Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс возникновения и развития конфликта




КОНФЛИКТЫ И ПЕРЕГОВОРЫ

ВОПРОСЫ К СИТУАЦИИ

1. Достаточно ли профессиональных навыков, чтобы назначить че­ловека начальником?

2. Как могла Смирнова привлечь внимание управляющего к свое­му вопросу?

3. Корректно ли поддерживать авторитет начальника за счет под­чиненных?

4. Правильно ли повел себя Иванов, когда приносил извинения

Смирновой?

5. Какие последствия может повлечь даже единственный случай грубого или просто нетактичного поведения в присутствии подчи­ненных? Как это отразится на авторитете начальника?

6. Какова роль руководителя в создании благоприятного психоло­гического климата в коллективе?

7. Считаете ли вы справедливым следующее высказывание: «Не­вежливость между равными некрасива, со стороны же начальника она есть тирания» (Лопе де Вега)?

Конфликт — это процесс, который начинается тогда, когда одна сторона начинает ощущать, что другая сторона оказывает на нее негативное воздействие.

Развитие представлений-о конфликте. Как расценивать конфликт в организации: в качестве позитивного или негативного явления? Существуют три подхода к оценке конфликта.

Первый, так называемый традиционный подход к оценке конф­ликта,1 получил широкое распространение в 30—40-е гг. В соответ­ствии с этим подходом конфликт представляет собой негативное, разрушительное для организации явление, поэтому конфликтов сле­дует избегать любой ценой.

Второй подход, преобладавший с конца 40-х и до середины 70-х гг., заключался в том, что конфликт — это естественный эле­мент существования и развития любой группы. Без него группа не может успешно функционировать, и в ряде случаев конфликт пози­тивно воздействует на эффективность ее работы.

Современный подход к конфликту основывается на том, что по­стоянная и полная гармония, соглашательство, отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбеж­но приводят к застою, тормозят развитие инноваций и поступатель­ное движение всей организации. Именно поэтому менеджеры долж­ны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организа­ции, и умело управлять конфликтом для достижения целей органи­зации.

Конфликт в своем становлении и развитии проходит пять основных стадий.

Первая стадия характеризуется появлением условий, создающих возможности для возникновения конфликта в будущем. Совсем не обязательно, что впоследствии они приведут к конфликту, однако без наличия хотя бы одного из этих условий он не сможет перейти из состояния потенциального в состояние реального конфликта.

К числу условий, способствующих возникновению конфликта, можно отнести:

проблемы, связанные с общением (неудовлетворительный обмен информацией, отсутствие взаимопонимания в коллективе);

проблемы, связанные с особенностями работы организации (ав­торитарный стиль управления, отсутствие четкой системы оценки работы персонала и вознаграждений);

личностные качества работников (несовместимые системы цен­ностей, догматизм, неуважение к интересам других членов коллек­тива).

Вторая стадия характеризуется таким развитием событий, при котором конфликт становится очевидным для его участников. Свиде­тельством тому может являться изменение эмоциональной окраски взаимоотношений между участниками конфликта, создание напря­женной обстановки, ощущение психологического дискомфорта.

На третьей стадии становятся очевидными намерения участников конфликта разрешить создавшуюся конфликтную ситуацию. При этом в зависимости от того, как они собираются повести себя в этой ситу­ации, могут быть выделены следующие основные стратегии разре­шения конфликта:

конфронтация;

сотрудничество;

стремление избежать конфликта;

приспособленчество;

компромисс.

Конфронтация предполагает, что одна из сторон желает удовлет­ворить свои интересы, не считаясь при этом с тем, как это повлияет на интересы другой стороны.

Сотрудничество имеет место тогда, когда предпринимаются ак­тивные попытки наиболее полно удовлетворить интересы всех уча­ствующих в конфликте сторон.

Стремление избежать конфликта. Примером данной стратегии яв­ляется игнорирование конфликта, нежелание признавать его суще­ствование, стремление избегать людей, с которыми возможны раз­ногласия по тем или иным вопросам.

Приспособленчество — стремление одной из сторон конфликта поставить интересы другой стороны выше собственных интересов. Компромисс имеет место тогда, когда каждая из сторон конфликта готова частично пожертвовать своими интересами во имя общих.

Один и тот же участник конфликта в зависимости от складываю­щейся ситуации может использовать разные стратегии разрешения конфликта. Вместе с тем установлено, что в большинстве случаев люди следуют преимущественно одной из уже перечисленных стра­тегий.

Четвертая стадия конфликта наступает тогда, когда намерения его участников воплощаются в конкретные формы поведения. Намере­ния и формы их осуществления, как правило, совпадают. Однако на практике может случиться и так, что формы поведения в процессе конфликта не будут совпадать с намерениями его участников отно­сительно приемлемых путей его разрешения. При этом поведение участников конфликта может принимать как контролируемые, так и неконтролируемые формы. Примером последних могут служить вой­ны и вооруженные столкновения различных группировок.

Пятая, заключительная, стадия конфликта характеризуется тем, какие последствия (позитивные или негативные) наступают после

разрешения конфликта.

К числу позитивных последствий конфликта можно отнести ак­тивизацию инновационных процессов, повышение качества прини­маемых решений, уровня их обоснованности, улучшение количествен­ных и качественных показателей работы. При этом нередко улучшаются социально-психологический климат в коллективе и взаимопонима­ние его членов.

К негативным последствиям конфликта относятся понижение уров­ня сплоченности членов группы, проблемы общения, агрессивность либо, напротив, отсутствие интереса к достижению высоких резуль­татов работы. К тому же конфликты могут сопровождаться дополни­тельными потерями рабочего времени, нарушениями дисциплины, ухудшением состояния здоровья работников, их уходом с предприя­тия.

Возможные негативные последствия конфликта можно миними­зировать, если управлять им. Наиболее часто используемые методы управления конфликтами могут быть сведены к следующим:

организация встреч конфликтующих сторон, оказание им помо­щи в определении причин конфликта и конструктивных путей его

разрешения;

постановка совместных целей и задач, которые не могут быть ре­шены без примирения и сотрудничества конфликтующих сторон;

привлечение дополнительных ресурсов (в том случае, когда кон­фликт был обусловлен дефицитом ресурсов: производственных пло­щадей, финансирования, возможностей для продвижения по службе

и т.п.);

выработка обоюдного стремления пожертвовать чем-либо для до­стижения согласия и примирения;

административные методы управления конфликтом (например, перевод работника из одного подразделения в другое);

изменение организационной структуры, совершенствование об­мена информацией, перепроектирование работ;

обучение работников навыкам управления конфликтами, мастер­ству межличностного общения, искусству ведения переговоров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.