Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовиться к зачету по учебной дисциплине




План

характеристики федерального округа

1. Состав ФО.

2. Физико- и экономико-географическое положение ФО.

· положение по отношении к другим федеральным округам;

· положение по отношению к хозяйственным центрам;

· положение по отношению к транспортным путям;

· положение по отношению к главным грузопотокам;

· положение по отношению к внешним рынкам.

3. Природные условия и ресурсы (минеральные, земельные, агроклиматические, лесные, водные, рыбные, рекреационные) ФО.

4. История освоения территории и формирования хозяйственного комплекса: влияние на структуру и территориальную организацию хозяйства. Этапы освоения.

5. Население и трудовые ресурсы ФО:

· естественное и механическое движение населения;

· национальный состав;

· рынок труда, занятость населения.

6. Хозяйство ФО: отрасли специализации, крупные центры (промышленные узлы).

7. Транспортная сеть ФО.

8. Проблемы и перспективы развития ФО.

 

 

Тема: Центральный ФО.

Студент должен знать: Состав и особенности экономико-географического положения ЦФО. Историю хозяйственного освоения Центра. Качество жизни населения региона. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства региона. Основные, вспомогательные и дополняющие отрасли специализации. Научно-исследовательские и учебные центры. Роль Москвы как многофункционального города-милионника и Московской агломерации.

Студент должен уметь:

Оценивать географическое положение и природно-ресурсный потенциал территории. Выявлять особенности территориальной организации хозяйства. Определять основные направления развития ЦФО.

Содержание:

Географическое положение района. Природно-ресурсный потенциал. Население и трудовые ресурсы. Структура и размещение отраслей хозяйственного комплекса. Территориальная организация хозяйства. Перспективы развития Центрального ФО.

Самостоятельная работа студента

Выполнение докладов:

- Москва – промышленный комплекс..

- Территориальная структура хозяйства ЦФО.

Домашнее задание

1. Учебник Т.Г Морозова, Разд. 3. гл.3.

 

2. Подготовка к семинару: « Регион - объект хозяйственной деятельности (На примере «Приволжского и Уральского ФО)».

План семинара:

1. Региональный социально- экономический комплекс

2. Отраслевая и территориальная структура региона.

3. Понятие и сущность регионального воспроизводственного процесса, его особенности.

Вопросы семинара

1.Что включает в себя понятие отрасль? Виды отраслей?

2.Охарактенризуйте отраслевую структуру региона?

3.Что означает территориальная структура региона?

4.Инфраструктура региона: роль, функции и виды.

5Под влиянием, каких факторов складывается специализация региона?

6.Как связано разделение труда и специализация региона?

7.Что означает комплексное развитие региона?

Тема: Приволжский ФО. Уральский ФО.

Студент должен знать:

Состав и особенности экономико-географического положения ФО. Этапы освоения Поволжья и Урала. Роль Волги в развитии экономики. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства регионов. Основные, вспомогательные и дополняющие отрасли специализации. Значение в экономике страны нефте-газовой, металлургической и автомобильной промышленности, АПК. Перспективы развития округов.

Студент должен уметь:

Оценивать географическое положение и природно-ресурсный потенциал территории. Определять отрасли специализации ФО и факторы их размещения. Давать характеристику промышленного узла по плану и карте на примере Самарского ПУ. Выявлять проблемы округов.

Содержание:

Географическое положение района. Природно-ресурсный потенциал. Население и трудовые ресурсы. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. Территориальная организация хозяйства. Перспективы развития ФО.

Самостоятельная работа студента

Выполнение докладов:

- ВПК Урала.

- Этнический состав Приволжского ФО.

Домашнее задание

1. Учебник Т.Г Морозова, Разд. 3. гл.4,6.

1 вариант

Составить письменный конспект по теме Приволжский ФО.

2 вариант

Составить письменный конспект по теме Уральский ФО.

Тема: Сибирский ФО. Дальневосточный ФО.

Студент должен знать:

Состав и особенности экономико-географического положения ФО. Историю хозяйственного освоения территории. Особенности природно-ресурсной базы, ее размеры, распределение по территории. Отрасли рыночной специализации. Особенности формирования территориальной структуры хозяйства и территориально-производственных комплексов. Инфраструктуру региона. Экономические связи. Проблемы охраны окружающей среды.

Студент должен уметь:

Определять влияние природно-ресурсной базы на формирование и развитие отраслей хозяйства региона. Анализировать проблемы округа: социально-экономические, неравномерности размещения производственного потенциала, охраны окружающей среды. Выявлять основные направления и перспективы развития хозяйства, пути решения стоящих перед регионом проблем. Работать с различными источниками географической информации.

Содержание:

Географическое положение района. Природно-ресурсный потенциал. Население и трудовые ресурсы. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. Территориальная организация хозяйства. Перспективы развития ФО.

Самостоятельная работа студента

Выполнение докладов:

- Влияние климата на хозяйственную организацию СФО.

- Интеграционные связи ДФО со странам Дальнего Востока.

Домашнее задание

1. Учебник Т.Г Морозова, Разд. 3. гл.7,8..

Тема: Южный ФО. Северокавказский ФО.

 

Студент должен знать:

Состав и особенности экономико-географического положения ЮФО. Историю хозяйственного освоения территории. Особенности природно-ресурсной базы, ее размеры, распределение по территории. Трудовые ресурсы региона. Основные, вспомогательные и дополняющие отрасли специализации. Роль АПК в хозяйстве Европейского Юга. Особенности формирования территориальной структуры хозяйства. Инфраструктуру региона. Экономические связи. Перспективы развития рекреационного сектора в экономике округа. Проблемы охраны окружающей среды.

Студент должен уметь:

Определять влияние географического положения и природных условий на развитие отраслей хозяйства региона. Определять роль и место Европейского Юга в экономике России. Анализировать проблемы округа: социальные, экологические, экономические. Выявлять основные направления и перспективы развития экономики, пути решения стоящих перед регионом проблем. Работать с различными источниками географической информации.

Содержание:

Географическое положение района. Природно-ресурсный потенциал. Население и трудовые ресурсы. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. Территориальная организация хозяйства. Ростов-на-Дону – промышленно-транспотртный узел. Перспективы развития Южного ФО.

Самостоятельная работа студента

Выполнение докладов:

- Ростов- на-Дону – столица ЮФО.

- Отрасли специализации Северокавказского ФО.

- Морские и речные порты ЮФО.

- Структура АПК ЮФО.

Домашнее задание

1. Учебник Т.Г Морозова, Разд. 3. гл.5.

Задание для студентов 2 курса

по результатам тематической экскурсии «Топливно-энергетические ресурсы Юга России» на выставочном комплексе «Роствертол».

Описание предприятия топливно-энергетического комплекса ЮФО.

Ход работы: Дайте комплексную экономико-географическую характеристику предприятия ЮФО (по выбору учащегося), используя различные источники информации по типовому плану:

  1. Название предприятия.
  2. К какой отрасли хозяйства относится данное предприятие.
  3. Местонахождение предприятия.
  4. Специализация предприятия (Выпускаемая продукция).
  5. Размеры предприятия.
  6. Факторы размещения производства.
  7. Территориально - производственные связи предприятия: основные поставщики оборудования, сырья и важнейшие потребители готовой продукции.
  8. Проблемы и перспективы развития.
  9. Вывод о значении и развитии предприятия.

Раздел 4. Внешние экономические связи России и ее регионов.

Тема: Экономика России в системе международного разделения труда.

Студент должен знать:

Роль и место России в системе международного разделения труда. Формы и методы сотрудничества. Внешнюю торговлю России. Структуру экспорта и импорта. Участие России в международных экономических организациях.

Студент должен уметь:

Давать характеристику формам внешнеэкономических связей России с зарубежными странами. Анализировать структуру российского экспорта и импорта продукции. Выявлять проблемы и перспективы внешней торговли.

Содержание:

Внешнеэкономическая деятельность России. Международная торговля. Внешнеторговый баланс. Товарная структура внешней торговли России. Всемирная торговая организация. Научно-техническое сотрудничество. Торговля лицензиями. Лизинг. Банковская система и кредитование. Совместные предприятия.

Самостоятельная работа студента

Выполнение докладов:

. Россия и ее регионы в международной специализации и кооперировании и производства
3. Функционирование совместных предприятий на территории РФ
4. Иностранные инвестиции в экономике России

Домашнее задание

1. Учебник Т.Г Морозова, Разд. 4 гл.1.

 

Тема 4.2: Экономические связи России с зарубежными странами.

Студент должен знать:

Принципы сотрудничества России с государствами СНГ.Развитие внешнеэкономических связей России со странами ближнего зарубежья. Экономические связи России со странами дальнего зарубежья: с США, Германией, Великобританией, Францией, Китаем, Японией, Индией.

Студент должен уметь:

Давать характеристику внешнеэкономическим связям России с европейскими государствами. Определять особенности торгово-экономического сотрудничества России и США.Выявлять перспективы развития внешнеэкономических связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Содержание:

Географическая структура внешней торговли России. Экономическое сотрудничество России со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Задачи внешнеэкономической политики России.

Самостоятельная работа студента

Выполнение докладов:

- Миграция рабочей силы из стран СНГ.

- Внешнеэкономические связи региона со странами СНГ.

- Торговля услугами с развитыми странами.

- Сотрудничество в области подготовки кадров (Германия, Англия, Италия).

- Создание современных предприятий с фирмами развитых стран.

- Федеральные аспекты внешней политики России.
Домашнее задание

1. Учебник Т.Г Морозова, Разд. 4. гл.2.

I. Составить картосхему внешних экономических связей России со

странами Дальнего и Ближнего Зарубежья.

Ход работы:

Используя текст учебника, справочную и другую литературу, на контурной карте составьте картосхему внешних экономических связей России со странами Дальнего и Ближнего Зарубежья:

o Обозначьте границы России и важнейших внешнеэкономических партнёров России и подпишите их названия.

o Стрелками различного цвета покажите основные экспортируемые (красным цветом) из России и импортируемые (синим цветом) в Россию товары из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья.

       
   


 

 

(Древесина и целлюлозно-бумажные изделия;, машины, оборудование и транспортные средства; минеральные продукты (нефть, газ, уголь); металлы, драгоценные камни и изделия из него; продукция химической промышленности; текстиль и текстильные изделия, обувь; кожевенное сырье, пушнина и изделия из них; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье).

 

o Сделайте вывод о структуре и географических особенностях внешней торговли России.

o Условными знаками обозначьте на карте другие виды экономического сотрудничества России со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Формы международных экономических отношений.

                   
   
 
   
   
 
   
 
 
 
   
 
 
   

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.