Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 10. Основные области практического использования методов 2 страница




На аморальной стадии ребенок не обращает внимания на моральные значения и его поведение регулируется преимущественно извне - взрослыми и более старшими ровесниками.

На стадии гетерогенной морали (5-10 лет) ребенок становится осведомленным о правилах, регулирующих поведение и это создает основания для понимания морали, способности отличать истинное от ложного. Тем не менее, для ребенка источник правил является внешним - он предоставляется взрослыми, что и создает подоплеку для одностороннего понимания морали - гетерогенности. Пиаже так же утверждает, что в силу присущего детям эгоцентризма у них доминирует скорее объективный аспект события нежели субъективный.

На стадии автономной морали формируется способность к осознанию взаимной силы правил морали. После ассимиляции многих правил и научения их реализации в поведении, дети начинают выяснять какие правила должны применяться в отношении других людей. Правила перестают быть ригидными и у ребенка формируется ощущение собственной автономности в их применении.

Социологический подход акцентирует внимание на процессах усвоения человеком репертуаров человеческих ролей, ценностей и норм культуры, завоевания положения в той или иной общности. Процесс социализации протекает в трех стадиях: дотрудовая, трудовая и послетрудовая (Г.М.Андреева).

Обнаружен компромиссный подход, учитывающий как социологические, так и психоаналитические взгляды. В рамках этого подхода выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная стадия (от рождения до 5 лет), которая распадается на оральную (от рождения до 2 лет), когда мир ребенка сосредоточен вокруг рта; анальную (от 2 до 3 лет) в течение которой ребенку прививают навыки гигиены; фаллическую (от 4 до 5), на которой появляется впервые любовь к родителям противоположного пола.

2. Маргинальная (промежуточная или псевдоустойчивая) стадия социализация подростка. Этот период жизни человека связан с самоутверждением личности, групповой идентичностью.

3. Устойчивая социализация совпадает с овладением личностью определенными статусами, выполнением спектра социальных ролей. Данная стадия связана со стабильным положением человека в обществе. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности её социальной идентичности.

Понятие «социализации» неразрывно связано с рядом понятий.

Во-первых, «адаптация», которую можно рассматривать как составную часть социализации. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает разной: по направленности – позитивной или негативной; по механизму осуществления – добровольной или принудительной. Процесс адаптации распадается на несколько стадий: а)ознакомление; б)ролевая ориентация; в)самоутверждение.

Во-вторых, «воспитание», которое понимается как управляемый и целенаправленный процесс социализации. Социализация шире воспитания. Это во многом стихийный процесс, и не всегда осознаваемый.

3. На процесс социализации личности влияют две группы факторов:

1. Социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы её исторической, культурной и этнической специфики (в т.ч. качество жизни, экологическая обстановка, экстремальные и социальные обстоятельства)

2. Индивидуально-личностные факторы, определяемые своеобразием жизненного пути личности.

4.Таким образом, содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ, СМИ, культуры, системы семейного и общественного воспитания), а с другой – отношением индивида ко всему этому. Отношения индивида зависит от:

Ø особенностей личности;

Ø социальной ситуации, в которой она оказалась.

Содержание социализации проявляется в: шаблонах поведения, привычках, формировании общих значений (взглядов)

Смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, её возможностей, креативной природы. Это возможно только в условиях не тоталитарного государства (Э.Фромм). В недемократическом государстве наблюдаются такие способы социализации, как:

Ø мазохизм стремление к подчинению, отказ от «Я», слияние с кем-либо, с чем-либо (бегство от одиночества и собственной свободы);

Ø садизм осуществляется путем:

1) постановки других людей в зависимое положение от себя и приобретение над ними власти

2) эксплуатации других

3) запугивания окружающих;

Ø деструкция заключается в избавлении человека от собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира;

Ø конформизм означает отказ от собственного «Я» и подмену подлинной личности псевдоличностью.

5. В качестве основных институтов социализации определяются семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, учебные и производственные коллективы, этнос, к которому принадлежит человек и т.п. Это то непосредственное социальное окружение через которое собственно и осуществляется процесс социализации.

Социализация подразделяется на первичную, связанную с формированием обобщенного образа действительности, и вторичную представляющую собой приобретение специфически-ролевого знания (П.Бергер, Т.Лукман), когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.

Социализацию можно рассматривать как типичный и как единичный процесс. Социализация как «типичный» процесс означает похожесть её протекания для представителей схожих социальных или возрастных групп. Социализация как «единичный» процесс возникает за счет индивидуальной специфики: способностей, внешних данных, степени конформности, коммуникабельности личности и др.

6. Личность усваивает социальный опыт посредством определенных механизмов. Г.Тард считает, что механизм социализации включает в себя:

1. Имитацию, подражание;

2. Идентификацию;

3. Руководство.

Другие ученые в качестве социально-психологических механизмов приводят (Янчук В.):

1. Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемым моделям поведения, опыту значимых других людей, почерпнутым из иных источников шаблонов.

2. Внушение - неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых авторитетными другими.

3. Убеждение - осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д.

4. Идентификация - отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которой осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения.

5. Эмпатия - эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим.

Перечисленные механизмы представлены в последовательности, отражающей их привязанную к возрастным особенностям действенность.

7. Человек внешне демонстрирует свою социализованность. В то же время существуют внутренние критерии этого процесса и ими являются:

Ø содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира человека;

Ø адаптированность личности, её нормотипичное поведение, образ жизни;

Ø социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).

Главным критерием социализованности личности выступает: уровень её независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности.

8. Понятие «социализация» означает сопричастность соединение с обществом. Приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер этой связи, социализацию личности с противоположным знаком. Термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Если же на определенной стадии нормальной социализации происходит её некоторая деформация под влиянием определенных факторов и по некоторым причинам, происходит разрушение прежних, позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Этот процесс обозначается как «десоциализация».

Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды, что и социализация. Десоциализация может начать осуществляться и в зрелом возрасте.

Механизмами асоциализации (десоциализации) личности являются те же механизмы социализации: подражание, внушение, идентификация, руководство и т.д. Процесс асоциализации хотя и осуществляется стихийно, неосознанно, тем не менее, он, как и социализация, может носить целенаправленный характер (родители, воспитатели, или лидеры преступных группировок могут научать подростков асоциальному поведению вполне осознанно, используя механизм поощрения и наказаний).

В отношении личности, вставшей на асоциальный, криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию – процесс усвоения личностью повторно (в процессе десоциализации) или впервые (в случае асоциализации) позитивных, с точки зрения общества, социальных норм и ценностей, образцов поведения.

Социальные институты, занятые социальным контролем (семья, школа, коллектив трудовой, воинский, общественная организация, профилактические структуры правоохранительных органов и др.), при обнаружении вступления личности на асоциальный путь могут принять соответствующие ресоциализирующие меры. Если в деятельности этих институтов произошли системные сбои и рассогласования, а личность совершила уголовно наказуемое социально опасное деяние, то она может оказаться в местах лишения свободы. Суть этого этапа ресоциализации заключается в:

Ø разрушении асоциального поведения и ролей

Ø усвоении и закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей

Ø восстановлении и установлении социальных связей с институтами, позволяющими ему вести одобряемый обществом образ жизни.

Вопрос 6: Общение как социально-психологический феномен. Структура, уровни, аспекты, функции и средства общения.

Категория «общение» в психологической науке. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии. Информационный подход: лингвистическая модель, модель социального навыка, равновесная модель, программная модель социального взаимодействия, системная модель. Реляционный подход.

Уровни анализа общения. Компоненты общения. Аспекты общения. Информационный аспект. Интерактивный аспект. Перцептивный аспект. Функции общения.

Средства общения. Вербальные и невербальные средства общения. Группы невербальных средств общения.

Категория «общение» является одной из центральных в социальной психологии. За последние 25 лет изучение этой проблемы стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии, прежде всего.

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только социально-психологического исследования. Необходимо выявить специфически психологический аспект этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Г.М.Андреева, 1988). Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко: как реальность человеческих отношений, которая представляет специфические формы совместной деятельности людей, т.е. общение – форма общественной деятельности. Однако характер этой взаимосвязи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение понимаются как две стороны социального бытия человека; иногда общение понимается как элемент деятельности, а сама деятельность рассматривается как условие общения (А.Н.Леонтьев). Общение интерпретируют и как особый вид деятельности (А.А.Леонтьев).

Разработка проблемы «общения» в отечественной науке представлена в ряде коллективных работ («Психологические исследования общения», «Познание и общение» и др), в монографиях А.В.Брушлинского, В.А.Поликарпова.

Существует ряд определений процесса общения. Сухов А.Н., говоря об общении имеет в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, её восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности. В.В.Знаков считает, что «общение – это такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, и в ходе которых формируются межличностные отношения между ними».

2. Выделяют три основных подхода к изучению проблемы общения в социальной психологии: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракционный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения).

Информационные подходы были развиты в основном в 30 – 40-ые годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований в них является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» - сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

Интеракционные подходы были развиты в 60 – 70-ые годы и рассматривающие общение как ситуацию совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.д.). В рамках этого подхода разработано 5 наиболее важных моделей структурирования и управления ситуации социального присутствия при помощи средств поведения:

Реляционный подход начал постепенно развиваться с середины 50-ых годов (Р.Бёдствилл, Г.Бэйтсон). Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Исторически общение и межличностные отношения считались различными сторонами исследований. С развитием реляционного подхода сформировалась тенденция к интеграции этих сфер. С этой точки зрения, взаимоотношения – это «нечто», что существует между и вне индивидов, т.е. взаимоотношения существуют на надиндивидуальном уровне.

3. К анализу структуры общения можно подойти по-разному: выявляя уровни анализа, перечисляя его функции и т.д. Обычно выделяют три уровня анализа (Ломов Б.Ф.):

· Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как образ жизни. Процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида;

· Мезоуровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общений – по поводу «чего» и с «какой целью»;

· Микроуровень: общение процесс, состоящий из единиц общения – сопряженных актов или трансакций.

К структуре общения относят:

· Коммуникативно-информационый компонент – процесс приема и передачи сообщений, предполагающих обратную связь, в основе которой лежит психологический контакт;

· Познавательный компонент – процесс восприятия и понимания людьми друг друга;

· Интерактивный компонент, связанный с процессом воздействия, поведения.

Андреева Г.М. выделят три аспекта общения:

Информационный аспект. Общение рассматривается как обмен различными представлениями, чувствами, установка и т.д. между людьми. Специфика процесса обмена информацией заключается в том, что это не просто «движение информации» между двумя устройствами, в процессе общения каждая из сторон является активным субъектом; во-вторых, процесс общения влечет воздействие друг на друга; в-третьих, коммуникативный процесс возможен, если оба участника коммуникации обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникационные барьеры, которые не связаны с каналом коммуникации или погрешностями в кодировании, а носят социальный или психологический характер.

Информация, исходящая от коммуникатора может быть двух типов: побудительная (приказ, совет, просьба) и констатирующая (сообщение).

Интерактивный аспект. Общение рассматривается как взаимодействие людей. В ходе общения чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность.

В социальной психологии существует ряд попыток описать структуру взаимодействий (теория социального действия – Парсонс Т., М.Вебер, П.Сорокин; теория социальной связи Щепаньского Я.; транзактный анализ Э.Берна).

Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Выделяют два основных типа взаимодействий: кооперация (координация единичных сил участников) и конкуренция (конфликт).

Перцептивный аспект. Общение рассматривается как взаимопонимание между участниками коммуникации.

Процесс взаимопонимания, осознания себя через другого включает три механизма: идентификацию ( отождествление себя с другим ), рефлексию (осознание индивидом, как он воспринимается партнером по общению ) и эмпатию (мысленный процесс «уподобления себя партнеру с целью понять переживания и чувства познаваемого человека).

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик субъекта и объекта восприятия. Каждый из участников коммуникативного процесса, оценивает другого и строит собственную систему интерпретации его поведения. В условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и образцы поведения. Возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

Особая отрасль социальной психологии изучает эти процессы – процессы каузальной атрибуции ( Г.Келли, Э.Джонс, К.Дэвис, Д.Кенноуз, Р.Нисбет и др. ).

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название – исследование аттракций. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса.

Под функциямиобщения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.

Ломов Б.Ф. выделят в аналогичном смысле три функции общения:

Ø Информационно-коммуникативную, заключающуюся в приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами;

Ø Регуляторно-коммуникативную, заключающуюся в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

Ø Аффективно-коммуникатиную, заключающуюся в регуляции эмоциональных состояний человека в процессе коммуникации.

4. Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Преимущества письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Пользование письменным языком зависит от словарного запаса пользователя и его стиля изложения.

Устный язык имеет главное преимущество перед письменным – экономность. Экономия достигается за счет иного порядка слов, которые допускает устная речь, пропуска концов и частей предложений.

Искусство общения предполагает:

Ø Владение письменным языком, что обеспечивается образованием;

Ø Владение устным языком

Ø Умение устанавливать оптимальное соотношение устного и письменного языка для каждой ситуации.

В последние десятилетия интерес в мировой социально-психологической науке заметно повысился интерес к невербальным способам общения. Установлено, что они имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

1. Визуальные:

Ø Кинесика (движения рук, ног, головы, туловища);

Ø Направление взгляда и визуальный контакт;

Ø Выражение глаз;

Ø Выражение лица;

Ø Поза (локализация, смена поз относительного словесного текста);

Ø Кожные реакции;

Ø Дистанция (расстояние между собеседником, угол поворота к нему, персональное пространство);

Ø Вспомагательные средства общения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы и т.д.).

2. Акустические (звуковые):

Ø Связанные с речью (интонация, тембр, громкость, тон, ритм, речевые паузы и т.д.);

Ø Не связанные с речью (смех, плач, кашель, скрежет зубами и т.д.).

3. Тактильные (связанные с прикосновением ):

Ø Физическое воздействие (контактный танец);

Ø Такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

 

 

Вопрос 7: Деформации социальных отношений и общения, критерии нормативности социальных отношений. Основные виды деформации социальных отношений и общения, их общая характеристика.

Понятие о межличностных отношениях. Социальные отношения. Элементы межличностных отношений. Основные категории, характеризующие специфику складывающихся взаимоотношений. Социальная дистанция. Психологическая дистанция. Межличностная совместимость. Межличностная привлекательность. Эмоциональная привлекательность. Особенности личности, влияющие на развитие межличностных отношений.

Динамика развития межличностных отношений. Эмпатия как основной механизм развития межличностных отношений. Уровни эмпатии. Условия формирования межличностных отношений.

Понятие о деформации социальных отношений. Изоляционная и жестконормативная деформации социальных отношений.

Специфика общения людей, живущих в закрытых учреждениях. Основные характеристики нравственной деформации общения. Криминогенное общение.

1. К числу главных критериев, характеризующих нормальное состояние социальных отношений, относят, прежде всего, их соответствие мировым стандартам в области международного права. Они должны основываться на:

Ø Гарантиях свободы совести и слова;

Ø Праве собственности;

Ø Свободе передвижения;

Ø Тайны переписки, телефонных переговоров;

Ø Нормах нравственности и культуры.

Эти фундаментальные ценности лежат в основе нормальных, цивилизованных отношений. Отклонение от них приводит к деформации социальных отношений, что приводит к деформации личности и целых общностей, т.е. к социальной патологии.

Социальная патология выражается в искажении шкалы ценностей, приоритетов, «Я-образа», самооценки, в утрате самоуважения, достоинства, в возникновении самоунижения, комплекса неполноценности. Она характеризуется дегуманизацией, утратой связи с культурой снижением психологического здоровья нации, ростом проституции, наркомании, пьянства, умышленных убийств и самоубийств.

Э.Дюркгейм, первым изучавшим данный феномен, назвал его аномией. Он считал, что все это является результатом дезорганизации общества.

На сегодняшний день описаны 6 видов деформации социальных отношений:

Ø изоляционная;

Ø жестконормативная (монополизм партийно-государственной власти);

Ø хаотичная;

Ø искусственно конфликтная;

Ø нравственная (дегуманизация отношений, обесценивание человеческой жизни);

Ø криминальная (сращивание власти с криминальным миром).

Изоляционная деформация социальных отношений возникает в закрытой социальной структуре, обществе. Затрудняется процесс социализации личности и происходит отрыв от цивилизации.

Жестконормативная деформация социальных отношений проявляется в искаженности стратификации членов общества, структуры. Данный вид деформации обусловливается наличием у некоторой части людей доступа к жизненным ресурсам, являющимся дефицитными (деньгам, продуктам питания и др.).

При жестконормативной деформации социальных отношений поведение личности становится жестконормативным, соответствующим нормам определенного страта; срабатывают механизмы психологической защиты личности.

3. Наблюдаются три вида деформации общения: изоляционная нравственная, криминальная.

В условиях закрытого учреждения, закрытой социальной общности наблюдается изменение всех компонентов общения:

Ø информационного (уменьшается количество контактов, меняется их содержание и постоянство);

Ø перцептивного (формируются негативные стереотипы, нарушается восприятие времени, «сжимается» пространство личности, появляются фобии);

Ø Интеракционного (аффектогенность действий, агрессивность, удовлетворение потребностей путем насилия).

Ряд ученых утверждают, что у людей, живущих в закрытых институтах (например, в местах лишения свободы, интернатах для людей с особенностями или престарелых и др.) появляются следующие признаки общения:

Ø Частичная сенсорная депривация;

Ø Ограниченность в удовлетворении ряда витальных потребностей (пище, сексе и др.);

Ø Эффект краудинга;

Ø Эмоциональная напряженность, возникающая в результате адаптации к этим условиям.

Длительная изоляционная деформация общения приводит к нравственнойдеформации общения, характеризующейся:

Ø Самоутверждением противоправным путем;

Ø Формированием склонности к риску для снятия эмоционального напряжения;

Ø Стремлением обладать «дефицитным ресурсом» любой ценой;

Ø Удовлетворением сексуальных потребностей в извращенных формах;

Ø Токсикоманией, наркоманией;

Ø Изменением самооценки;

Ø Жестким ролевым поведением.

Криминогенное общение формируется в результате:

Ø Добровольной ролевой ориентации;

Ø Принудительной ролевой ориентации и использованием механизмов насилия – оскорбления, угроз, распространения слухов.

 

 

Вопрос 8: Межличностное воздействие как социально-психологический феномен и его место в деятельности специалиста по социальной работе.

Понятие о психологическом воздействии. Содержание психологического воздействия. Психологическое воздействие и личное влияние. Структура межличностного воздействия.

Субъект психологического воздействия. Субъективные факторы, влияющие на эффективность воздействия.

Объект психологического воздействия. Предмет психологического воздействия. Характеристика объекта.

Процесс межличностного воздействия. Монологическая стратегия и её типы. Манипуляция. Диалогическая стратегия воздействия. Основные тактики межличностного воздействия.

Средства психологического воздействия. Основные методы воздействия. Убеждение. Принуждение. Внушение. Заражение. Формы воздействия. Система аргументации. Критерии эффективности психологического воздействия.

Психологическое воздействие - это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению. В большинстве случаев оно сводится к взаимному обмену информацией, влиянию и взаимовлиянию, к взаимодействию. Психологическое воздействие часто является конечной целью общения, предполагающего сформированность у партнера по межличностному контакту определенных убеждений и мотивацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.