Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности. 3 страница




— Развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4—5 лет),затем перерастает во ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ;

— Развитие понятий (в 3—5 лет слова — как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6—7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия);

— Развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), постепен­ный переход к операционному уровню;

— Интерес к половым органам, к рождению детей; фаллическая стадия психосексуального развития (в 3—4 года); формирование и преодоле­ние Эдипова комплекса (в 5—6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;

— Формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития;

— Формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам;

¾ Формирование новообразований:

возникновение первого цельного детского мировоззрения, попытка осмыслить закономерные отношения;

возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);

возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);

возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);

возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества — хороший, злой, добрый и т.п.).

— Формирование готовности к школе, которая проявляется не формальном овладении навыками счета, письма, чтения, а готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка:

произвольность поведения — умение контролировать свою двигатель­ную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчинять­ся правилам;

учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость;

в интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рацио­нальный подход к действительности, логическое запоминание, зритель­но-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев); умение использовать в деятельности знаково-символические средства: замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование;

в личностной и социальной сфере — способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы.

Для психодиагностики уровня готовности ребенка к школе могут применяться тесты Йерасека, А. Венгера, Г. Витцлака, компьютерный пакет «Готовность к школе» Н.И. Улановской и др. методики.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6—11 лет)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — УЧЕБА

— Перестройка познавательных процессов — формирование произвольно­сти, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внима­ния, произвольного целенаправленного восприятия—наблюдения, произвольного осмысленного запоминания, памяти (прежде всего механической памяти).

НОВООБРАЗОВАНИЯ:

— Развитие мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ. (Переход процессов мышления на новую ступень и связан­ная с этим перестройка всех остальных процессов и составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте);

— Развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли, научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы: обучаются в определенной степени управлять своим поведением;

— Развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность);

— Формируется внутренний план действий (ребенок уже может выполнять действия про себя — умственные действия):

усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;

овладение навыками домашнего труда;

расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель);

¾ Формирование отношений в учебном коллективе:

игры развивающие занимают второе место после учебы;

формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;

формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, " школьные неврозы".

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (11—14 лет)

— Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;

— Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;

— САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми; возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми, негативизм, упрямство, строптивость, бунт против взрослых, безразличие к оценке успехов, к школе (отсутствие авторитета возраста, отвращение к необоснованным запретам, восприимчивость к промахам родителей и учителей);

— ВЕДУЩАЯ деятельность — ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости " завоевать" признание, расположение и уважение сверстников к себе, поиск друга, поиск «своей» компании;

— Формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА;

— Возможно возникновение акцентуаций характера и ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения;

— Формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

— Отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

— Развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;

— Самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено;

— Повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность, противоречивость;

— Склонность к риску, афессивности как приемам самоутверждения;

— Появление сексуальных влечений и интересов;

— Формирование САМОСОЗНАНИЯ своего "Я", эгоидентичности;

— Избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей;

— Центральное личностное новообразование — возникает «чувство взрослости»;

— второе психологическое рождение ребенка — «страх потери Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они);

— Новообразования:

возникновение социального сознания и самосознания;

самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).

 

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ЮНОСТИ (14 —18 лет)

— Формируется САМОСОЗНАНИЕ — представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;

— Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность САМОВОСПИТАНИЯ;

— Возрастает ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ;

— Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ;

— Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;

— Формируется собственное МИРОВОЗЗРЕНИЕ — как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;

— Увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, МАКСИМАЛИЗМ СУЖДЕНИЙ;

—СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ;

— Пренебрежение к советам старших;

— КРИТИКАНСТВО, проявление недоверия;

— Сухой рационализм, практицизм;

— Стремление к САМОУПРАВЛЕНИЮ, заново осмыслить все окружающее, происходит ЖИЗНЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ человека, приобретение определенной степени психологической зрелости;

— Стремление ПРИОБРЕСТИ ПРОФЕССИЮ — основной мотив познава­тельной деятельности;

— ОТСУТСТВИЕ подлинной самостоятельности, ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ВЛИЯНИЮ СВЕРСТНИКОВ, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;

— ЗАВЕРШЕНО ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. Формируется отношение к зарождающимся СЕКСУАЛЬНЫМ ЖЕЛАНИЯМ;

— Возникает первое чувство ЛЮБВИ, дружбы;

— Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;

— Недостаточное осознание последствий своих поступков.

Психологическое новообразование: умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение …………………………………………...

 

Тема 1. Общее представление о психологии

как науке ……………………………………………

Тема 2.Понятие о психике и сознании…………..

Тема 3. Методы современной психологии……….

Тема 4. Личность…………………………………….

Тема 5. Личность и деятельность…………………

Тема 6. Общение…………………………………….

Тема 7. Межличностные отношения в группах

и коллективах………………………………………

Тема 8. Конфликт…………………………………..

Тема 9. Темперамент………………………………

Тема 10. Характер………………………………….

Тема 11. Способности……………………………...

Тема 12. Внимание…………………………………

Тема 13. Сенсорно-перцептивные процессы…….

Тема 14. Память……………………………………

Тема 15. Мышление……………………………….

Тема 16. Воображение………………………….…

Тема 17. Эмоции и чувства……………………….

Тема 18. Воля………………………………………

Тема 19. Возрастная психология………………….

 

Литература…………………………………………….

Приложения …………………………………………..

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.