Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и роль цены в рыночной экономике




ТЕМА 7.

 

Понятие цены

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

В условиях рыночной экономики действует еще одно определение цены – это сумма денег, за которую продавец готов продать свой товар, а покупатель согласен его приобрести.

Установление цен должно происходить в соответствии с требованием закона стоимости: предприятию-производителю цена должна возмещать затраты по производству продукции и давать определенную прибыль, а торговой организации – возмещать затраты по приобретению товара и также давать такую прибыль, при которой организация сможет осуществлять свою деятельность в дальнейшем (принцип коммерческого расчета).

Цена может отклоняться от стоимости товара в зависимости от спроса и предложения (конъюнктуры рынка).

Цена влияет на развитие научно-технического прогресса. В условиях конкуренции производители заинтересованы в снижении затрат по производству продукции, а это можно обеспечить модернизацией оборудования, новыми технологиями и т.д.

Цена способствует непрерывному процессу воспроизводства товаров или его прекращению, влияет на уровень и структуру потребления товаров населением, способствует увеличению доходов государственного бюджета за счет налогов, включаемых в цену.

Формирование и применение цен осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги».

Порядок регулирования цен.

В условиях рынка порядок установления цен предусматривает наличие двух видов цен: свободных (рыночных) и регулируемых.

Свободные цены – формируются только под воздействием спроса и предложения. Регулируемые - это цены, размер которых ограничивается, лимитируется государством или законодательными органами власти на местах.

В настоящее время регулирование цен осуществляется тремя путями:

- установление предельного размера рентабельности у производителя продукции. Постановлением Совета Министров – Правительством РФ от 7 октября 1993 г. № 1013 предельный уровень рентабельности на продукты детского питания установлен в размере 20 %. Р = прибыль: себестоимость х 100 %.

Это значит, что изготовитель не имеет права включать в цену сумму прибыли, превышающую 20 % от себестоимости продукции.

- установление предельных размеров оптовых и торговых надбавок.

Распоряжением Губернатора СПб № 1420-р установлен предельный размер торговых надбавок на лекарства не более 25 % и 35 % от фактической цены закупки в зависимости от их вида по установленному перечню, предельный размер оптовых надбавок установлен в размере 15 % от фактической отпускной цены предприятия- производителя лекарственных средств.

Распоряжением мэра С-Пб от 02.02.94 № 96-р на продукты детского питания предельный размер оптовых и торговых надбавок установлен в размере 50 %.

- установление минимальных цен на водку и др. алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % (не менее 60 руб. в оптовой торговле за 1 л. и 62 руб. за 1 литр – в розничной торговле).

Виды цен.

В зависимости от характера обслуживаемого оборота система цен представлена следующими видами:

· оптовые

· розничные

· закупочные

Все эти цены одновременно выступают как покупные и продажные.

 

Оптовые цены устанавливаются на продукцию промышленных предприятий, т.е. действуют в сфере промышленного производства.

Оптовые цены делятся на два вида:

1. Оптовая цена предприятия (ОЦП) – это цена определяющая стоимость продукции для ее производителя.

ОЦП = себестоимость + прибыль.

2. Отпускная цена (ОтпЦ) – это цена, по которой производитель продает свою продукцию.

ОтпЦ = ОЦП + А + НДС, где А – это акциз, НДС – это налог на добавленную стоимость

 

3. Цена закупки (ЦЗак)- это цена, по которой посредник реализует свою продукцию или покупатель закупает продукцию у посредника.

 

ЦЗак = ОтпЦ + ОН + НДС, где ОН - оптовая надбавка

 

Розничные цены (РЦ) - это цены, по которым потребительские товары реализуются непосредственно населению для личного потребления.

 

РЦ = покупная цена + ТН + НДС, где ТН - торговая надбавка.

 

Закупочные цены – это цены, которые действуют в сфере обращения сельскохозяйственной продукции. По этим ценам сельскохозяйственная продукция и сырье реализуется промышленным предприятиям для переработки, розничным предприятиям для реализации населению. Уровень закупочных цен зависит от климатической зоны и сезона. Закупочная цена отражает затраты по производству сельскохозяйственной продукции и дает производителю 4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.