Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к ситуации. Стресс — динамичное состояние, которое обусловлено на­личием трудностей или препятствий, осложняющих достижение же­лаемых результатов




РЕЗЮМЕ

Стресс — динамичное состояние, которое обусловлено на­личием трудностей или препятствий, осложняющих достижение же­лаемых результатов. Необходимы два условия, чтобы стресс из по­тенциального перешел в состояние реального: неуверенность работника в том, что он обязательно достигнет результата, и важ­ность получения этого результата.

Стресс имеет тенденцию накапливаться. Именно поэтому, анали­зируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих возникновению стресса и обусловивших те или иные его последствия.

Источниками стресса могут быть внешние факторы; факторы, за­висящие от организации; факторы, находящиеся на стороне самого работника.

Стресс проявляет себя разными путями. Симптомы стресса быва­ют физиологические (повышение кровяного давления, хронические головные боли), психологические (беспокойство, раздражительность) и поведенческие (неявки на работу, снижение производительности, текучесть кадров).

Управление стрессом должно осуществляться как на уровне орга­низации, так и на уровне индивида.

Управление стрессом на уровне организации включает следую­щие составляющие: подбор и расстановку кадров, постановку конк­ретных и выполнимых задач, проектирование работ, взаимодействие и групповое принятие-решений, программы оздоровления работни­ков.

Не только общество и организация должны позаботиться об умень­шении потенциальных источников стресса, многое зависит и от са­мого работника. К числу распространенных рекомендаций по пре­дупреждению стресса относятся, например, умение правильно распределять свое время, занятия спортом, овладение техникой са­могипноза и другими методами релаксации.

Стресс обычно принято характеризовать как исключительно не­гативное явление. Однако в ряде случаев, когда стресс не превосхо­дит предельно допустимого уровня, он может оказывать и позитив­ное влияние на производительность и результаты работы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое стресс и каковы его источники?

2. Охарактеризуйте факторы стресса, зависящие от организации.

3. Опишите факторы стресса, зависящие от работника.

4. В чем заключается тактика управления стрессом на уровне орга­низации?

5. Что должен знать работник для предупреждения негативных последствий стресса?

6. Каковы возможные последствия стресса для работника?

7. Каково влияние стресса на производительность работников, их дисциплину и текучесть?

8. Могли бы вы привести примеры из практики, подтверждающие или опровергающие классификацию поведения людей по типу Л или по типу З?

СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА •

Летом прошлого года студентка проходила практику в од­ном известном банке. В связи с тем что она интересуется пластиковы­ми картами и развитием данного рынка в России, ее практика про­ходила в управлении пластиковых карт банка. Это управление было сформировано сравнительно недавно, а на работу в нем принима­лись молодые люди в возрасте 20—25 лет. В первые дни практики сту­дентка была приятно удивлена тем, что в банке работают люди чуть старше ее, так как она всегда представляла себе работников данных учреждений людьми солидного возраста, с большим опытом работы и глубокими знаниями. Позже, общаясь с сотрудниками отдела перс­пективного развития пластиковых карт, в котором она проработала большую часть своей практики, студентка узнала, что это было свя­зано с тем, что рынок пластиковых карт у нас в стране еще не раз­вит, а потому квалифицированных специалистов в этой области про­сто нет.

Студентке были предложены на выбор два варианта прохождения практики: «от звонка до звонка» с оплатой и определенным местом работы либо без оплаты, но тогда появлялась возможность ознако­миться с работой всех отделов данного управления и рабочий день не регламентировался. В связи с тем что студентка за время практики хотела получить как можно больше знаний, она выбрала второй ва­риант.

Рабочий день в банке начинался в 9 ч 00 мин, и студентка соблю­дала установленный режим работы. Впрочем, ее поразило то, что все сотрудницы отдела прибегали, хватаясь за сердце, а отдышавшись, начинали принимать лекарство, беспокойно поглядывая на кабинет начальника. Требовалось определенное время, чтобы войти в рабо­чий ритм. Сначала она не поняла, что это значит.

Через пару дней в процессе работы практикантка познакомилась поближе с начальником управления пластиковых карт и его замести­телем. Оба оказались молодыми мужчинами (около 30 лет), достаточ­но приветливыми, вежливыми и рассудительными, по крайней мере ей так показалось.

Каково же было ее удивление, когда она узнала, что заместитель начальника управления каждое утро приходит пораньше и с часами сидит у окна на втором этаже, расположенном прямо над входом в управление, и следит за тем, кто во сколько приходит. Те сотрудни­ки, которые опаздывают хотя бы на одну минуту, как выяснилось, лишаются ежемесячной премии. Поясним, что месячная зарплата у сотрудников банка состоит из основной ставки и указанной премии. Работник, трижды опоздавший за месяц, должен навсегда расстать­ся с планами сделать карьеру. Кроме того, опоздавшему устраивается жесточайшая обструкция со стороны коллег, пострадавших по его вине. Хотя на первый взгляд практикантке это показалось слишком жестоким, она все же решила, что подобные меры поддерживают дисциплину и являются целесообразными. Однако все это она узнала от своих коллег, а при приеме на практику ни начальник управле­ния, ни его заместитель ни словом не обмолвились об этом. Тем не менее она решила, что если она проходит практику в данном банке, то должна соблюдать установленные в нем правила.

Через две недели работы в банке практикантка задержалась в до­роге из-за сбоя в работе метрополитена и потому опоздала за не­сколько минут на свое рабочее место. Впрочем, она не очень расстро­илась, помня о тех условиях прохождения практики, которые были оговорены.

Через несколько минут после ее прихода в отдел буквально вле­тел начальник управления и сказал, что, так как она опоздала, все сотрудники отдела (около 15 человек) лишаются премии в этом ме­сяце. Далее последовала пауза. Все настолько удивились, что ничего не успели сказать до того, как начальник ушел. Сначала практикант­ка просто растерялась, но когда увидела слезы на глазах у двух со­трудниц и злобные хмурые лица других, разрыдалась. Затем она пред­ложила сходить к начальнику и объясниться, но ей сказали, что это бесполезно.

Через- несколько дней практика подошла к концу. Начальник управления, подписывая характеристику практикантки, пригласил ее по окончании учебы на работу в банк, заметив, что многие со­трудники часто болеют и увольняются по собственному желанию, видимо, не выдерживая интенсивной работы в банке. «Молодые кад­ры нам жизненно необходимы!» — было его напутствием.

1. В чем вы видите источники стресса сотрудников управления?

2. Каковы последствия стресса для сотрудников управления?

3. Какие меры по управлению стрессом следует предпринять для нормализации работы на уровне организации и самого сотрудника?

4. Как бы вы вели себя на месте практикантки? Примете ли вы предложение о работе в этом банке?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 1999.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.