Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механические характеристики некоторых материалов зубчатых колес




Определение механических свойств материалов

Расчет параметров зубчатых колес

Стандартный ряд передаточных отношений редукторов (СТ СЭВ 229-75)

1 ряд   1,25 1,6 2,0 2,5 3,15 4,0 5,0 6,3 8,0
2 ряд 1,12 1,4 1,8 2,24 2,8 3,55 4,5 5,6 7,1 9,0

 

 

Основной причиной выхода из строя зубчатых колес является повреждение активных поверхностей зубьев в результате развития усталостного выкрашивания. В расчетах прочности вводят ограничения по контактным напряжениям, допустимые величины которых определяются на основании механических свойств материалов зубчатых колес.

 

 

 

Традиционными материалами, применяемыми для изготовления зубчатых колес являются конструкционные углеродистые и легированные стали (см. табл. 5). В технологическом процессе изготовления зубчатых колес и валов предполагается термическая обработка заготовок, которая изменяет механические свойства их материалов, в частности твердости поверхности НВ или HRC. Так при нормализации («Н») или улучшении («У») твердость заготовки не превышает НВ 350, а при закалке «З» и цементации «Ц» или азотировании поверхности достигается большая твердость НВ > 350 (HRC 56-63). При твердости НВ < 350 с целью улучшения условий контактной прочности принимают материал для шестерни (меньшего по диаметру колеса) на 10-30 единиц выше, чем для колеса.

В процессе термической обработки механические свойства материалов, как правило, неравномерны по толщине заготовки и по этой причине для детали в целом они определяются диаметром ее заготовки (см. таблицу 5).

По марке материала шестерни, приведенной в задании (см. табл. 1), выбираем для шестерни сталь 45 с термообработкой улучшением НВ 240, а для колеса тоже сталь 45 с термообработкой нормализацией (см. табл. 5) НВ 215.

Примем предварительно: для шестерни диаметр заготовки до 100 мм, а для колеса до 400 мм. При этом на основании таблицы 5 имеем:

- для материала шестерни: предел текучести σт = 440 МПа, предел прочности σв = 780 МПа;

- для материала колеса: предел текучести σт = 280 МПа, предел прочности σв = 550 МПа.

Таблица 5.

Марка стали Диаметр заготовки, мм Предел прочности, МПа Предел текучести, МПа Твердость, НВ, (HRC) Термообработка
Ст до 100     167-217 Нормализация
100-300    
300-500    
до 100     207-250 Улучшение
100-300     194-222
300-500     180-207
40Х до 60     200-230 Нормализация
100-200    
200-300    
300-600    
до 120     253-285 Улучшение
120-150     243-271
150-180     230-257
180-250     215-243
30ХГС до 60     215-229 Нормализация
100-160    
160-250    
30ХГТ до 60     300 (56-63 HRC) Цементация + закалка + низкий отпуск
60-100     270 (56-63 HRC)
100-150     240 (56-63 HRC)

 

Рассчитаем допускаемые контактные напряжения для материала шестерни и колеса. Для чего по заданной долговечности t = 55000 час. (см. табл. 1) определяем число рабочих циклов:

- шестерни Nц1 = 60 ∙ 960 ∙ 55000 = 3,17 ∙ 109;

- колеса Nц2 = 60 ∙ 192 ∙ 55000 = 0,63 ∙ 109.

При Nц > 107 принимаем коэффициент долговечности КHL = 1, в противном случае его определяют по следующей формуле:

.

Коэффициент безопасности [ п ]для колес из нормализованной и улучшенной стали, а также при закалке принимают [ п ]= 1,1 – 1,2, а при поверхностном упрочнении (например, при цементации) [ п ]= 1,2 – 1,3.

Примем [ п ]=1,15.

Допускаемые контактные напряжения для материалов зубчатой передачи определяются по формуле:

,

где: предел контактной выносливости при базовом числе циклов (табл. 6).

Таблица 6

Предел контактной выносливости при базовом числе циклов Nц = 107

(ГОСТ 2.309-73)

Термическая и термохимическая обработка Твердость поверхности зубьев σH lim b, МПа Сталь
Нормализация и улучшение ≤ 350 НВ 2 НВ + 70 Углеродистая
Объемная закалка 40 – 50 HRC 17 HRC + 100
Поверхностная закалка 40 – 56 HRC 17 HRC + 200
Цементация или нитроцементация 40 – 56 HRC 23 HRC Легированная
Азотирование 550 – 750 HV  
НВ – твердость по Бринелю; HRC – твердость по Роквеллу; HV – твердость по Виккерсу.  
         

 

По таблице 6 принимаем при НВ ≤ 350НВ = 2 НВ + 70, то

- для шестерни ;

;

- для колеса ;

.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.