КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гипотеза исследования
Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования. Выделяют различные типы научных гипотез. Представим некоторые из них. 1) научное предположение (теоретически обоснованное предсказание); 2) эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если..., то...); 3) рабочая гипотеза (первоначальный план, который мы намечаем, чтобы сделать то-то и то-то); 4) нулевая гипотеза (что-то делаю, но не знаю, что получится) и др. Гипотезы бывают описательные и объяснительные. В описательной гипотезе связь между причиной и следствием описывается, при этом условия, факторы, диктующие обязательность поступления следствия не раскрываются. Такая гипотеза не обладает свойством прогностичности. В объяснительной гипотезе раскрываются не условия, факторы, при соблюдении которых следствие наступит обязательно. Такая гипотеза носит прогностический характер. Свойства научной гипотезы. - Гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам. - Гипотеза должна быть эмпирически проверяемой. - Гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию. - Гипотеза должна быть принципиально опровергаемой.
Проверка гипотезы: - с помощью теоретического обоснования; - на основе передового педагогического опыта; - экспериментально.
В ВКР по истории педагогики, сравнительной педагогике формулировка гипотезы не обязательна.
Приведем примеры удачно выстроенных гипотез. 1) Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии будет результативной, если: - организовать целенаправленное профессиональное просвещение учащихся с использованием методики модульного отражения профессиоведческой информации; - включать школьников в творческую деятельность по решению реальных социально значимых задач в предпочитаемых ими сфер производства и обслуживания.
Основной ошибкой неудачной формулировки гипотез является их очевидный характер, т.е. авторы работ утверждают, что если хорошо учить и воспитывать, то и результаты будут хорошими. Пример неудачно сформулированной гипотезы:“соединение обучения с производительным трудом выступает важным средством воспитания социальной активности старшеклассников, если: осуществляется связь теоретических знаний с производительным трудом: в процессе производительного труда обогащается социальный опыт учащихся; педагогически целенаправленно строятся отношения старшеклассников к результатам труда; в процессе трудовой деятельности раскрываются научные основы техники и технологии современного производства”. Как видно, эти утверждения носят очевидный характер, вряд ли против них что-то можно возразить. 5. Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Чаще всего задачи формируются в 2х вариантах. Первый – простой – когда задачи формулируются как относительно самостоятельные, законченные этапы исследования. Пример: тема “Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике”: - выявить особенности коррекции математических знаний как части учебного процесса; - выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью ученика в процессе коррекции знаний по математике; - разработать педагогическое программное средство по одной из тем школьной программы и методику его использования; - проверить эффективность разработанной методики в учебном эксперименте. Второй вариант, более сложный и строгий, является предпочтительным. Здесь задачи выступают как отдельные подпроблемы общей проблемы исследования и как частные цели по отношению к общей цели ВКР. Пример: тема “Формирование готовности школьников к выбору профессии ”. Задачи: 1) охарактеризовать сущность понятия готовности к выбору профессии, выявить его критерии и уровни сформированности у учащихся 8-9 классов;. 2) определить и экспериментально проверить возможности курса “Трудовое обучение” в формировании у школьников готовности к выбору профессии; 3) обосновать содержание профориентационной работы; 4) определить формы и методы профориентации.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |