КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие представлений о материи
Современная картина мира Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)
Естественнонаучная картина мира – это система представлений об общих закономерностях в природе, сформированная в результате анализа и синтеза знаний, полученных в рамках различных естественнонаучных дисциплин. Таким образом, научная картина мира это теоретизированная система научного понимания внешнего мира. Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная картина мира: - о материи - о движении - о взаимодействии - о пространстве и времени - о причинности, закономерности и случайности - о космологии (общем устройстве и происхождении мира)
В древней Греции появилась первая программа рационального объяснения мира: - принцип причинности в первоначальной форме (Демокрит – каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию) - атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: все состоит из дискретных атомов; все сводится к перемещению атомов в пустоте - континуальная исследовательская программа Аристотеля: все формируется из непрерывной, бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте.
Механистическая картина мира: - все явления объясняются законами Ньютона, т.е. механикой тел (атомов), их перемещением, столкновением, взаимодействием и т.д. - в основе механистической картины мира лежит геометрия Евклида - микромир аналогичен макромиру, управляется одними и теми же законами. Живая и неживая природа построены из механических деталей, но имеющих разные размеры и сложность.
Квантово-полевая картина мира: - материя существует в виде вещества, поля, физического вакуума - причинность имеет вероятностный характер. Случайность и неопределенность – фундаментальные свойства вселенной
См. Грядовой КСЕ стр.95
См. Грядовой КСЕ стр.96
Разобьем эволюцию представлений о материи на этапы: 1 этап Милийская школа (VI – IV века до н.э.) Представители школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) считали, что в мире существует материальный первоисточник (первоначало) всего сущего (всех вещей). У разных мыслителей эта первооснова была разной: у Фалеса – вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь, у Анаксимандра – айперон (это вечное и бесконечное, находящееся в непрерывном движении единое материальное начало и источник конкретных вещей и явлений)
2 этап Атомистическая концепция (IV – III века до н.э.) Главным образом связана с именами Левкиппа и Демокрита. Основные положения: - в мире есть два начала: пустота (небытие) и атомы (бытие) - в абсолютной пустоте окружающего пространства существует бесконечное число мельчайших неделимых - атомов, которые имеют разнообразную форму и движутся в пустоте беспорядочно, иногда сталкиваются и отталкиваются друг от друга, но иногда сцепляются в разных положениях и сочетаниях, что означает образование вещей с разным качеством (даже Земля и звезды) - атомы никогда не возникают и никогда не погибают (т.е. вечны) - атомы наделены свойством тяжести - атомы бывают самой разнообразной формы и различны по размерам, но все они столь малы, что невидимы - эта концепция не допускает беспредельной делимости материи.
Континуальная концепция (концепция непрерывной материи) Аристотеля (IV век до н.э.) отрицает пустоту в природе, рассматривая материальный мир в виде, непрерывно заполняющей все пространство, субстанции, в которой совершаются движения. По Аристотелю – Космос ограничен сферой, в центре которой находится земной шар. За пределами этой сферы нет ничего – ни пространства, ни времени. Внутри этой сферы (т.е. во Вселенной) нет пустоты – все заполняет материя (первоматерия). Материя (первоматерия) – это непрерывная, бесконечноделимая и сама по себе не имеющая определенных качеств, бесформенная субстанция. В подлунном мире: - первоэлементы (стихии): земля, вода, воздух и огонь образуются соединением материи с формами(простейшие из форм – теплое, холодное, сухое и влажное ) - вещества (металлы, глина, кровь и др.) образуются соединением первоэлементов (стихий) - тела образуются из веществ В надлунном мире все состоит из эфира.
3 этап (XVIII – XIX века) В механистической картине мира – независимыми началами мироздания являются вещественные тела, состоящие из мельчайших корпускул, и абсолютное пространство, в котором тела движутся по мере течения абсолютного времени В электромагнитной картине мира – материя состоит из вещества и непрерывного электромагнитного поля. Эффект Доплера заключается в изменении длины волны излучения (или частоты волны), воспринимаемого приемником от источника, при их движении друг относительно друга. При удалении приемника от излучателя, воспринимаемая им длина волны увеличивается (частота уменьшается), а при сближении – уменьшается (частота увеличивается) по сравнению со случаем их взаимной неподвижности. Эффект лежит в основе измерения скорости движения различных объектов и широко используется в авиации, космической технике, в астрофизике. Эффект Доплера характерен для любых волн (свет, звук и т.д.). Обнаружение доплеровского «красного смещения» в спектрах излучения далеких галактик привело к выводу о расширении Вселенной. В первоначальной электромагнитной теории Максвелла считалось, что все мировое пространство заполнено легчайшей упругой средой – мировым эфиром, колебания которого и есть свет.
Химия: - каждому химическому элементу соответствует свой определенный атом - вещество – это совокупность молекул одинакового состава и строения - свойства вещества определяются не только составом, но и строением его молекул.
4 этап (XX век) - существуют различные формы материи: вещество, поле, физический вакуум (это состояние материи с минимальной энергией, порождающее виртуальные частицы) - атомы делимы - вещество – это материальное образование, состоящее из взаимодействующих элементарных частиц, имеющих массу покоя - вещество составляет лишь небольшую часть Вселенной - в определенных ситуациях физическое поле может быть представлено как совокупность дискретных частиц – квантов поля - свойства материальных объектов неотделимы от свойств пространства и времени - атом – электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов - свойство вещества определяется электронным строением его молекул.
Примеры: расположить представления о материи в порядке их возникновения: Пример 1. - существует несколько, качественно различных форм материи, но резкой грани между ними нет (3) - существует единая форма материи – вещество, состоящее из дискретных частиц (2) - в основе всех вещей лежит единое первоначало (1) Пример 2. - все мировое пространство заполнено легчайшей упругой средой – мировым эфиром, колебания которого и есть свет (2) - абсолютной пустоты не существует: физический вакуум является сложноустроенной формой материи, обладающей нетривиальными свойствами (3) - пустоты не существует: Вселенная плотно заполнена непрерывной, бесконечноделимой, бескачественной материей (1).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |