Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Методические рекомендации к выполнению




Методические рекомендации к выполнению

 

Проблема сознания - одна из основных проблем философии, которая волновала философов различных эпох, школ и направлений. В силу своей сложности и многогранности сознание является объектом изучения многих наук, однако именно философия предлагает комплексный подход в решении этой проблемы: идеалистические направления видят источник сознания в высшем трансцедентном начале, материалистические – утверждают общественно-историческую природу сознания.

В своем ответе Вам необходимо раскрыть содержание понятия «отражение», которое является своеобразным ключом к проблеме происхождения сознания. Отражение – это универсальное свойство материи, которое прошло сложную эволюцию. Формы отражения: пассивное, раздражимость, ощущение и восприятие заложили основу сознания такого уникального существа как Homo sapiens – человек разумный. В своем ответе Вам необходимо подчеркнуть общественно-историческую природу сознания, проследить его эволюцию на разных этапах развития. Особое внимание следует обратить на тесную взаимосвязь идеального и материального в сознании, указав на то, что, мозг является материальным носителем нашего сознания, но самосознание не сводимо к материи, это нематериальная, идеальная реальность, обладающая своей спецификой. Сознание объективно выступает как высшая форма отражения высокоразвитой материи и в то же время сознание есть особая субъективная духовная реальность, субъективный образ объективного мира.

При ответе на второй вопрос Вы должны глубоко проанализировать роль труда и языка в развитии сознания, подчеркнув не только общественно-историческую природу сознания, но и влияние на его развитие таких факторов как память, воля, интуиция. Следует подчеркнуть, что противопоставление материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах основного вопроса философии; за эти­ми пределами противопоставление материи и сознания относительно.

 

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

 

Основная литература:

Борисов, Е.В. Язык, сознание, мир: Очерки компаративногшо агнализа феноменологии и аналитической философии / Е.В. Борисов, Ладов В.А. – Вильнюс: ЕГУ, 2010. – 156 с.

Дубровский, Д.И. Бессознательное (в его отношении в сознательному) и квантовая механика / Д.И. Дубровский // Философские науки. – 2006. - № 8. – С.52-73.

Иванов, А. В.Сознание и мышление / А.В. Иванов. - М.: МГУ, 1994. - 130 с.

Иванов, А.В. К проблеме онтологического статуса явлений сознания /А.В. Иванов // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2002. - №2.- С.15-29.

Интеллектуальный язык эпохи: История идей, история слов / Отв. Ред. С.Н. Зенкин. - М.: Литературное обозрение, 2011. – 186 с.

Кокурина, Е.В.Зеркало для мозга / Е.В. Кокурина // В мире науки. - 2008. - № 5. - С. 68-73.

Кох, К. Как рождается сознание? / К. Кох // В мире науки. - 2007. - № 1. - С. 46-53. - Библиогр.: с. 53.

Симонов, П.В. Лекции о работе головного мозга: Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности / Ин-т психологии РАН; Ин-т ВНС и нейрофизиологии РАН / П.В. Симонов. - М.: изд-во ин-та психологии РАН, 1998.

Петренко В.Ф. К проблеме психологии сознания / В.Ф. Петренко // Вопросы философии. – М, 2010. - № 11. – С. 57-74.

Рубинштейн, С. Л.Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб. [и др.]: Питер, 2003. - 512 с. - (Мастера психологии).

Суркова, Л.В. Сознание в квантовом мире: новый диалог философии и науки / Л.В. Суркова // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. – 2007. - № 6. С.50-68.

Щербинина, Ю.В. Речевая агрессия в оценке православия / Ю.В. Щербинина // Философские науки. – 2011. - № 6. – С. 126-134.

Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г.Юнг; под общ.ред. В.В.Зелинского; пер.с нем.С.Лорие. - СПб.: Азбука, 2001. - 736с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.