Тема 1 Биологическая и психологическая подструктура личности (4 ч).
План:
1 Соотношение биологического, психического и социального в человеке.
2 Ощущения, восприятия, представления.
3 Память.
4 Мышление, язык, речь.
5 Внимание.
6 Воображение.
Литература
Багдасарова, С.К. Психология и педагогика.- Минск, 2006.
Березовин, Н.А. Основы психологии педагогики. – Минск, 2001.
Бородулина, Г.В. Основы психологии педагогики. – Минск, 2004.
Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики. – Минск, 2007.
Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Минск, 1999.
Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов-на- Дону, 2000.
Таблица 1 – Индивид, индивидуальность, личность
Индивид
представитель биологического вида, продукт единства врожденного и приобретенного. Индивид является носителем индивидуально-своеобразных, прежде всего, биологически обусловленных черт
Индивидуальность
неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других и выраженность этого отличия. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных, экономических, политических, правовых отношений и т.д.) и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивности). Важным индикатором индивидуальности является активность человека. Мера активности и напряженности работы внутреннего мира является показателем духовности индивидуальности. Критерий сформированности индивидуальности – вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества.
Личность
система психологических, социально обусловленных характеристик индивида, проявляющихся в общественных по природе связях и отношениях, определяющих его поведение и деятельность; способность выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных форм и норм поведения и деятельности.
Примечание: На развитие личности влияют 1) психобиологические факторы (природные свойства психики человека); 2) психофизиологические факторы (индивидуальные особенности психических явлений, процессов и состояний человека); 3) социально-психологические факторы (мотивация деятельности, развитость социального «Я», социальные роли и т.д.); 4) социально-демографические факторы (половозрастные, профессиональные, образовательные, национальные, культурологические и др. особенности).
Таблица 2 – Структура личности
структура личности по В.Н. Мясищеву (личность как система отношений)
1) эмоциональный компонент – отношение личности к объектам среды, людям и самому себе через привязанность/неприязнь, любовь/вражду, симпатии/антипатии; 2) познавательный (оценочный) компонент – восприятие и оценка (осознание, понимание, объяснение) объектов среды, людей и самого себя на основе принятых личностью ценностей; 3) поведенческий (конативный) компонент – выбор личностью стратегий и тактик поведения по отношению к ценным для нее объектам среды, людям и самому себе и выражающийся посредством потребностей.
динамическая структура личности по В.С. Мерлину (личность как система связей и свойств личности)
1) система индивидуальных свойств организма: биохимических, общесоматических, свойств нервной системы (нейродинамических); 2) система индивидуальных психических свойств: психодинамических (свойства темперамента), психических свойства личности; 3) система социально-психологических индивидуальных свойств: социальных ролей, «исполняемых» в группе и коллективе, и социальных ролей «исполняемых» в социально-исторических общностях.
структура личности по К.К. Платонову (динамическая структура личности)
1) биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, задатки) – биологический уровень (социального почти нет), способ формирования – тренировка; 2) психические процессы – биосоциальный уровень, способ формирования – упражнение; 3) опыт (знания, умения, навыки, привычки поведения) – социобиологический, способ формирования – обучение; 4) направленность личности – социальный уровень (биологического почти нет), способ формирования – воспитание.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление