Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1 Психология как наука. Основные отрасли психологической науки и ее связь с другими отраслями знаний. Методы психологии




Тема Психология как наука и практика (2 ч).

План:

1 Психология как наука. Основные отрасли психологической науки и ее связь с другими отраслями знаний. Методы психологии

2 Понятие о психике, ее функции и формы проявления

3 Основные направления зарубежной и отечественной психологии

Литература

Березовин, Н.А. Основы психологии педагогики. – Минск, 2004.

Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики. – Минск, 2007.

Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Минск, 1999.

Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов- на- Дону, 2000.

Таблица 1 – Сущность психологии как науки. Объект, предмет, задачи. Этапы развития

Психология как наука - это 1) область знания о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике; 2) наука о закономерностях развития и функционированияпсихики
Объект психологии совокупность различных носителей психических явлений: поведения, общения, деятельности, взаимоотношений людей в больших и малых группах
Предмет психологии происхождение закономерности развития и функционирования психики человека и животных: психических процессах, свойствах, состояний
Задачи психологии на современном этапе - описание и объяснение сущности психических процессов, свойств, состояний; обоснование теоретической базы для применения в практической деятельности; - дальнейшая разработка уже существующих психологических знаний с целью повышения их эффективности для различных отраслей деятельности человека; - улучшение качества жизни человека: психологическое изучение и обоснование социокультурных, экономических, политических и др. факторов.
Этапы развития психологии 1 этап – психология как наука о душе (до ХVII в); 1 2 этап – психология как наука о сознании (ХVII-ХVIII вв.); 2 3 этап – психология как наука о поведении (ХIХ–ХХ вв.) 3 4 этап – психология как наука о психике (ХХ в. – н. вр.)

Примечание: Объект и предмет психологии исследуются с позиции принципов единства личности и деятельности и социальной обусловленности психики человека.

Таблица 2 - Отличие житейской психологии и научной психологии

Основные черты житейской психологии Основные черты научной психологии
- конкретность: привязанность к конкретным ситуациям, людям, задачам деятельности; - интуитивность: недостаточная осознанность психологических знаний, их происхождения и закономерностей функционирования; - ограниченность: отсутствие научного осмысления о сущности и природе психических процессов, свойств и состояний; - основанностьна житейских наблюдениях и размышлениях - обобщенность: осмысленность конкретного психологического явления на основе его проявления у многих людей, во многих ситуациях, применительно ко многим задачам деятельности; - рационализм: максимальная исследованность и обоснованность психологических знаний; - неограниченность: научное осмысление сущности и природы психических процессов, свойств и состояний; - основанность на методах научного психологического исследования

Таблица 3 – Отрасли психологической науки

Отрасль Характеристика отрасли
Общая психология изучает психологию познавательных процессов и психологию личности.
Социальная психология исследует психологические закономерности поведения и деятельности людей в социальных группах, а также характеристику этих групп.
Психология управления продуцирует психологические знания на решение проблем управленческой деятельности и управленческих отношений.
Психодиагностика разрабатывает и апробирует разнообразных методы исследования индивидуальных особенностей человека.

Таблица 4 – Методы научного психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву)

организационные эмпирические методы обработки данных интерпретационные
1) сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т.д.); 2) лонгитюдный метод (обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); 3) комплексный метод (в исследовании объекта участвуют представители разных наук) 1) наблюдение и самонаблюдение; 2) экспериментальные методы; 3) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия и др.); 4) анализ продуктов деятельности; 5) биографические методы 1) количественный (статистический); 2) качественный (дифференциация материала по группам, анализ­) 1) генетический метод (анализ развития с выделением отдельных фаз, стадий); 2) структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).

Примечание: Цель методов – не только фиксировать факты, но и исследовать психические процессы, состояния и свойства в развитии и изменении. Методы психологического исследования должны быть научными, то есть проверенными неоднократно на основе достоверной, объективной, доказуемой информации, и валидными (от англ. validity - «полноценность») – обоснованными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.