Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Наблюдение




Отдельных методов научно-педагогического исследования

Характеристика

Правила оформления библиографических ссылок

 

При включении элементов описания в синтаксический строй основного текста соблюдаются следующие правила оформления текста:

1. При расположении инициалов или имен они предшествуют фамилии авторов.

2. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами: “Цит.по:” или “Цит. по кн.”, или “Цит по ст.”.

3. Когда от текста, к которому относится ссылка, нельзя совершить плавный логический переход к ссылке, то пользуются начальными словами “См.”, “См. об этом”.

4. При оформлении ссылок допускаются некоторые отклонения:

- инициалы авторов предшествуют фамилии;

- основное заглавие пишется в кавычках;

- описание знака “точка и тире” можно заменять точкой.

 

Номер источника, указанный в библиографическом списке, в основном тексте берется в квадратные скобки. Например: [5,7].

При указании в основном тексте на страницу источника последняя также заключается в квадратные скобки. Например: [5,C.32].

 

 


Приложение № 2

Наблюдение - один из методов психолого-педагогического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. (Российская педагогическая энциклопедия.-М,1999.-Т.2 -С.13).

Наблюдение в исследованиях по педагогике имеет две основные функции: 1) обеспечение теоретического исследования эмпирической информацией;

2) проверка адекватности и истинности теории в практике.

Метод наблюдения - метод познания педагогического процесса, который основан на длительном целенаправленном и планомерном их восприятии.

Основная задача наблюдения - правильное определение проблемы научного исследования, отвечающего насущным проблемам практики.

 

Классификация наблюдений

 

Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, классифицируют по различным признакам. Рассмотрим эти классификации.

1. По частоте наблюдения делятся на постоянные, повторные и однократные. Постоянным наблюдением охватывают, например, уроки по какому-либо предмету непрерывно в течение известного времени; повторным - через определенные промежутки времени (например, через неделю), при однократном же наблюдении регистрируется виденное лишь на одном уроке.

2. По объему охвата объекта различают сплошные и несплошные (или частичные) наблюдения. В первом случае наблюдаются все исследуемые объекты, во втором - часть из них.

Несплошные наблюдения можно подразделить еще на ряд групп.

При монографическом наблюдении исследуется деятельность лишь одного относящегося к объекту наблюдения элемента и на основе этого делается вывод о деятельности всего объекта.

Например: деятельность средне успевающего учащегося при усвоении какого-либо навыка пристально наблюдается, и на основе этого делается вывод об усвоении навыков всей учебной группой.

Этот вид наблюдения редко используется в педагогике, так как таким способом трудно получить достоверные данные о деятельности всей учебной группы.

В сопоставительно-монографическом наблюдении из объекта наблюдения извлекают два или несколько различных, в большинстве случаев два крайних элемента, и в результате их наблюдения делается обобщение об объекте в целом.

Например: из учебной группы отбираются самый сильный и самый слабый ученик, наблюдается некий вид их деятельности, на основе этого характеризуется вся группа.

При наблюдении основного массива исследуется основной состав объекта, а та часть, которая имеет второстепенное (побочное) значение, исключается. Наблюдением должно быть охвачено не менее 80% обследуемых.

Так, например, не подвергаются наблюдению отстающие по всем предметам и очень сильные учащиеся, поскольку включение их в изучаемый комплекс может довести до весьма противоположных крайностей в результатах наблюдения. Этот вид наблюдения применим в том случае, если в классном коллективе имеются учащиеся, сильно отличающиеся от других по своим способностям.

Выборочным наблюдением охватывается лишь сравнительно малая, но репрезентативная главная часть объекта. Из общего комплекса с помощью разнообразных методов отбирается так называемый извлеченный комплекс. Отбор последнего происходит путем математических вычислений, основывающихся на теории вероятности.

3. По способу получения сведений наблюдения можно подразделить на непосредственные и косвенные. При непосредственном или прямом наблюдении, исследователь регистрирует увиденные во время наблюдения факты.

Косвенным, или опосредованным, называется наблюдение, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Так, например, мы не можем непосредственно видеть процесс мышления учащихся, но на основе хода решения задач можно сделать вывод о последовательности шагов мышления.

4. В зависимости от того, проводит ли наблюдение постороннее лицо или лицо, участвующее в учебном процессе, мы имеем дело с внешним, или объективным наблюдением, и самонаблюдением. Тот и другой вид наблюдения имеют свои положительные и отрицательные стороны. В первом случае постороннее лицо объективно оценивает происходящее на уроке, у него достаточно времени подробно записывать результаты наблюдения, и внимание его сосредоточено лишь на одном-двух действиях. Главным же недостатком объективного наблюдения является то, что присутствие постороннего человека в какой-то мере мешает нормальному ходу урока. Но если такие уроки проводятся часто, учащиеся вскоре привыкают к постороннему наблюдателю, и учебная работа протекает совершенно нормально.

Положительной стороной самонаблюдения является то, что урок проходит в нормальных условиях без присутствия постороннего лица, к тому же учитель часто способен лучше, чем посторонний наблюдатель, анализи

ровать свою деятельность. Недостаток такого наблюдения состоит в том, что субъективное отношение наблюдателя к тому или другому явлению может оказать влияние на результаты наблюдения. Кроме того, поскольку наблюдатель-учитель одновременно с наблюдением ведет урок, то он не в состоянии все время с нужной точностью следить за наблюдаемыми явлениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.