КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия. Методические рекомендации к выполнению
Методические рекомендации к выполнению ТЕМА 30. Человек, его происхождение и сущность МОДУЛЬ 4. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
1. Современные концепции происхождения человека. 2. Антропосоциогенез и его комплексный характер. 3. Феномены человеческого бытия: жизнь, смерть, бессмертие.
Данную проблематику нужно рассматривать в историческом аспекте, процесс становления вида homo sapiens стал таким же крупномасштабным планетарным явлением как и появление живой материи из неживой. При этом биологическая эволюция человека синхронно сопровождалась эволюцией социальных отношений. При рассмотрении второго вопроса о деятельной сущности человека следует более подробно осветить роль труда не только в развитии человека как высшего природного существа, но и подчеркнуть, что деятельная сущность человека стала тем фундаментом, на котором возникла человеческая цивилизация. Сущность проблемы антропосоциогенеза состоит в том, что человек представляет собой биосоциальную целостность, т. е. неразрывную совокупность природного (биологического) и социального (общественного) факторов, имеющих длительную эволюцию, ключевым звеном которой является деятельность человека, главным образом - трудовая деятельность. Таким образом, антропосоциогенез это философское понятие, утверждающее, что человек есть неразрывное сочетание, монолитный сплав биологического и социального начала. Для различных философских систем проблема человека является центральной и традиционной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Важно подчеркнуть, что философия в отличие от других наук о человеке (психология, медицина и т. д.) стремится постичь человека как целостное существо. Философия рассматривает человека, взятого в единстве его разнообразных проявлений, как существо многомерное и универсальное. Раздел философии, изучающий сущностные характеристики человека, называется философской антропологией. Важнейшим понятием современного становления антропосоциогенеза является ноосфера, особое взаимодействие природы и общества, где человек и его деятельность выступают преобразующим фактором бытия, своеобразной геологообразующей силой.
Антропосоциогенез – термин, принятый для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека, его становления в процессе формирования общества. Человек – живое телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования и развития. Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, существующий вне и независимо от нашего сознания.? Ноосфера – (гр. noos - разум, sphaira - сфера, шар) - сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором. Основная литература: Бубер, Мартин. Я и Ты. Проблема человека / М. Бубер. - М., 1993 – С.80-104. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М., 1988. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / под ред. Е.П. Ситковского / Г.В.Ф. Гегель. - М., 1977. – Т. 3. Философия духа. - 471с. Герцен, А.И. Письмо о свободе воли // Собр. Соч.: в 30-томах /А.И. Герцен.– М., 1960 – Т.20 – Кн.1 – С.438-443 Кант, И. Критика чистого разума // Соч.: в 6-ти томах / сост. А.Ф. Асмус и др. / И. Кант. – М., 1965. - Т.3. - С. 393-404. Кант, И. О поговорке «может быть, это и верно в теории, но не годится для практики». 1793 // Соч.: в 6-ти томах. / сост. А.Ф. Асмус и др./ И. Кант. - М., 1965. - Т.4. - Ч.2.- С. 71-76. Кант, И. Метафизика нравов // Соч.: в 6-ти томах. / сост. В.Ф. Асмус и др./ И. Кант. - М.: Мысль, 1965.- Т.4 – Ч.2- С.27-76, 109-431. Кассирер, Э. Избранное: Опыт о человеке / Э. Кассирер. – М., 1998. - 780с. Милюгина, Е.Г. «Быть свободным – это значит быть человеком»: О гранях идеи свободы в мышлении романтиков /Е.Г. Милюгина //Вопросы философии. – 2006. - № 12. – С. 120-136. Тейярд де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейярд де Шарден. – М., 1987. Фейербах Л. Природа и человек в системе философии / Л. Фейербах //Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 410-413. Дополнительная литература: Аронов, Р.А. Три мира есть у человека / Р.А. Аронов //Вопросы философии. – 2007. - № 1. – С. 106-114. Ахиезер, А.С. Проблема субъекта: человек – субъект /А.С. Ахиезер //Вопросы философии. - 2007. - № 12. – С. 3-15. Варава, В.В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности» /В.В. Варава // Вопросы философии. – 2005. - № 12. – С. 77-93. Водолагин, А.В. Любовь и смерть в понимании В.В. Розанова / А.В. Водолагин // Вопросы философии. – 2006. - № 10. – С. 109-113. Воронина, О.А. Оппозиция духа и материи: гендерный аспект / О.А. Воронина //Вопросы философии. -2007. - № 2. – С. 56-65. Гирусов, Э.В. Нужен ли человек природе? / Э.В. Гирусов // Философские науки. – 2011. - № 8. – С. 55-56. Гнатик, Е.Н. Роль ценностного подхода в антропогенетике и генетической инженерии /Е.Н. Гнатик //Вопросы философии. – 2007. - № 8. – С. 70-78. Имянитов, Н.С. Объективные смыслы жизни и существования / Н.С. Имянитов //Вопросы философии. – 2006. - № 7. – С. 84-94. Карманов, К.Ю. Субъект и пространство / К.Ю. Карманов // Философия и общество. – 2001. - № 4. – С. 100-119. Киселев, Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? / Г.С. Киселев //Вопросы философии. – 2007. - № 4. – С. 9-23. Крапивенский, С.Э. Homo philosophicus: человек философствующий /С.Э. Крапивенский, Е.В. Карчагин //Философия и общество. – 2006. - № 3. – С. 5-24. Кузьмина, Т.А. Экзистенциальный опыт и философия / Т.А. Кузьмина //Вопросы философии. – 2007. - № 12. – С. 16-27. Маркова Л.А. Физика мозга и мышление человека / Маркова Л.А. // Вопросы философии. – 2010. - № 3. – С. 161-171. Мареева, Е.В. О бессмертии души: Аристотель и современность / Е.В. Мареева // Вопросы философии. – 2002. - № 12. – С. 167-178. Мильдон, В.И. – Н.А. Хренов. «Человек играющий» в русской культуре /В.И. Мильдон //Вопросы философии. – 2006. - № 2. – С. 182-185. Новосельцев, В.Н. - С.Н. Гринченко Системная память живого (как основа его метаэволюции и периодической структуры) / В.Н. Новосельцев //Вопросы философии. – 2006. - № 7. – С. 177-180. Разин, А.А. Человек – главная ценность общества /А.А. Разин //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 2. – С. 105-118. Разин, А.В. Расширяющаяся Вселенная и нравственная основа мира /А.В. Разин //Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. – 2007. - № 3. – С. 65-75. Розин, В.М. Как можно помыслить тело человека, или на пороге антропологической революции / В.М. Розин //Философские науки. – 2006. - № 5. – С. 34-53. Семенов, В.С. О перспективах человека в ХХI столетии /В.С. Семенов //Вопросы философии. – 2005. - № 9. – С. 26-37. Скачков, А.С. Автотрофность человечества как социально-философская проблема / А.С. Скачков // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 5. – С. 342-347. Сорокин А.А. Идеальное, творчество и развитие человека / А.А. Сорокин // Вопросы философии. – М, 2009. - № 6. – С. 82-91. Спасибенко, С. Г. Духовно-творческое начало бессмертия человека / С.Г. Спасибенко //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 4. – С. 97- 118. Тульчинский, Г.Л. О природе свободы /Г.Л. Тульчинский //Вопросы философии. – 2006. - № 4. – С. 17-34. Фейгенберг, И.М. Человек Достроенный и биосфера / И.М. Фейгенберг //Вопросы философии. – 2006. - № 2. – С. 151-161. Фокин, А.Р. Космос и душа. Учения о Вселенной человеке в античности и средние века (исследования и переводы) / А.Р. Фокин //Вопросы философии. – 2006. - № 7. – С. 185-187. Франчук, В.И. Универсальные механизмы эволюции /В.И. Франчук //Вопросы философии. – 2005. - № 4. – С. 167-176. Хен, Ю.В. Теория и практика усовершенствования человеческой «породы» /Ю.В. Хен //Вопросы философии. – 2006. - № 5. – С. 123-136. Хруцкий, К.С. Человек и биосфера – проблемы эволюции единства / К.С. Хруцкий //Вопросы философии. – 2007. - № 10. – С. 166-170. Чайковский, Ю.В. Философия дарвинизма против философии эволюции / Ю.В. Чайковский //Вопросы философии. – 2007. - № 9. – С. 73-85. Эпштейн, М. Тело на перекрестке времен. К философии осязания / М. Эпштейн //Вопросы философии. – 2005. - № 8. – С. 66-81. Юлен, М. Чувственные качества – вызов материалистическим теория сознания? / М. Юлен //Вопросы философии. – 2005. - № 3. – С. 81-91. Яковлев В.А. Метафизика креативности / В.А. Яковлев // Вопросы философии. – М, 2010. - № 6. – С. 44-54.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |