Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потенциальные источники стресса




СТРЕСС

ВОПРОСЫ К СИТУАЦИИ

1. Кто был лучшим менеджером. Форд или Слоун? Почему?

2. Какие внутренние и внешние факторы содействовали успеху фирм «Роге! Мо1ог» и «Оепега! МоЮгх»? Какие факторы оказали вли­яние на упадок фирмы «Рога Мо^ог»?

3. Какова важнейшая причина поражения Г. Форда?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алехина И. Имидж и этикет делового человека. — М.: ЭНН, 1996. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Изд-во МГУ,

1995.

Мескон М. и др. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. — М.: Экономика,

1992.

ТЬе Соса Со1а Сотрапу. Кодекс делового поведения. — М.: АО «Рек-

ламфильм», 1994.

 

Стресс — это динамичное состояние, обусловленное нали­чием трудностей или препятствий, осложняющих достижение жела­емых результатов.

Стресс в последнее время становится все более распространен­ным явлением. Обычно стресс ассоциируется с двумя основными моментами: препятствиями и неосуществленными желаниями. На­пример, получение высокой оценки по итогам аттестации может спо­собствовать продвижению по службе и повышению заработной пла­ты, в то время как неудовлетворительная оценка может стать препятствием.-для долгожданного повышения и даже основанием для увольнения с работы из-за несоответствия занимаемой должности. Таким образом, необходимы два условия, чтобы стресс из потенци­ального перешел в состояние реального: неуверенность работника в том, что он обязательно достигнет результата, и особая важность для него получения этого результата. Так, если продвижение в данной организации не представляет для работника существенного интере­са, то он вряд ли будет испытывать состояние стресса в случае не­удовлетворительной оценки результатов его работы в организации.

Стресс обычно принято характеризовать как исключительно не­гативное явление, в то время как в действительности в ряде случаев он может оказывать позитивное воздействие на производительность труда и его результаты.

Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

внешние факторы;

факторы, зависящие от организации;

факторы, находящиеся на стороне самого работника. Внешние факторы. К числу внешних источников стресса можно отнести, например, вооруженные конфликты и столкновения, уси­ление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляцию, увеличение безработицы. Так, по данным Департамента труда и занятости правительства Москвы, свыше половины обратив­шихся в службу занятости в поисках работы людей испытывали со­стояние стресса и нуждались в реабилитации и социально-психоло­гической поддержке.

Факторы, зависящие от организации, представляют собой весьма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разде­лена на следующие подгруппы:

характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, само­стоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: сте­

пень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещен­ность и т.п.);

нечеткое распределение ролей (несоответствие формально уста­новленных и реальных требований к поведению работников, роле­вой конфликт);

отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с об­щением);

организационная структура (например, матричная структура орга­низации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);

стиль управления (ме-юды неоправданного давления и угроз, со­провождающиеся чувсгвом беспокойства, страха, угнетенным состо­янием).

Факторы, находящиеся на стороне самого работника. В группу этих факторов могут быть включены личностные проблемы, а также спе­цифические качества и черты характера самих работников.

Кроме того, к числу факторов, способствующих или, напротив, препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены сле­дующие:

опыт работы;

восприятие;

поддержка коллег, друзей и родственников;

активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения;

степень агрессивности.

Опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем лучше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в работе.

Восприятие. Как уже было сказано, работники очень часто вос­принимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее высвобождение с предприятия в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как настоящую жизненную трагедию, в то время как другой — оптимистически, рассчитывая быстро уст­роиться на новую работу или создать свое собственное дело.

Естественно, то поддержка коллег, друзей и родственников помогает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией мотивации Мак-Клел-ланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении.

Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (по­ведение, направленное на преодоление возникших трудностей и пре­пятствий), как правило, в большей мере способствуют прсдупрсждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная позиция выжи­дания и невмешательства в создавшуюся ситуацию.

Степень агрессивности. В 70—80-е гг. к этой проблеме было привле­чено большое внимание. Результатом проведенных исследований ста­ла известная классификация поведения людей по типу А и типу В.

Тип А характеризуется агрессивной вовлеченностью в постоян­ную борьбу, стремлением достичь все больше и больше за все менее короткий период. Если появляется необходимость, то борьба может переноситься на людей, препятствующих достижению намеченных целей.

Люди с прербладающим поведением по типу А, как правило, от-лич;потся следующими особенностями:

характеризуются быстрыми импульсивными движениями (быстро двигаются, едят, ходят);

часто торопят события, выражая нетерпение относительно сро­ков выполнения работы и получения желаемого результата;

пытаются решать несколько задач одновременно;

одержимы погоней за количественными показателями, считая, что успех определяется главным образом тем, как много в жизни им удалось достичь и приобрести.

В отличие от людей с преобладающим поведением по типу А, люди с преобладающим поведением по типу В редко испытывают желание приобрести как можно больше вещей, титулов и званий. Люди с пре­обладающим поведением по типу В, как правило, отличаются следу­ющими особенностями:

обычно не страдают оттого, что время уходит, а имеющиеся у них возможности могут быть безвозвратно упущены и что-то из намечен­ного не удастся осуществить;

делают многие вещи, чтобы удовлетворить свой интерес (часто в самовыражении и развитии), а совсем не для того, чтобы почувство­вать свое преимущество над окружащими и дать им это понять;

как правило, демонстрируют хорошие качественные показатели в работе, в то время как представители типа А зачастую обходят их в количественных показателях.

Исследования показали, что люди с преобладающим поведением по типу А более подвержены стрессам как на работе, так и в быту. К тому же они часто сердятся, проявляют агрессивность, нетерпи­мость по отношению к тем, кто смотрит на вещи по-другому, не считает для себя необходимым жить и работать в подобном темпе, кто может оказаться препятствием на пути достижения намеченных ими целей. Не случайно, что такие люди в большей степени подвер­жены риску сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов, различно­го рода психических расстройств.

Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необхо­димо иметь в виду следующее важное обстоятельство: стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе достаточно незначи­

тельная причина, дополняя уже накопленный до того уровень стрес­са, может явиться последней чертой, за которой наступают крайне негативные последствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необ­ходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоя­тельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.