КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие политической партии
Политические партии занимают особое место в ряду субъектов политической деятельности, выступая посредниками между гражданами и государством. Классическое определение партии принадлежит французскому политологу Роже Жерару Шварценбергу (р. 1943): Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке. Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти. Признаками партии являются:
В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций. Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д. Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:
Предложено несколько типологий политических партий:
Наиболее известна классификация партий по организационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии. Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов. Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс. К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д. Признаки политической партии:
30) общественно-политические движения: понятие, признаки, функции. Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью. При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что они включают: 1) организации непосредственного, прямого влияния на политические решения, которые создаются при государственных структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения; 2) организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.); 3) массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т.д.
Типология современных общественно-политических движений проводится также по целям (социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, политико-экологи-ческие), по массовости (элитные/массовые), по масштабу (местные, региональные, национальные, мировые) и т.д. У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений являются солидарность и добрая воля их участников. Развитость политической системы, степень ее демократизации, масштабность институтов гражданского общества обусловливают (и обусловливаются) многообразием форм и проявлений общественно-политической жизни. Большую роль в этих процессах играют общественно-политические движения, пытающиеся воздействовать на власть, но сами к ней не стремящиеся. Общественно-политические движения выполняют важные функции:
Характерными чертами общественно-политических движений являются: гетерогенность либо однородность (в зависимости от социальной направленности); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная неустойчивость; различия во взаимодействии с официальной властью.
31) группы интересов и группы давления: понятие, признаки, функции. Понятие лоббизма. В число таких групп входят:
Существуют различные классификации групп давления. Они могут быть:
В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции:
При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации. Направления воздействия групп давления на власть и ее окружение:
Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества. Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:
С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица. В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы:
К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:
Группы интересов - это объединения индивидов на основе интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.
Целенаправленное воздействие групп интересов на орган власти с целью реализации специфических интересов получили на звание лоббизма. Слово “лобби” (англ. lobby - кулуары) первоначально применялось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х гг. XVII в. так назывался вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с за интересованными лицами, которые не допускались на пленарные заседания. Существование лоббизма как политического явления тесно связано с функционированием групп интересов и возможностями их влияния на органы власти. Его развитие зависит от таких факторов, как уровень развития плюрализма, степень институционализации политического участия, характер политических партий. На последнее обстоятельство обращают внимание американские политологи. По их мнению, чем сильнее политические партии и эффективнее их деятельность, тем меньше возможностей у групп интересов оказывать влияние на выработку политических решений и, наоборот, чек слабее партии и чем ниже их эффективность, тем больший размах приобретает лоббистская деятельность. В практике лоббистской деятельности используются самые разнообразные способы влияния на органы власти. К ним относятся 1) выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента; 2) разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных документов экспертов; 3) личные встречи, контакты, переговоры; 4) использование методов “ public relations ” для формирования общественного мнения; 5)организация кампании “давления с мест” (многочисленные письма и программы от избирателей, поступающие в адрес депутатов); 6) подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований; 7) организация целенаправленных действий “своих людей” внутри органов власти; 8) финансирование избирательных кампаний; 9) прямой подкуп должностных лиц.
Легальный лоббизм не нарушает существующих в обществе законов, нелегальный - означает прямое вознаграждение должностных лиц за принятие необходимых и наиболее благоприятных решений. Довольно часто в сознании людей лоббизм отождествляется с коррупцией, поэтому отношение к нему во многих странах различное.
32) Типологические модели взаимодействия государства с группами интересов. Модели взаимодействия групп интересов и государства Политическая наука подчеркивает наличие систематических связей между группами интересов и правительственными институтами, вырабатывающими и осуществляющими государственную политику. Расхождения в характере этих связей позволяют говорить о том, что в современных обществах существуют различные системы организации групп интересов и моделей их взаимоотношений с правительственными институтами. На основании множества исследований в политической науке выделяют три основных модели взаимодействия групп интересов и государства, присущих современному обществу: 1) плюралистическую; 2) демократически корпоративистскую; 3) управляемую. Плюралистической системе групп интересов присущ ряд особенностей, которые касаются как формы организации интересов, так и способов группового участия в политическом процессе: — Разнообразные группы могут представлять единый социетальный интерес; — Членство в группах является добровольным и ограниченным; — Группы часто имеют свободную или децентрализованную организационную структуру; — Группы интересов и правительство четко отделены друг от друга. В рамках подобной системы не только имеются отдельные группы интересов для особых секторов общества, скажем, профсоюзы, бизнес- ассоциации и профессиональные группы, но каждый из таких секторов может быть представлен множеством групп — профсоюзов, бизнес-ассоциаций и т. д. Эти группы конкурируют между собой в борьбе за ресурсы, членов и влияние, и все одновременно пытаются навязать свои требования лицам, определяющим политический курс и государственную политику. Самым известным образцом глубоко плюралистической системы групп интересов являются Соединенные Штаты; в качестве других примеров можно привести, например, Канаду и Новую Зеландию. Несмотря на более широкое членство в профсоюзах и несколько большую координацию действий бизнес-ассоциаций, значительная часть исследователей склонна относить к данной категории и Великобританию, а также Францию и Японию. Для демократических корпоративистских систем групп интересов характерно гораздо более организованное представительство интересов: — Каждый социетальный интерес обычно представлен единой головной ассоциацией; — Членство в такой ассоциации часто является обязательным и почти всеобщим; — Головные ассоциации имеют централизованную структуру и разделяют действия своих членов; — Во многих случаях группы интересов систематически участвуют в работе и осуществлении политического курса. Так, если в плюралистической системе может существовать широкий спектр независимых друг от друга групп, отражающих интересы бизнеса, то в корпоративистской системе действует единая головная ассоциация, представляющая все наиболее значимые деловые и промышленные интересы. Наконец, совершенно иная модель организации групп интересов присуща управляемым системам: — Каждый сектор общества представлен одной группой; — Членство в таких группах часто является принудительным; — Каждая группа обычно имеет иерархическую структуру; — Группы контролируются правительством или его органами в целях мобилизации поддержки политического курса правительства. Определяющей для систем такого типа является последняя характеристика: группы существуют для того, чтобы облегчать контроль правительства над обществом. Наиболее показательны в этом отношении традиционные коммунистические системы, где доминирующие партийные организации пронизывали все уровни общества и тщательно контролировали все разрешенные ассоциативные группы. Например, профсоюзы и молодежные организации полностью были подчинены коммунистической партии, и им лишь крайне редко дозволялось артикулировать интересы своих членов. Подобный контроль и по сей день сохраняется в Китае, Северной Корее, на Кубе. Развитие высоко контролируемых групп интересов поощряется и политическими системами ряда развивающихся стран, таких, как Бразилия и Мексика.
33) Понятие партийной системы. Типологии партийных систем
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |