Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фигуры речи




Тропы

Художественный стиль речи.

Вопросы для контроля исходного уровня знаний

1. Основные признаки художественного стиля речи.

 

С П Р А В О Ч Н Ы Й М А Т Е Р И А Л

Художественный стиль речи употребляется в словесно-художественном творчестве.

Основная цель этого стиля – эмоционально- эстетическое воздействие на чувства и мысли читателей с помощью созданных образов.

Форма реализации: проза, поэзия, драма, которые делятся на соответствующие жанры (роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, пьеса, комедия).

Языковые средства выражения: использование изобразительно-выразительных средств языка.

Общестилевые признаки: образность, эмоциональность, конкретность речи, использование возможностей разных стилей.

 

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

( обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности)

Таблица 4

Аллегория –выражение отвлечённого понятия или идеи при помощи конкретного образа, помещённого в определённый сюжет. Чаще всего встречается в басне, где в образе животных или предметов бичуются человеческие пороки. Метонимия –перенос названия по смежности. Могут переноситься: Названия помещений, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион Название ёмкости на её содержимое: Съел две тарелки. Выпейте ещё чашечку. Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора, полотна Левитана Имя автора на его творения: люблю Чехова, пользуемся при работе Ушаковым Название географического пункта на то, что там находится: Она коллекционирует гжель. Запретили продажу боржоми. Метафора –образование переносного значения слова, в основе которого лежит сходство. Чаще всего это сходство по: Форме: луковки церквей, лента дороги Расположению: голова и хвост поезда Цвету: золото волос, шоколадный загар Размеру, количеству: океан слёз, гора книг Характеру звучания: визг пилы, дождь барабанит Степени ценности: золотой работник Производимому впечатлению: тёплый приём, ледяной взгляд  
Синекдоха –такой перенос значения, когда для наименования целого используется его частный признак, наиболее характерный или прежде всего бросившийся в глаза: Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, а передо мной – вот этот белый берет.  
Олицетворение –такое изображение неживых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: Но остался влажный след в морщине старого утёса. Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне. Ирония –употребление в целях насмешки слова или выражения, которое в данном контексте должно восприниматься в смысле, обратном буквальному: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (обращение к ослу в одной из басен Крылова) Перифраз –замена однословного наименования явления, лица, предмета указанием на его характерные признаки: Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, вторая российская столица, северная Венеция.  
Гипербола и литота –непомерное преувеличение или преуменьшение чего-либо: В сто сорок солнц закат пылал. Я живу в двух шагах от метро. Эпитет –художественное, образное определение, цель которого создать образ, передать отношение автора: А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней   Оксюморон –соединение слов, называющих взаимоисключающие понятия: «Горячий снег» (название романа), слёзы радости    

 

(синтаксические конструкции, рассчитанные на повышение выразительности речи, её эмоционального воздействия)

Таблица 5

Анафора -единое начало в нескольких строфах или предложениях: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза Эпифора –повтор окончаний предложений, строф: Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? Антитеза –разновидность параллелизма, когда противопоставляются два явления, понятия, действия: Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли. Градация –ряды однородных членов предложения, расположенных в порядке возрастания или ослабления какого-либо признака: Я победил его, разгромил, уничтожил.  
Инверсия –отход от привычного порядка слов с целью выделения определённых частей предложения: Помогла им чистейшая случайность.   Парцелляция –расчленение высказывания; оформление части предложения в качестве отдельной синтаксической структуры: У Елены беда тут стряслась. Большая.   Асиндетон и полисиндетон (бессоюзие и многосоюзие) – пропуск союзов там, где они обычно бывают и, наоборот, повторение союзов: Швед, русский колет, рубит, режет. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Синтаксический параллелизм –сходное или полностью совпадающее построение близко расположенных синтаксических конструкций: Снега, снега, снега… А ночь долга, и не растают никогда снега. Снега, снега, снега… А ночь темна, и никогда не кончится она.
Умолчание –это пропуск, как и эллипсис, но многозначительный пропуск того, что важно, но неоднозначно. Это намёк и обращение к читателю с предложением догадаться. Часто на письме сопровождается многоточием: Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.   Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание-это эмоционально окрашенные предложения. Содержат утверждение или отрицание в форме вопроса. Риторическое обращение адресовано неодушевленному предмету, понятию, отсутствующему лицу: На кого не действует новизна? И какой же русский не любит быстрой езды!  

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

 

Аллегория – выражение отвлечённого понятия или идеи при помощи конкретного образа, помещённого в определённый сюжет.

Анафора -единое начало в нескольких строфах или предложениях.

Антитеза – разновидность параллелизма, когда противопоставляются два явления, понятия, действия.

Асиндетон и полисиндетон ( бессоюзие и многосоюзие) – пропуск союзов там, где они обычно бывают и, наоборот, повторение союзов.

Гипербола и литота – непомерное преувеличение или преуменьшение чего-либоэ Градация – ряды однородных членов предложения, расположенных в порядке возрастания или ослабления какого-либо признака.

Инверсия – отход от привычного порядка слов с целью выделения определённых частей предложения.

Ирония – употребление в целях насмешки слова или выражения, которое в данном контексте должно восприниматься в смысле, обратном буквальному.

Метафора – образование переносного значения слова, в основе которого лежит сходство.

Метонимия – перенос названия по смежности.

Оксюморон – соединение слов, называющих взаимоисключающие понятия.

Олицетворение – такое изображение неживых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.

Парцелляция – расчленение высказывания; оформление части предложения в качестве отдельной синтаксической структуры.

Перифраз – замена однословного наименования явления, лица, предмета указанием на его характерные признаки.

Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание- это эмоционально окрашенные предложения.

Синекдоха – такой перенос значения, когда для наименования целого используется его частный признак, наиболее характерный или прежде всего бросившийся в глаза.

Синтаксический параллелизм – сходное или полностью совпадающее построение близко расположенных синтаксических конструкций

Тропы -обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Умолчание – это пропуск, как и эллипсис, но многозначительный пропуск того, что важно, но неоднозначно.

Фигуры речи -синтаксические конструкции, рассчитанные на повышение выразительности речи, её эмоционального воздействия.

Эпитет – художественное, образное определение, цель которого создать образ, передать отношение автора.

Эпифора – повтор окончаний предложений, строф.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 190-197.

2. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с.73, 75-78.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.