Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный метод познания




Основные положения по курсу

«Концепции современного естествознания»

(требование государственного общеобразовательного стандарта)

 

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая интерпретация объективных знаний

Научное познание имеет тройственную задачу, связанную с описанием, объяснением, предсказанием возможного поведения процессов и явлений

 

Научная грамотность – способность понимать достаточно хорошо, чтобы быть в состоянии следить за обсуждением спорных вопросов науки, техники и общества, а при необходимости – участвовать в нем.

 

Свойства научного познания:

- объективность – воспроизведение действительности такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания

- достоверность – связана с постоянной проверкой полученных результатов

- системность – стремление к целостностному охвату объекта изучения, заключающееся в исследовании явлений и объектов как части целостностной системы и сведению многообразных типов связей элементов системы в единую теоретическую картину

 

Методы научного познания:

- наблюдение – преднамеренное и целенаправленное изучение объектов и явлений, опирающееся на чувственные способности человека

- эксперимент – изучение объекта или явления путем активного, целенаправленного, строго контролируемого воздействия исследователя на изучаемый объект или явление.

Эксперимент непременно должен обладать качеством воспроизводимости.

 

- измерение – определение количественных значений, свойств и сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных средств. Это достигается совокупностью операций по определению отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу.

 

- дедукция – способ рассуждения или метод движения знаний от общего к частному

- индукция – способ исследования и рассуждения, в котором общий вывод строится на основе обобщения частных посылок

- анализ – мысленное или реальное расчленение, разложение объекта на составные элементы в целях всестороннего изучения

- синтез – соединение, ранее выделенных частей предмета, в единое целое

- абстрагирование – отвлечение от ряда, несущественных для данного исследования, свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений

- моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон

- гипотеза – интуитивное научное предположение о природе наблюдаемых явлений, основанное на анализе экспериментальных данных

- научный закон – многократно экспериментально проверенная и подтвержденная гипотеза переходит в разряд научных законов

- научная теория – это группа научных законов, описывающая совокупность родственных явлений с единой точки зрения.

 

Требования к гипотезам, законам, теориям:

- они должны соответствовать принципу верификации (верификация – эмпирическое подтверждение теоретических положений науки)

- они должны соответствовать принципу фальсифицируемости (опровергаемости) суть которого заключается в том, что из теоретических положений должны выводиться положения, поддающиеся проверке, и должен быть возможен результат эксперимента, демонстрирующий неверность теории. Принцип фальсифицируемости научных положений, т.е. их свойство быть опровергнутыми на практике, является критерием статуса научной или ненаучной теории.

 

Принцип соответствия – теория, справедливость которой была экспериментально подтверждена для той или иной категории явлений, с разработкой новой, более общей теории, не устраняется как нечто неверное. Новая теория не отвергает старую, а лишь устанавливает границы ее применимости. Она совпадает со старой в рамках указанных границ.

 

Примеры:

1) Квантовые эффекты существенны лишь при рассмотрении объектов, сравнимых с постоянной Планка (это микромир). При рассмотрении макроскопических объектов, их квантовые свойства оказываются несущественными, и квантовая механика переходит в классическую механику.

Специальная теория относительности переходит в классическую механику, если скорости движения тел много меньше скорости света. Это и определяет границы применимости классической механики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.