КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия. Методические рекомендации к выполнению
Методические рекомендации к выполнению ТЕМА 25. Основные категории диалектики
1. Сущность и явление. 2. Форма и содержание. 3. Часть и целое.
Мышление человека, рациональные методы познания напрямую связаны с понятием «философские категории». Именно через них осмысливается конкретный материал и выделяются наиболее существенные характеристики объекта. В данной работе необходимо подчеркнуть, что ни один предмет в мире не может существовать вне сущности и явления, вне формы и содержания. Все процессы в мироздании выступают как неразрывное единство глубоко скрытой сущности и внешнего явления вещей, поэтому задача любой науки и состоит в том, чтобы за множеством явлений понять скрытую от нас сущность. Другим выражением универсальных связей бытия и его упорядоченности выступает форма и содержание, где ведущая роль принадлежит содержанию. Однако форма не является пассивным вторичным началом, она активно влияет на содержание, ускоряя или замедляя его развитие. В своей работе Вы должны проиллюстрировать диалектическую взаимосвязь сущности и явления, формы и содержания, а также доказать нетождественность понятий сумма частей и целое. В данной работе необходимо подчеркнуть сущностные характеристики понятий часть и целое, особо отметив, важность принципа целостности, который гласит, что целое несводимо к простой сумме составляющих его частей, а представляет собой определенный тип взаимосвязи, соответствующий различному уровню целостности. При этом важно глубоко усвоить понятие об окружающем нас мире как целостности. Понятие целостности выражает интегративность, автономность и самодостаточность предмета. В то же время предмет как целое, состоящее из частей, обладает множеством связей со средой, поэтому и части и целое подвижны, исторически преходящи, они развиваются в развивающейся среде.
Содержание – совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет. Сущность – главная, внутренняя, устойчивая сторона предмета или явления, которая определяет его основные свойства и признаки. Категории – это всеобщие формы мыслительной деятельности людей, отражающие свойства и связи действительности. Форма – это способ существования внутренней организации, определяющий структуру и внешний вид объекта. Целое – это предмет (процесс, явление), взятый как органическая совокупность составляющих его частей. Часть – это предмет, входящий в состав другого предмета или явления т выступающий в качестве момента его содержания. Элемен т – относительно самостоятельная составная часть сложного целого. Явление – внешнее проявление сущности через основные свойства и признаки объекта. Основная литература: Алексеев, П.В.Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. –– 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 588с. Балашов, Л. Е.Философия: учебник / Л.Е. Балашов. - 4 изд. – М.: Дашков и К, 2010. – 612с. Бессонов, Б.Н. Философия. История и современные задачи: учебник для вузов: в 2 частях / Б.Н. Бессонов. – М.: Норма, 2006. Войтов, А. Г. Философия: учеб. пособие для аспирантов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2006 - 512 с. Горелов, А.А. Основы философии: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ А.А. Горелов. – 9-е изд. – М.: Академия, 2010. – 256 с. Жаров, Л.В. Основы философии: Учебник / Л.В. Жаров, В.П. Кохановский. – М.: Феникс, 2010. – 308 с. Звиревич, В. Т. Философия древнего мира и средних веков: учеб. пособие для вузов / В.Т. Звиревич. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2002. - 348 с.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |