Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Методические рекомендации к выполнению




Методические рекомендации к выполнению

ТЕМА 31. Человек. Индивид. Личность

1. Сущностные характеристики понятий «человек», «индивид», «личность».

2. Проблема типизации личности: обычная, талантливая, гениальная; выдающаяся, историческая.

3. Социальные роли личности.

Для правильного понимания сущности личности необходимо от­дифференцировать сходные понятия: человек, индивид, личность. Следует подчеркнуть, что понятие личность характеризуется, прежде всего, наличием в человеке социальных качеств. Личность это и носитель, и субъект конкретных исторических общественных отношений. Личность это система устойчивых социально значимых черт.

При ответе на третий вопрос необходимо дать краткую ретроспективу по проблеме личности в истории, обозначив приоритеты исторических эпох: античность, средневековье, новое время, ХIХ и ХХ век. Большое значение в формировании личности имеют нравственные устои общества, система объективных и субъективных факторов воспитания и образования. Рассмотрев социальные роли личности, необходимо подчеркнуть единство факторов свободы и ответственности личности. В заключение следует подчеркнуть актуальность проблемы личности на современном этапе, а также указать на специфику данной проблемы.

 

Индивид – (лат. indiwiduuv - неделимое, отдельно существующая особь) - отдельно существующий человек, отличаемый от коллектива людей, социальной группы, общества в целом

Индивидуальность – уникальность, неповторимое своеобразие человека.

Личность – это индивид, обладающий устойчивой системой социально-значимых черт, характеризующих человека как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.

Социализация – усвоение индивидом определенной системы норм, правил жизни, которые позволяют ему быть полноправным членом общества.

Человек – живое телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования и развития.

 

Основная литература:

Бердяев, Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство духа и царство кесаря / Н.А. Бердяев. - М.,1995. - С. 4-83.

Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. - М., 1994. - С.3-230.

Бубер, Мартин. Я и Ты. Проблема человека / М. Бубер. - М., 1993 – С.80-104.

Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М., 1988.

Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / под ред. Е.П. Ситковского / Г.В.Ф. Гегель. - М., 1977. – Т. 3. Философия духа. - 471с.

Герцен, А.И. Письмо о свободе воли // Собр. Соч.: в 30-томах /А.И. Герцен.– М., 1960 – Т.20 – Кн.1 – С.438-443

Кассирер, Э. Избранное: Опыт о человеке / Э. Кассирер. – М., 1998. - 780с.

Дополнительная литература:

Бросова, Н.З. Судьба метафизики и судьба человека / Н.З. Бросова // Вопросы философии. - 2005. - № 11.

Водолагин, А.В. Любовь и смерть в понимании В.В. Розанова / А.В. Водолагин // Вопросы философии. – 2006. – №10. С.109-114.

Гнатик, Е.Н. Некоторые философско-гуманитарные проблемы генетики человека / Е.Н. Генатик // Вопр. филос. – 2004. - № 7. – С.125 – 135.

Милюгина, Е.Г. «Быть свободным – это значит быть человеком»: О гранях идеи свободы в мышлении романтиков /Е.Г. Милюгина //Вопросы философии. – 2006. - № 12. – С. 120-136.

Медова, Ю.А. О соотношении этнической и национальной идентичности / Ю.А. Медова //Философия и общество. – 2011. - № 4. – С. 119-125.

Огурцов, А.П. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся Вселенная? /А.П. Огурцов //Вопросы философии. – 2005. - № 3. – С. 177-179.

Пилецкий С.Г. Размышления о свободе / С.Г. Пилецкий // Вопросы философии. – М, 2010. - № 10. – С. 154-158.

Рябов В. Проблема личности в философии анархизма / В. Рябов // Вопросы философии. – М, 2010. - № 5. – С. 47-56.

Семенов, В.С. О перспективах человека в ХХI столетии /В.С. Семенов //Вопросы философии. – 2005. - № 9. – С. 26-37.

Скачков, А.С. Автотрофность человечества как социально-философская проблема / А.С. Скачков // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 5. – С. 342-347.

Соловьев, В.С. Оправдание добра // Соч.: в 2 т. / В.С. Соловьев.- М.: Мысль, 1990. - Т.1 - С.81-542.

Соловьев, В.С. Формальный принцип нравственности (Кант) – изложение и оценка с критическими замечаниями об эмпирической этике // Соч.: в 2 т. / В.С. Соловьев. - М.: Мысль, 1990. - Т.1. - С.549-758.

Соловьев, В.С. Краткая повесть об Антихристе // Антихрист: Антология / В.С. Соловьев. - М.: 1995. -С.109-114.

Соловьев, В.С. Смысл любви // Соч.: в 2 т. / сост.: А.Ф. Лосев / В.С. Соловьев. - М., 1990. - Т.2. - С.493-547.

Соловьев, В.С. Идея сверхчеловека // Соч.: в 2 т. / сост.: А.Ф. Лосев / В.С. Соловьев. - М., 1990. - Т.2. - С.629-634.

Сорокин А.А. Идеальное, творчество и развитие человека / А.А. Сорокин // Вопросы философии. – М, 2009. - № 6. – С. 82-91.

 

ТЕМА 32. Сознание: его происхождение и сущность

1. Проблема происхождения сознания. Генезис сознания, его структура и источники.

2. Сознание и мозг. Роль труда и языка в развитии сознания.

3. Материальное и идеальное в сознании. Мышление, воля, эмоции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.