Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По учебной дисциплине Региональная экономика




По организации самостоятельной

Методические рекомендации

работы студентов

 

 

080114.52 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

Ростов-на-Дону

Пояснительная записка

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Региональная экономика» составлены в соответствии с примерной программой курса и рабочим учебным планом.

В указаниях даны общие методические рекомендации для студентов колледжа специальностей подготовки «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по изучению дисциплины, приводится библиографический список, темы рефератов, образцы выполнения домашних заданий, вопросы к семинарским занятиям.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний и навыков рыночно ориентированной экономики на уровне отдельного региона.

Предметом региональной экономики является изучение социально – экономического регионального размещения производительных сил России и развития отраслей ее экономики, важнейших природно – экономических, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей, т.е. изучение пространственного аспекта общественного воспроизводства.

Курс Региональной экономики дает студентам понимание географических закономерностей и региональных особенностей размещения ресурсной базы, материального производства, сферы услуг, а также сопряженных с ними систем расселения и транспорта.

Главные задачи курса:

· сформировать экономические знания у будущих экономистов;

· ознакомить студентов с закономерностями, принципами и факторами размещения производительных сил; экономическим районированием;

· показать студентам зависимость темпов формирования отраслевой и территориальной структур хозяйства при переходе к рынку от стартового уровня развития экономики регионов;

· вооружить студентов научными теоретическими знаниями и практическими умениями в области региональной экономики, способствующих адаптации в сложном современном мире;

· продолжить развитие экономического мышления у студентов.

По структуре и содержанию этот курс представляет собой сочетание двух областей научных знаний «Экономики» и «Географии» и состоит из пяти основных разделов:

· теоретические основы региональной экономики;

· размещение производительных сил России;

· территориальный аспект региональной экономики;

· влияние внешних экономических связей на размещение производительных сил.

Основными видами самостоятельной внеаудиторной учебной работы студентов являются:

- выполнение практических работ;

- изучение лекционного материала;

- заполнение таблиц и схем по пройденному материалу;

- составление тематических кроссвордов;

- написание рефератов по отдельным темам курса;

- составление краткого терминологического словаря по разным разделам дисциплины.

Требования к уровню освоения, содержания дисциплины.

В процессе изучения дисциплины студенты приобретают фундаментальные знания по природно-ресурсному потенциалу России, экономике отдельных регионов, размещению производительных сил, экономико-геогра­фической характеристике видов транспорта, транспортных уз­лов и внешнеэкономическим связям их роли в экономике России.

В целом курс очень информативен, многие разделы интегрируются с другими областями знаний (экономикой, географией, историей, этнокультурой, естественными науками, мировой экономикой, внешнеэкономической деятельностью), а также способствует развитию экономико-географической культуры учащихся.

Содержание

 

Раздел 1. Теоретические основы региональной экономики.

 

Введение.

Студент должен иметь представление:

Место экономической географии региональной экономики в системе наук. Направления и методы исследования региональной экономики. Задачи региональной экономики в современных условиях.

Содержание:

Предмет, метод и задачи региональной экономики

 

Тема: Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка.

Студент должен знать:

Какое место занимает Россия в мировых запасах природных ресурсов; балансовые запасы минерального сырья и топлива; параметры экономической оценки земельных, водных и других природных ресурсов; нетрадиционные источники энергии в РФ.

Студент должен уметь:

Определять значимость природных ресурсов для хозяйственной деятельности человека и для себя лично; применять методику оценки природных ресурсов; показывать на географической карте размещение основных видов природных ресурсов; выявлять проблемы использования природных ресурсов и искать пути их решения.

Содержание:

Географическая среда. Природные ресурсы и природные условия. Классификация природных ресурсов по различным факторам. Природоэксплуатирующие отрасли. Горнодобывающая промышленность. Ресурсосберегающие технологии. Биотехнология. Рекультивация. Утилизация. Ресурсные базы, ареалы. Антропогенное воздействие.

Самостоятельная работа студента

Выполнение докладов:

- Земельные ресурсы РФ.

- Минерально-ресурсная база РФ.

- Проблемы использования водных ресурсов.

- Природоохранные зоны России.

- Экономическая продуктивность шельфовой зоны России.

- Проблемы охраны и использования лесных ресурсов.

- Географическая среда и ее роль в жизни общества.

Домашнее задание

Учебник Т.Г Морозова, Разд. 1. гл.5

1. Выучить ведущие понятия: природные ресурсы, экономические природные ресурсы, классификация природных ресурсов природно-ресурсный потенциал, ресурсообеспеченность, хозяйственная оценка природных ресурсов, добывающая промышленность, экологическая ситуация, ресурсосберегающие технологии.

2. Работа с картой:

- посмотрите на тематические карты «Физическая», «Полезные ископаемые», «Плотность населения».

- выявите в какой части России живет большая часть населения, а где расположены основные месторождения нефти, газа, угля, лесных ресурсов.

3. Вопросы у дискуссии:

· Богатство России природными ресурсами – это благо или зло?

· Россия богата природными ресурсами, которые активно добываются. Экспортеры нефти (ОАЭ, Кувейт, катар) богаты. Они имеют высокие показатели ВВП на душу населения. Стоит ли России еще активнее заняться добычей и экспортом ресурсов, накапливая богатства?

· Согласны ли вы со словами великого русского ученого Д.И. Менделеева: «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами» Аргументируйте свой ответ.

· Обязательно ли должна Россия обеспечивать себя всеми видами природных ресурсов? Может быть, некоторые виды дешевле купить, как это делают США, Япония?

3. Выполнить задания на контурной карте (нанести нефтегазоносные провинции, отметить шельфовые зоны, обозначить крупные месторождения нефти и газа, нанести угольные бассейны).

 

Тема: Население и трудовые ресурсы России

Студент должен знать:

Демографические показатели: количественные и качественные; воспроизводство и структура населения; демографическая политика России; закономерности и показатели размещения населения; народы России; урбанизация; функции городов; особенности расселения населения в России; трудовые ресурсы и их использование; миграция рабочей силы; методика оценки трудовых ресурсов; виды безработицы.

Студент должен уметь:

Характеризовать структуру поло-возрастного состава населения по поло-возрастной пирамиде; определять характер размещения, особенности расселения и плотность населения по картам; выявлять причины и направления миграционных потоков; давать оценку состояния рынка труда в различных регионах и отраслях хозяйства России.

Содержание:

Демография. Воспроизводство населения. Демографический взрыв. Демографический кризис. Расселение. Дисперсное расселение. Урбанизация. Трудоспособное население. Трудовые ресурсы. Рынок труда. Экономически активное и пассивное население. Безработица.

Самостоятельная работа студента

· Выполнение докладов:

- Миграция рабочей силы – плюсы и минусы.
- Российские агломерации.

- Причины демографического кризиса.

- Трудовые ресурсы России.

  • Выполнение кроссворда на тему «Население России.

Домашнее задание

Учебник Т.Г Морозова, Разд. 1. гл.6

1. Выучить ведущие понятия: численность населения, воспроизводство населения, естественный прирост, демографический взрыв, демографический кризис, депопуляция, эмансипация. возрастно-половые пирамиды, народ, депортация, миграции, эмиграция, иммиграция, беженец, вынужденный переселенец, репатриант, урбанизация, системы расселения, трудоспособное население, трудовые ресурсы, экономически активное и пассивное население,

2. Индивидуальное задание А): «Выявление демографической ситуации в семье».

Цель работы: выявить динамику естественного прироста и тип воспроизводства населения в семье учащегося.

Этапы работы.

1 этап. Сбор информации и занесение его в таблицу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.