Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Методические рекомендации к выполнению




Методические рекомендации к выполнению

ТЕМА 25. Основные категории диалектики

 

1. Сущность и явление.

2. Форма и содержание.

3. Часть и целое.

 

 

Мышление человека, рациональные методы познания напрямую связаны с понятием «философские категории». Именно через них осмысливается конкретный материал и выделяются наиболее существенные характеристики объекта.

В данной работе необходимо подчеркнуть, что ни один предмет в мире не может существовать вне сущности и явления, вне формы и содержания. Все процессы в мироздании выступают как неразрывное единство глубоко скрытой сущности и внешнего явления вещей, поэтому задача любой науки и состоит в том, чтобы за множеством явлений понять скрытую от нас сущность.

Другим выражением универсальных связей бытия и его упорядочен­ности выступает форма и содержание, где ведущая роль принадлежит содержанию. Однако форма не является пассивным вторичным началом, она активно влияет на содержание, ускоряя или замедляя его развитие. В своей работе Вы должны проиллюстрировать диалектическую взаимосвязь сущности и явления, формы и содержания, а также доказать нетождественность понятий сумма частей и целое.

В данной работе необходимо подчеркнуть сущностные характеристики понятий часть и целое, особо отметив, важность принципа целостности, который гласит, что целое несводимо к простой сумме составляющих его частей, а представляет собой определенный тип взаимосвязи, соответствующий различному уровню целостности.

При этом важно глубоко усвоить понятие об окру­жающем нас мире как целостности. Понятие целостности выражает интегративность, автономность и самодос­таточность предмета. В то же время предмет как целое, состоящее из частей, обладает мно­жеством связей со средой, поэтому и части и целое подвижны, историче­ски преходящи, они развиваются в развивающейся среде.

 

 

Содержание – совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет.

Сущность – главная, внутренняя, устойчивая сторона предмета или явления, которая определяет его основные свойства и признаки.

Категории – это всеобщие формы мыслительной деятельности людей, отражающие свойства и связи действительности.

Форма – это способ существования внутренней организации, определяющий структуру и внешний вид объекта.

Целое – это предмет (процесс, явление), взятый как органическая совокупность составляющих его частей.

Часть – это предмет, входящий в состав другого предмета или явления т выступающий в качестве момента его содержания.

Элемен т – относительно самостоятельная составная часть сложного целого.

Явление – внешнее проявление сущности через основные свойства и признаки объекта.

Основная литература:

Алексеев, П.В.Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. –– 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 588с.

Балашов, Л. Е.Философия: учебник / Л.Е. Балашов. - 4 изд. – М.: Дашков и К, 2010. – 612с.

Бессонов, Б.Н. Философия. История и современные задачи: учебник для вузов: в 2 частях / Б.Н. Бессонов. – М.: Норма, 2006.

Войтов, А. Г. Философия: учеб. пособие для аспирантов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2006 - 512 с.

Горелов, А.А. Основы философии: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ А.А. Горелов. – 9-е изд. – М.: Академия, 2010. – 256 с.

Жаров, Л.В. Основы философии: Учебник / Л.В. Жаров, В.П. Кохановский. – М.: Феникс, 2010. – 308 с.

Звиревич, В. Т. Философия древнего мира и средних веков: учеб. пособие для вузов / В.Т. Звиревич. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2002. - 348 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.