КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие 2
Коррекционно-образовательные цели. Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме (береза, рябина, дуб, клен, ель, желтый, зеленый, красный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе). Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного выдоха, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, тонкой моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе. Оборудование. Дыхательные тренажеры по числу детей, игра «Разноцветные листья», мягкие игрушки для артикуляционной гимнастики — лиса, волк, слон, мяч среднего размера, рабочая тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами. Предварительная работа. Сбор и рассматривание опавших листьев во время прогулки. Рассматривание картинки с изображением опахала и листа клена, сравнение. Разучивание упражнения «Листья». Ход занятия 1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Развитие зрительного внимания.]
1 См.: Нищева Н. В. Тетрадь №1 для средней логопедической группы детского сада. — СПб., 2004. Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, говорит, что очень рад видеть их и готов с ними поиграть в новые игры. В кабинете на полу рассыпаны разноцветные листья. Логопед. Посмотрите, у нас на полу лежит ковер из листьев, как в осеннем парке. Выберите желтые березовые листья. Я думаю, вы их узнаете. Вчера на занятии мы с вами учились дугь на них. Тот, кто найдет желтый березовый листок, может сесть за стол. Дети находят желтые березовые листочки и садятся за стол. Логопед при необходимости оказывает помощь сам или привлекает к этому остальных детей, которые подсказывают, где лежит нужный листочек, ребенку, оказавшемуся в затруднительном положении. 2. Чтение логопедом стихотворения «На что похожи листья?» [Развитие речевого слуха, ассоциативного мышления.] Логопед выразительно читает стихотворение и закрепляет на наборном полотне разноцветные бумажные или сухие листья.
3. Игра «Разноцветные листья». [Развитие цветовосприятия и цветоразличения. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе). Развитие умения различать листья разных деревьев.] Перед началом игры логопед заменяет на наборном полотне оранжевый кленовый лист на кленовый лист красного цвета, т. к. прилагательное «оранжевый» пока может быть у детей только в имп-рессивной речи. Логопед. Вы послушали стихотворение и, наверное, запомнили, о листьях каких деревьев в нем говорится. Сейчас я проверю это. Какое дерево потеряло вот этот лист, похожий на ладошку? (Показывает детям красный кленовый лист.) Дети. Клен. Логопед. Какой он? Дети. Он красный. Логопед. Повторите вот так: красный лист. Дети. Красный лист. Логопед. Я добавлю еще несколько листьев клена, а вы скажете, какие они. (Вывешивает на наборное полотно 2—3листочка.) Дети. Красные листья. Логопед. А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на перышко? Дети. Рябина. Логопед. Молодцы! А какой он? Дети. Желтый лист. Логопед. Я добавила еще два листка. Какие они? Дети. Желтые листья. Логопед. А вот этот лист, похожий на опахало, какое дерево потеряло? Дети. Каштан. Логопед. Отлично. Какого он цвета? Дети. Зеленый. Логопед. Правильно, он еще зеленый. Я добавила листьев. Какие они? Дети. Зеленые листья. Логопед. А теперь посмотрите на эти круглые листья, похожие на монеты. Какое дерево их потеряло? Дети. Осина. Логопед. Правильно, у осины круглые листья. Они похожи на круг. А теперь посмотрите на лист березы и скажите, на что он похож. Дети. На треугольник. Логопед. У березы треугольные листья. А теперь представьте, что вы превратились в листики. 4. Упражнение «Листья». [Развитие общей моторики, координации речи с движением. Закрепление умения приседать без опоры.] Логопед выполняет упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно следует выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом. Логопед. Листочки, образуйте кружок. Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на месте, расставив руки в стороны. Листья нам под ноги Приседают. тихо ложатся И под ногами шуршат, Движения руками влево-вправо. шелестят, Будто опять закружиться хотят. Кружатся на месте на носочках. 5. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. [ Логопед приглашает детей за стол, где уже приготовлены тетради. Логопед. Садитесь правильно и посмотрите в тетради. Лист какого дерева вы видите? Дети. Лист клена. Логопед. Правильно. Каким карандашом мы его раскрасим? Дети. Красным. Логопед. Правильно. Мы уже говорили с вами, что осенью листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми. Наш кленовый лист будет красным. Но сначала обведите листок по краю-контуру, а потом раскрасьте его. Дети выполняют задание. Логопед следит за посадкой детей, за тем, как они держат карандаши. Логопед. Какие у вас листья? Дети. Красные листья. Логопед. Вы отлично выполнили мое задание. А теперь давайте пойдем к зеркалу. 6. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.] Логопед вновь объясняет детям, что сесть перед зеркалом нужно прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3—5раз. Логопед. К нам вновь прибежал веселый лисенок. (Показывает игрушку.) Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же. Дети выполняют движения. Логопед. А теперь покажите зубы, растянув губы, как делает это наш знакомый волчонок. Дети выполняют движения. Логопед. А вот и ваш знакомый слоненок из Африки. Видите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком». 7. Упражнение с дыхательным тренажером. [Развитие длительного плавного выдоха.] (Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребенок выполняет упражнение стоя.) Логопед. А сейчас вы будете... волшебниками! Если вы правильно сделаете все, что я скажу и покажу, то шарики повиснут в воздухе и не упадут, пока вы будете дуть в трубочку. Хотите попробовать? Дети. Да. Логопед. Тогда смотрите внимательно и запоминайте. Далее логопед показывает, как выполняется упражнение. Одной рукой он берет кончик трубочки и удерживает у рта, другой рукой поддерживает внизу изогнутую часть трубки (шарик лежит на раструбе). Логопед делает вдох через нос и начинает медленно дуть в трубочку, не раздувая щеки и не поднимая плечи. Затем предлагает детям встать, правильно взять тренажеры и раскладывает шарики на раструбы (рис. 1). Дети по команде логопеда делают вдох, а затем по команде начинают дуть. Логопед следит за тем, чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи во время выполнения упражнения. Упражнение выполняется 3—5 раз, чтобы не спровоцировать у детей головокружение. Рис. 1 8. Игра «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, внимания, памяти, мышления.] Логопед приглашает детей за стол. Логопед. А теперь я прочитаю вам стихотворение, а вы подскажете мне, когда бывает то, о чем в нем говорится, — летом или осенью. В конце стихотворения вы должны сказать слово «осень» или слово «лето». Птицы стаями летят, Грустно: дождь и листопад. Ветер тучи в небе носит, Потому что это... Дети....Осень. Логопед. В чистом небе солнце светит ярко, Можно искупаться: очень жарко. Нравится мне время года это. Угадали? Ну конечно... Дети....Лето. Логопед. Молодцы! Вы правильно мне подсказали слова «осень» и «лето». 9. Игра с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Развитие ловкости.] Логопед приглашает детей встать на ковер. Логопед. Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы будете ловить мяч и называть это же дерево ласково. Дуб. 1-й ребенок. Дубок. Логопед. Береза. 2-й ребенок. Березка. Логопед. Рябина. 3-й ребенок. Рябинка. Логопед. Ель. 4-й ребенок. Елочка. Логопед. Вот и молодцы! Садитесь на стулья. 10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед. Вы сегодня отлично занимались. Думаю, вы хорошо запомнили, на что похожи листья клена, рябины, каштана, осины и березы, и сможете рассказать об этом маме и папе. А что вам понравилось на занятии? 1 -и р е б е н о к. Раскрашивать лист клена. 2-й ребенок. Дуть в трубочку. 3-й ребенок. Заниматься с лисенком.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |