Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипотеза исследования




Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования. Выделяют различные типы научных гипотез. Представим некоторые из них.

1) научное предположение (теоретически обоснованное предсказание);

2) эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если..., то...);

3) рабочая гипотеза (первоначальный план, который мы намечаем, чтобы сделать то-то и то-то);

4) нулевая гипотеза (что-то делаю, но не знаю, что получится) и др.

Гипотезы бывают описательные и объяснительные.

В описательной гипотезе связь между причиной и следствием описывается, при этом условия, факторы, диктующие обязательность поступления следствия не раскрываются. Такая гипотеза не обладает свойством прогностичности.

В объяснительной гипотезе раскрываются не условия, факторы, при соблюдении которых следствие наступит обязательно. Такая гипотеза носит прогностический характер.

Свойства научной гипотезы.

- Гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам.

- Гипотеза должна быть эмпирически проверяемой.

- Гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию.

- Гипотеза должна быть принципиально опровергаемой.

 

Проверка гипотезы:

- с помощью теоретического обоснования;

- на основе передового педагогического опыта;

- экспериментально.

 

В ВКР по истории педагогики, сравнительной педагогике формулировка гипотезы не обязательна.

 

Приведем примеры удачно выстроенных гипотез.

1) Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии будет результативной, если:

- организовать целенаправленное профессиональное просвещение учащихся с использованием методики модульного отражения профессиоведческой информации;

- включать школьников в творческую деятельность по решению реальных социально значимых задач в предпочитаемых ими сфер производства и обслуживания.

 

Основной ошибкой неудачной формулировки гипотез является их очевидный характер, т.е. авторы работ утверждают, что если хорошо учить и воспитывать, то и результаты будут хорошими.

Пример неудачно сформулированной гипотезы:“соединение обучения с производительным трудом выступает важным средством воспитания социальной активности старшеклассников, если: осуществляется связь теоретических знаний с производительным трудом:

в процессе производительного труда обогащается социальный опыт учащихся; педагогически целенаправленно строятся отношения старшеклассников к результатам труда; в процессе трудовой деятельности раскрываются научные основы техники и технологии современного производства”.

Как видно, эти утверждения носят очевидный характер, вряд ли против них что-то можно возразить.

5. Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи.

Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Чаще всего задачи формируются в 2х вариантах.

Первый – простой – когда задачи формулируются как относительно самостоятельные, законченные этапы исследования.

Пример: тема “Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике”:

- выявить особенности коррекции математических знаний как части учебного процесса;

- выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью ученика в процессе коррекции знаний по математике;

- разработать педагогическое программное средство по одной из тем школьной программы и методику его использования;

- проверить эффективность разработанной методики в учебном эксперименте.

Второй вариант, более сложный и строгий, является предпочтительным. Здесь задачи выступают как отдельные подпроблемы общей проблемы исследования и как частные цели по отношению к общей цели ВКР.

Пример: тема “Формирование готовности школьников к выбору профессии ”.

Задачи:

1) охарактеризовать сущность понятия готовности к выбору профессии, выявить его критерии и уровни сформированности у учащихся 8-9 классов;.

2) определить и экспериментально проверить возможности курса “Трудовое обучение” в формировании у школьников готовности к выбору профессии;

3) обосновать содержание профориентационной работы;

4) определить формы и методы профориентации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.