КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ литературных источников
К анализу литературных источников исследователь обращается на подготовительном этапе и собственно исследовательском. На подготовительной стадии происходит первичное ознакомление с литературой, с новейшими сведениями, имеющимися в педагогике и смежными с ней областями. На втором этапе работа с литературой становится более глубокой, она необходима для уточнения, подтверждения или опровержения, обоснования полученных результатов. Работа над теоретической частью включает: I. Составление первичного списка литературы по теме. Существуют следующие способы библиографических разысканий 1) хронологический - выяснение того, как развивалось данное явление или понятие; 2) обратно-хронологический: изучение новейших исследований, чтобы рассмотреть сделанные ранее публикации под соответствующим углом зрения; 3) сравнительно-хронологический: возможность проследить развитие двух или нескольких родственных явлений (различных точек зрения, теорий, концепций). II. Определение важных для исследования установок: 1) есть ли литература специально по той проблеме, которая выдвигается как предмет исследования; 2) какие стороны проблемы в литературе затрагиваются и как освещаются, какие методы при этом используются; 3) в чем достоинства и недостатки данных исследований; 4) устанавливается и анализируется литература, имеющая косвенное отношение к изучаемой проблеме; 5) выписываются основные термины и составляется понятийный аппарат. При работе с определениями необходимо: - выписать все определения, имеющиеся в толковых, энциклопедических, специальных словарях, монографиях; - определить, какие признаки в них встречаются чаще других; - исходя из анализа терминов выбрать рабочее определение или составить свое. Обосновать свой выбор. В результате анализа выделяются: 1) источники, выполняющие методологическую функцию. Они будут составлять основу исследования; идеи, представленные в них, будут определять сущность и логику исследования; 2) отдельно определяется литература, которая может служить для подтверждения некоторых выдвигаемых в исследовании положений; 3) особо обращается внимание на источники, подвергающиеся критике, т.е. дискуссионные; 4) среди литературы отмечают и такую, в которой содержится интересный материал по методике исследования.
III. Выбор теоретического уровня описания литературы. Выделяют следующие уровни описания научной литературы: 1) реферативный обзор в виде пересказа выводов без попытки увидеть преемственность, взаимосвязь, развитие научного знания. Например. Алексеев В.И. дает такое определение... А Петров С.П. рассматривает это явление как... В психолого-педагогическом словаре это понятие трактуется следующим образом... 2) реферативный анализ с элементами сопоставления точек зрения с той целью, чтобы выявить, какая из них более полно, разносторонне раскрывает интересующее нас явление. Например. В определении, данном Алексеевым В.И., дается перечисление..., а вот иное определение... В нем дана иерархия..., но... А вот в определении Петрова С.П... 3) теоретико-констатирующий анализ, когда прослеживается развитие знания с каких-то теоретических позиций. Например. В работах Алексеева В.И., Петрова С.П. интересующее нас явление характеризуется с позиции авторитарной педагогики. Оно рассматривается как... А в монографии Семеновой Р.К. представлена гуманистическая позиция в решении сформулированных проблем. 4) теоретико-методологический анализ, цель которого - оценить имеющиеся знания по проблеме с точки зрения полноты реализации в нем определенных методологических идей, высказать свое отношение к ним.
Типичные ошибки при анализе литературы: 1. Описательный характер теоретической части (конспект источников). 2. Анализ превращается в самоцель. 3. Бессистемность в анализе, отсутствие логики. 4. Некритическое использование литературы, неумение определить его научную ценность. 5. Искажение авторской мысли, превратное понимание материала. 6. Прямой перенос текста.
Рекомендации по работе с источниками 1. Конспектировать на одной стороне листа, не делать сокращений слов. Оставлять поля, на которых можно делать различные пометки: к какому параграфу той или иной главы может быть отнесен материал, высказывать свое оценочное отношение и др. 2. Обязательно указывать автора, полное название книги, выходные данные и номер страницы, которая конспектируется. 3. Отдельно на карточках выписывать определения, составляющие понятийный аппарат работы (на обороте карточки также указывать точное наименование источника). 4. Материал, относящийся к отдельным главам, параграфам, сразу группировать и складывать в соответствующие пронумерованные папки (например, глава 1, параграф 1 и т.д.). Все это поможет легко и быстро обработать изученное и представить в связном тексте.
4.3 Организация опытно-экспериментальной работы Под опытной работой в педагогическом исследовании понимается организация автором практической деятельности в соответствии с имеющимся в литературе и практике опытом без каких-либо конструктивных авторских изменений. Педагогический эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования, который обеспечивает научно-обоснованную и доказа- тельную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента: 1. Естественный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания. Исследователь наблюдает начальное состояние деятельности, поведения школьников, затем осуществляются рекомендуемые изменения в содержании, формах, методах учебно-воспитательной деятельности. После этого вновь изучается уровень успешности учения школьников или уровень воспитанности и делается вывод об эффективности применяемой в естественных условиях системы мер. В случае лабораторного эксперимента выделяется группа учащихся, с которыми в специально созданных условиях осуществляется особая деятельность и делается вывод об ее эффективности. 2. Констатирующий и формирующий эксперимент. В первом случае исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы. Во втором случае исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учащихся определенных личностных качеств, улучшения их учебной деятельности и т.д. Для проведения эксперимента, как правило, выделяется две группы учащихся (два класса, два коллектива и др.), которые называются контрольной и экспериментальной группами. Определение этих групп осуществляется с помощью случайной выборки, при этом необходимо констатировать примерно одинаковый уровень обученности или воспитанности учеников этих групп до начала эксперимента. Вместе с тем, возможно проведение эксперимента на одной группе, без выделения контрольной. В этом случае замеряется уровень обученности или воспитанности, или каких-то других параметров (в зависимости от целей эксперимента) до и после его проведения. Выделяют следующие основные этапы проведения эксперимента: 1) предшествующий эксперименту этап (анализ литературы, практики); 2) подготовка к проведению эксперимента (выбор объекта, методики изучения и измерения, определение критериев и т.д.); 3) проведение эксперимента (изучение начального состояния системы, осуществление предлагаемой системы мер по решению экспериментальных задач, фиксирование данных о ходе эксперимента, указание трудностей в его проведении и т.д.); 4) подведение итогов эксперимента (описание результатов конечного состояния системы, характеристика условий, при которых эти результаты были достигнуты и т.д.). Для проведения эксперимента необходимо выполнить ряд условий: 1) Определить задачи эксперимента. 2) Выбрать необходимое число экспериментальных объектов. 3) Определить длительность эксперимента. 4) Выбрать конкретные методики, применяемые в ходе эксперимента. 5) Определить критерии оценки успешности экспериментальных действий. 6) Соотнести итоги эксперимента и гипотезу исследования. Одним из сложных вопросов любого педагогического исследования является выбор критериев эффективности предлагаемой системы мер. Критерии должны удовлетворять следующим принципам: - быть объективными (насколько это возможно), т.е. оценивать исследуемый признак однозначно; - валидными, т.е. оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить; - нейтральными по отношению к исследуемым явлениям (например, если в экспериментальном классе изучается какая-то тема, а в контрольном нет, то нельзя сравнивать знание учащимися данной темы); - полными, т.е. совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления или процесса. Например. Для определения уровня сформированности готовности к выбору профессии: а) - общественная направленность личности; - интересы и склонности к избирательному виду труда; - накопленный опыт деятельности в сфере личных профессиональных интересов (С.Н.Чистякова); б) - информированность о мире профессий; - знание своих индивидуально-личностных особенностей; - умение соотнести свои личностные качества с требованиями профессии и специальности (Е.М.Павлютенков)
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 19224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |