КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 15. Виды социального и антисоциального поведения у детей и подростков. Методы диагностики типов антисоциального поведения у детей и подростков
Вопрос 14. Межличностные отношения в трудовом коллективе как объект диагностики. Задачи, решаемые диагностикой межличностной отношений. Методы диагностики межличностных отношений в малой группе. Примеры типов отношения к болезни
30 7 20
10
Г Р З Т И Н М А С Я П Д
7 30 20
10
Г Р З Т И Н М А С Я П Д
30 7
20
10
Г Р З Т И Н М А С Я П Д
7 40 30
20 10
0
Г Р З Т И Н М А С Я П Д
1- Тревожный тип (Т) 2- Эргопатический тип (Р) 3- Смешанный тип (Т и Н – тревожный и неврастенический) 4- Гармоничный тип (Г)
Межличностные отношения в трудовом коллективе как объект диагностики. Задачи, решаемые межличностной диагностикой. Диагностика межличностных отношений в группе на основе субъективных предпочтений: социометрический тест Дж. Морено. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения: опросник Т. Лири, опросник, описывающий поведение в конфликте К. Томаса. Стиль руководства коллективом: директивный, коллегиальный, либеральный и методы его диагностики. Роль «человеческого фактора» в системе человек – машина приобрело в настоящее время важное значение. Это обусловлено прежде всего прогрессирующим усложнением технологического оборудования, необходимостью переработки большого количества сложной информации, способностью специалистов эффективно взаимодействовать друг с другом. Исследования показали, что эффективность групповой деятельности определяется не только общностью целевых установок, квалификацией отдельных работников, но и во многом зависит от слаженности работы целого коллектива, умением людей взаимодействовать между собой. При социально-психологическом изучении групп или коллективов следует уделять внимание взаимоотношениям. Эти взаимоотношения могут быть: - официальными (возникают между людьми на должностной основе, фиксируются законом, регулируются соответствующими нормами и правилами); - неофициальными (складываются на базе личных взаимоотношений, не регулируются законами, установленными нормами); - отношения руководства и подчинения (рассмотрим несколько ниже); - деловыми (возникают в связи с совместной работой, по ее поводу) - личными (складываются независимо от выполняемой работа); - эмоциональными (главное субъективизм, индивидуальное восприятие; друг другом); - рациональными (на первый план выступают объективные знания людей друг о друге). В совместной деятельности огромное значение имеют социальная и психофизиологическая совместимость членов коллектива. Под социальной совместимостью следует понимать: - общность интересов, - потребностей, - мотивации поступков, - сходство моральных, деловых качеств, - характером поведения людей и др. Психологическую совместимость определяют: - индивидуальный стиль и темп работы, - степень физического и интеллектуального развития, - уровень функционирования и устойчивость профессионально значимых психических качеств, физиологических систем организма и т.д Для изучения и анализа межличностных взаимоотношений в малых группах обычно используют следующие методы: - наблюдение - беседа - социометрия - опросники. I. Наблюдение – наиболее простой и доступный метод исследования групповой деятельности. Предметом наблюдения выступает поведение отдельных лиц или всей группы в целом в процессе профессиональной, учебной деятельности. При этом воспринимаются и оцениваются анатомо-физиологические и личностные особенности. Определяются межличностные связи, характер и направленность эмоций. Особенно информативным является наблюдение за действием членов малой группы в условиях осложненной обстановки. II. Беседа – перед беседой необходимо наметить темы, которые будут обсуждаться, сформулировать цель, задачи, подготовить план. Применение данного метода предъявляет высокие требования к личности экспериментатора: от его квалификации, знаний зависит успех беседы. Квалифицированное применение данного метода позволяет вскрыть: - структуру внутригрупповых связей, - установить мотивы существующих конфликтов, - определить психологический климат в группе и т.п. III. Социометрия. Представляет собой социально-психологический метод исследования системы межличностных взаимоотношений в группе. Основоположником социометрии является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. В его основе лежит специфический вид опроса. С помощью данного метода можно провести количественный анализ межличностных взаимоотношений. Процедура проведения проста. Она может проводиться в двух формах: 1 – непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы без ограничения выбора: например, если в группе насчитывается 12 человек, то каждый из опрошенных может выбрать 11 человек, кроме самого себя. При этом необходимо проранжировать свой выбор, т.е каждому их этих 11 человек присвоить свой номер: кого он выбирает в первую очередь, во вторую и т.д. 2 – параметрическая процедура. Это процедура с ограничением числа выборов. Испытуемому предлагается выбрать строго фиксированное число из всех членов группы (например, из группы в 25 человек предлагается выбрать лишь 4 или 5 человек). IV. Опросники. Для диагностики межличностных отношений в группе можно применять стандартизованные опросники. Следует отметить, что правильно подобранный опросник нередко является единственным способом выявления особенностей социально-психологических условий, в которых люди общаются и взаимодействуют друг с другом, решают различные производственно-технические задачи. С помощью опросников можно: § изучить психологическую атмосферу в группе (трудовой, учебной), § определить сплоченность в малой группе, § определить социально-психологический климат в трудовом коллективе, § выявить преобладающий тип отношений человека к другим, § проанализировать источники межличностных конфликтов и др. Виды опросников, применяемые для диагностики межличностных отношений: 1. Опросник изучения поведения К.Т. Томаса. 2. Экспресс-опросник по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе. (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто, Ленинградский Ун-т, 1983). 3. Диагностики межличностных отношений Т.Лири 4. Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
Литература - Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. М:, ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – 248 с.
Основные виды нарушений социального поведения (асоциальные и антисоциальные). Методы психодиагностики нарушений норм социального поведения взрослых на примере методики «СМА» (скринирующая методика для выявления алкоголизма) и методики «ПАП» (площадь алкогольных проблем). Виды асоциального и антисоциального поведения у детей и подростков. Методы диагностики типов антисоциального поведения у подростков на примере «Патохарактерологического диагностического опросника для подростков» (Н.Я. Иванов, А.Е. Личко). В повседневной жизни приходится постоянно сталкиваться с необычными поступками, реакциями или целой системой отклоняющегося поведения детей. В подавляющем большинстве случаев отклоняющееся поведение начинается с реакции дезадаптации. Если не предупреждать подобного типа реакции, они закрепляются и могут стать причиной как асоциального, так и антисоциального поведения. Все реакции у детей условно подразделяются на характерологические и патохарактерологические. Характерологические реакции носят проходящий характер, они психологически понятны и не приводят к серьезным нарушениям поведения и приспособлению к окружающей среде. Патохарактерологические реакции проявляются отклонениями в поведении и нарушении приспособления к окружающей среде.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |