руководителем по архитектурному проектированию. Ø Выполнение упражнения в выбранной художественной технике с применением соответствующих живописных материалов. Ø Оценка работы преподавателями. Ø Срезка и сдача работы в методический кабинет кафедры. Рекомендации по выполнению упражнения: Ø Рекомендуется связать содержание эмблемы с памятником архитектуры или с архитектурной специальностью. Ø Композицию и цветовое решение эмблемы следует разрабатывать, учитывая направления современного дизайна. Ø Упражнение выполняется в любой художественной технике. Ø В виде исключения может быть использована частичная аппликация. Ø Размер эмблемы по отношению к планшету должен занимать не менее 1/3 – 1/4 его площади. Рис.58. Виды символики, фирменных знаков и эмблем
Рис. 59. Примеры выполнения упражнения
Упражнение №11 «Композиция из цветной рекламы» Большую роль в оформлении города играет реклама, которая в современных условиях стала мощным средством информации населения о системе государственных и общественных учреждений, различных предприятий, сфере культурного, торгового и бытового обслуживания жителей. Успех действенности рекламы зависит часто не от ее чисто коммуникативных, функциональных свойств, а от образно-пластических качеств, эмоционального воздействия на людей. Именно эта сторона рекламы получает все большее развитие в условиях города, где она гармонично обеспечивает жизненные потребности, духовные и эстетические запросы жителей. Вот почему процесс проектирования и создания рекламы в системе города во многом зависит от специфики работы того или иного предприятия, особенностей окружающего архитектурного ансамбля, условий ее восприятия. Художественное решение рекламы – серьезная дизайнерская задача, которую должен выполнять архитектор на высоком профессиональном уровне. Выбор вида рекламы определяют характерные особенности предприятия, его местоположение, архитектура здания и градостроительные условия застройки. Необходимо органически увязывать ее со всей системой архитектурно-художественного, стилевого оформления зданий и сооружений. Реклама информирует о типе предприятия, его местоположении, назначении, времени работы, способствует повышению рентабельности предприятия. Необходимым средством рекламы являются вывески названий. От их восприятия, оригинальности, броскости во многом зависит успех предприятия. Главной целью при размещении рекламы, выборе средств, материала и определения тематической направленности является создание психологического воздействия, чтобы реклама привлекала внимание посетителей, способствуя улучшению организации системы обслуживания (рис.61, 62). Для этого используют разнообразные декоративные шрифты (рис. 63 а,б,в,г,д). Разнообразно решенная реклама является существенным элементом формирования среды современного города. Несмотря на то, что реклама имеет точно определенное функциональное назначение, она должна подчиняться законам архитектурно-пространственной композиции, гармонии, соответствовать эстетическим и художественным требованиям. Цель работы: приобретение дизайнерских умений и навыков по разработке рекламных элементов, отражающих стиль оформления, специфику учреждения, приемы оформления рекламы. Развитие художественного вкуса, соблюдения чувства меры, лаконичности и выразительности. Материалы и оборудование: Планшет 75х50см, обтянутый ватманом, простой карандаш, резинка, рейсшина, линейки, угольники, рапидографы разной толщины, тушь черная. Художественные материалы по выбору: гуашь, акварель, цветная бумага, картон, декоративный материал и т.п. Приемы выполнения работы по выбору: акварельная отмывка, гуашевая техника, аппликация, объемное или полуобъемное выполнение, смешанная техника и т.п. (рис.60). Этапы работы: · Выполнение и проработка эскизных вариантов упражнения. Поиск наиболее интересных, выразительных вариантов рекламного оформления выбранного учреждения (выполняется на бумаге для эскизирования). · Выбор, согласование и утверждение наиболее интересного эскизного варианта с руководителем по архитектурному проектированию. · Выполнение выбранного решения упражнения на планшете в карандаше. · Окончательное согласование и уточнение работы в карандаше с руководителем по архитектурному проектированию. · Выполнение упражнения в выбранной художественной технике с применением соответствующих живописных или декоративных материалов. · Оценка работы преподавателями. · Срезка и сдача работы в методический кабинет кафедры.
Рекомендации по выполнению упражнения: · Реклама может быть разного характера и содержания, но она должна обязательно включать в себя буквы, цифры, декоративные и абстрактные элементы, цвет и т.д. · Реклама должна отвечать требованиям современного дизайна. · В композиционном решении рекламы должен ясно читаться её центр или акцент (главное место) и быть обеспечено целостное восприятие листа со всеми составными элементами. · Допускается в виде исключения частичная аппликация элементов композиции. · Допускается в виде исключения монохромное или ахроматическое цветовое решение чертежа. Состав проекта: · Архитектурный чертеж рекламы в М 1:10, 1:20, 1:25, 1:30. · Фасад здания, на котором располагается реклама в М 1:50, 1:100, 1:150, 1:200. · Вид рекламы сбоку в М 1:10, 1:20, 1:25, 1:30, 1:50 Рис. 60 Примеры выполнения упражнения Рис. 61. Виды наружной рекламы
Рис. 62. Виды наружной рекламы Рис. 63 а. Виды декоративных шрифтов, применяемых в рекламе
Рис. 63 б. Виды декоративных шрифтов, применяемых в рекламе Рис. 63 в. Виды декоративных шрифтов, применяемых в рекламе Рис. 63 г. Виды декоративных шрифтов, применяемых в рекламе Рис. 63 д. Виды декоративных шрифтов, применяемых в рекламе
Упражнение № 12 «Композиция памятной (мемориальной) доски» Монументальная скульптура и живопись, малые архитектурные формы, массовые средства наглядной агитации, благоустройство и озеленение в сочетании с застройкой городов служат эстетическому формированию архитектурной среды, в которой все её компоненты неразрывно связаны между собой. Своеобразными страницами истории города являются памятные мемориальные доски, которые повествуют о важных событиях, происходивших в городе, памятниках архитектуры, о месте и годах жизни знаменитых людей, родившихся, проживавших, посещавших данный город или населенный пункт. Памятные доски являются своеобразным средством выявления исторической среды, ее архитектурно-художественного решения. Подход к созданию памятной доски сложен, прежде всего, тем, что необходимо найти интересное образное и композиционное решение, сочетав его с предполагаемым материалом выполнения. Автору необходимо добиваться цельности и глубины психологического проникновения в образ, торжественности или трагизма при таких необходимых качествах памятной доски, как простота и лаконичность. Памятная доска – произведение искусства, которое создается для увековечения людей, исторических событий. Устанавливается, как правило, на фасаде или внутри здания, сооружения. Фактура материала – своеобразное качество обрабатываемого материала,особенность отделки или строения его поверхности. Имитация - воспроизведение с возможной точностью, подделка подо что-нибудь. Имитация материала – достижение иллюзии передачи фактуры любого материала. Цель работы: приобретение умений и навыков проектирования памятной доски, развитие художественного вкуса, соблюдения чувства меры, лаконичности и выразительности, умение работать над обобщением формы, выбирать средства художественной выразительности, учитывая особенности применяемого материала (камня, дерева, железобетона, металла) и монументальный характер шрифтовой композиции. Материалы и оборудование: Планшет 75х50см, обтянутый ватманом, простой карандаш, резинка, рейсшина, линейки, угольники, рапидографы разной толщины, тушь черная. Художественные материалы: акварель, гуашь, тушь или другие художественные материалы. Прием выполнения работы: акварельная или тушевая отмывка, с возможным применением нетрадиционных художественных техник. Этапы работы: · Выполнение и проработка эскизных вариантов упражнения. Поиск наиболее интересных, выразительных вариантов памятной доски (выполняется на бумаге для эскизирования). · Выбор, согласование и утверждение наиболее интересного эскизного варианта с руководителем по архитектурному проектированию. · Выполнение выбранного решения упражнения на планшете в карандаше. · Окончательное согласование и уточнение работы в карандаше с руководителем по архитектурному проектированию. · Выполнение упражнения в художественной технике с применением соответствующих живописных материалов. · Оценка работы преподавателями. · Срезка и сдача работы в методический кабинет кафедры.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 10794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |