1 Психология как наука. Основные отрасли психологической науки и ее связь с другими отраслями знаний. Методы психологии
2 Понятие о психике, ее функции и формы проявления
3 Основные направления зарубежной и отечественной психологии
Литература
Березовин, Н.А. Основы психологии педагогики. – Минск, 2004.
Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики. – Минск, 2007.
Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Минск, 1999.
Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов- на- Дону, 2000.
Таблица 1 – Сущность психологии как науки. Объект, предмет, задачи. Этапы развития
Психология как наука - это
1) область знания о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике;
2) наука о закономерностях развития и функционированияпсихики
Объект психологии
совокупность различных носителей психических явлений: поведения, общения, деятельности, взаимоотношений людей в больших и малых группах
Предмет психологии
происхождение закономерности развития и функционирования психики человека и животных: психических процессах, свойствах, состояний
Задачи психологии на современном этапе
- описание и объяснение сущности психических процессов, свойств, состояний; обоснование теоретической базы для применения в практической деятельности;
- дальнейшая разработка уже существующих психологических знаний с целью повышения их эффективности для различных отраслей деятельности человека;
- улучшение качества жизни человека: психологическое изучение и обоснование социокультурных, экономических, политических и др. факторов.
Этапы развития психологии
1 этап – психология как наука о душе (до ХVII в);
1 2 этап – психология как наука о сознании (ХVII-ХVIII вв.);
2 3 этап – психология как наука о поведении (ХIХ–ХХ вв.)
3 4 этап – психология как наука о психике (ХХ в. – н. вр.)
Примечание: Объект и предмет психологии исследуются с позиции принципов единства личности и деятельности и социальной обусловленности психики человека.
Таблица 2 - Отличие житейской психологии и научной психологии
Основные черты житейской психологии
Основные черты научной психологии
- конкретность: привязанность к конкретным ситуациям, людям, задачам деятельности;
- интуитивность: недостаточная осознанность психологических знаний, их происхождения и закономерностей функционирования;
- ограниченность: отсутствие научного осмысления о сущности и природе психических процессов, свойств и состояний;
- основанностьна житейских наблюдениях и размышлениях
- обобщенность: осмысленность конкретного психологического явления на основе его проявления у многих людей, во многих ситуациях, применительно ко многим задачам деятельности;
- рационализм: максимальная исследованность и обоснованность психологических знаний;
- неограниченность: научное осмысление сущности и природы психических процессов, свойств и состояний;
- основанность на методах научного психологического исследования
Таблица 3 – Отрасли психологической науки
Отрасль
Характеристика отрасли
Общая психология
изучает психологию познавательных процессов и психологию личности.
Социальная психология
исследует психологические закономерности поведения и деятельности людей в социальных группах, а также характеристику этих групп.
Психология управления
продуцирует психологические знания на решение проблем управленческой деятельности и управленческих отношений.
Психодиагностика
разрабатывает и апробирует разнообразных методы исследования индивидуальных особенностей человека.
Таблица 4 – Методы научного психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву)
организационные
эмпирические
методы обработки данных
интерпретационные
1) сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т.д.);
2) лонгитюдный метод (обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени);
3) комплексный метод (в исследовании объекта участвуют представители разных наук)
1) наблюдение и самонаблюдение;
2) экспериментальные методы;
3) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия и др.);
4) анализ продуктов деятельности;
5) биографические методы
1) количественный (статистический); 2) качественный (дифференциация материала по группам, анализ)
1) генетический метод (анализ развития с выделением отдельных фаз, стадий);
2) структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).
Примечание: Цель методов – не только фиксировать факты, но и исследовать психические процессы, состояния и свойства в развитии и изменении. Методы психологического исследования должны быть научными, то есть проверенными неоднократно на основе достоверной, объективной, доказуемой информации, и валидными (от англ. validity - «полноценность») – обоснованными.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление