Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды избирательных систем




В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.
Мажоритарная система – это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.
Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность – система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России. Часто она используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания.
Пропорциональная система ( пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов. Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов

Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.
К этой же группе систем относится кумулятивный вотум.

Система единственного передаваемого голоса. Эта система позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий. Однако она сложна в плане определения результатов выборов. Суть системы заключается в следующем. В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого, т.е. каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, т.е. против фамилии желательного кандидата отмечает свои преференции (предпочтение) указывая цифрами 1, 2, 3 и т.д., кого он желает видеть избранным в первую очередь, а кого во вторую и т.д. При определении результатов голосов подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции. Если никто не набрал абсолютного большинства голосов, то голоса, поданные за наименее успешного кандидата, передаются другим кандидатам, а сам он исключается из дальнейшего подсчета. Эта процедура продолжается до тех пор, пока какой-либо кандидат не наберет необходимого большинства голосов. Главное достоинство системы в том, что она обеспечивает результативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура или перебаллотировки.
Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов – по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там исключаются из федеральных списков.

 

 

35) Избирательная система в современной России

Избирательная система– это установленный законами и иными нормативными актами порядок выборов в органы государственной власти РФ, субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также должностных лиц.

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и проведения выборов, составляет самостоятельный конституционно-правовой институт, именуемый избирательным правом. В основе избирательного права, а вместе с ним и всей избирательной системы, лежат определённые, установленные и закреплённые в законодательном порядке принципы. К ним относятся: всеобщие, равные и прямые выборы, тайное голосование, свободное и добровольное участие граждан в выборах.

Всеобщий характер выборов означает право каждого гражданина РФ, достигшего 18 лет, избирать (активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ и другими законодательными актами, быть избранным (пассивное избирательное право) на ту или иную государственнуюдолжность или в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Возрастные пределы кандидатов колеблются от 21 года на выборах в Государственную думу до 35 лет для кандидата на пост Президента РФ.

Ограничения избирательных прав российских граждан, согласно действующему законодательству, распространяются лишь на лиц, признанных судом недееспособными и находящихся, в соответствии со вступившим в силу приговором суда, в местах лишения свободы. Осуществление избирательного права в отношении этих лиц приостанавливается на определённый законодательством срок.

Равное избирательное право означает участие граждан России в выборах на равных основаниях. Все граждане России формируют единый избирательный корпус. Голос каждого избирателя во всех отношениях имеет один и тот же «вес».

Прямые выборы свидетельствуют о непосредственном участии избирателей в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления, а также в выборах избираемых должностных лиц. В современной России путём прямых выборов избираются Президент РФ и все главы субъектов Российской Федерации, Государственная дума и все законодательные собрания субъектов Федерации, главы муниципальных образований и муниципальные представительные органы.

Тайное голосование означает выражение воли избирателей без ведома и контроля со стороны других лиц.

Весь избирательный процесс складывается из ряда взаимосвязанных между собой закрёпленных в законодательном порядке стадий. Это, во-первых, составление списков избирателей, которые представляются для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения в срок не позднее 20 дней до начала выборов.

Во-вторых, формирование избирательных комиссий, избирательных участков и избирательных округов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Федерации работают на постоянной основе. Центральная избирательная комиссия осуществляет руководство деятельностью других комиссий по выборам на федеральном уровне и проведению федерального референдума, распределяет эфирное время между кандидатами, распоряжается финансовыми средствами, выделенными из государственного бюджета для проведения выборов, разрабатывает инструкции и даёт разъяснения, касающиеся других выборов, а также выполняет иные непосредственно связанные с организацией и проведением выборов функции.

В-третьих, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты представительных органов и на выборные государственные должности. Правом выдвижения кандидатов обладают группы избирателей (инициативные группы); избирательные объединения или блоки объединений; граждане, обладающие избирательными правами (самовыдвижение и выдвижение других граждан); трудовые коллективы и собрания избирателей (на выборах в органы местного самоуправления). Регистрация кандидатов или списка кандидатов избирательного блока (объединения) осуществляется в соответствующих избирательных комиссиях. Для регистрации требуется собрать определённое, установленное законом число подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов) или же внести специальный избирательный залог. Размер залога и порядок его внесения определяется в законодательном порядке. На выборах Президента России внесение избирательного залога вместо списка подписей в поддержку кандидата на этот пост не допускается.

В-четвёртых, предвыборная агитация кандидатов, осуществляемая в формах выступлений по радио и телевидению, публикаций в газетах и журналах, проведения собраний и встреч с избирателями, шествий, митингов и демонстраций, и др. Установленные законом сроки начала предвыборной агитации– со дня регистрациикандидата; окончания– за сутки до дня голосования. За 3 дня до начала голосования запрещается публиковать в средствах массовой информации всякого рода прогнозы, результаты социологических опросов, иные исследовательские материалы, касающиеся выборов. Все расходы, связанные с проведением предвыборной агитации, компенсируются только за счёт избирательного фонда кандидата или объединения. Согласно закону каждому кандидату в предвыборной агитации должны быть предоставлены равные условия.

В-пятых, голосование и определение результатов выборов. Голосование на выборах обычно проводится в календарный выходной день. Граждане России голосуют бюллетенями в обозначенное законом время на избирательных участках. Исключение составляют больные и инвалиды, неспособные самостоятельно прийти на избирательный участок и по этой причине голосующие на дому.

При голосовании устанавливается определённый процент явки избирателей, при котором выборы признаются состоявшимися. Наиболее высокий процент явки избирателей устанавливается на выборах в Государственную думу и на выборах Президента России. Он составляет соответственно 25 и 50% от общего числа избирателей.

Подсчёт голосов, поданных за того или иного кандидата, осуществляется на избирательных участках членами участковой избирательной комиссии. Результаты голосования заносятся в протокол, который передаётся в вышестоящие избирательные комиссии. Окончательные результаты выборов определяются в зависимости от того, какая разновидность избирательной системы, предусмотренная законом (мажоритарная или пропорциональная), используется на тех или иных выборах.

Мажоритарная (от фр. majorite– большинство) разновидность избирательной системы решает вопрос о результатах голосования и, соответственно, о победе кандидата на выборах по большинству голосов. Она предусматривает для победы кандидата на выборах получение им более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При пропорциональной системе для победы на выборах– простое большинство голосов по сравнению с другими кандидатами. Однако победа кандидата при этом может быть признана при условии, что количество голосов, поданных за него, меньше количества голосов избирателей, проголосовавших против всех кандидатов.

Современная избирательная система России возникла в 1993-1995 годах, в результате крупномасштабной избирательной реформы, которая началась масштабным голосованием по принятию проекта Конституции Российской Федерации, а также членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

В нашей стране активным избирательным правом на различного рода выборах, обладают все граждане России, достигшие 18 лет, кроме граждан, признанных судом недееспособными и граждан, содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Помимо выборов, граждане РФ могут изъявлять свою волю на референдумах. Референдум (от лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум очень важная составляющая демократии, однако, на федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи и т.д. — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но эти инициативы так и не были доведены до логического конца.

Наша избирательная система имеет несколько основных типов:

  1. Мажоритарная избирательная система — система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
  2. Пропорциональная избирательная система — система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении.
  3. Смешанная избирательная система — это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть — на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Таким образом, мы видим следующую характеристику современной избирательной системы:

  • Равное избирательное право
  • Всеобщее избирательное право
  • Принцип тайного голосования
  • Принцип добровольного участия в выборах
  • Принцип прямых выборов

Но есть в избирательной системе и свои недостатки. Существуют политические силы, которые пытаются сформировать избирательную систему в своих сугубо личных интересах. И им это иногда удается, в избирательном законодательстве имеются «лазейки», которыми пользуются недобросовестные участники избирательных процессов.

 

36) Законы М. Дюверже

ЗАКОН ДЮВЕРЖЕ (Duveger`s law) В работе "Политические партии" ("Political Parties", англ. Издание, 1954 г.) французский ученый-политик Морис Дюверже предложил закон и гипотезу о связи между числом партий в стране и ее избирательной системой. Закон сводится к следующему: "Принцип простого большинства и выборы, предусматривающие только одну баллотировку, ведут к возникновению двухпартийной системы". Гипотеза предполагает, что "система простого большинства, выборы, предусматривающие вторую баллотировку и пропорциональное представительство, ведут к многопартийности". В основе закона лежит мысль о том, что разумные политики и избиратели, в конце концов, поймут бесперспективность ситуации, когда на национальном уровне соревнуется более двух партий. Хотя в соревновании в течение нескольких лет могут принимать участие три партии, та из них, которая начинает терять голоса, исчезнет быстро. Это произойдет, когда всем станет ясно, что она не получит места в представительном органе, пока голоса в ее пользу равномерно распределены по всей стране. И наоборот, число партий в пропорциональной избирательной системе будет определяться скорее общественными силами, чем системой, допускающей голосование одновременно за несколько партий.

М.Дюверже сформулировал три социологических закона:

1. пропорциональное представительство ведет к многопартийности;

2. выборы по мажоритарной системе в два тура ведут к многопартийности, смягчаемой союзами;

3. выборы по мажоритарной системе в один тур ведут к двухпартийности.

37) Политическая социализация: понятие, функции. Агенты и этапы политической социализации.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

(political socialization) Процесс, посредством которого люди приобщаются к политическим взглядам и ценностям. Существует большое количество исследований, посвященных социализации в детском возрасте. Большинство из них показывают, что сначала у детей возникают теплые чувства к появляющимся в сказках персонажам, наделенным властью (таким, как королевы и принцессы). Аналогичным образом позднее появляются теплые чувства по отношению к выборным должностным лицам (президентам, премьер-министрам). Партийная ориентация (party identification) возникает позже, а нечто похожее на осмысленную идеологическую позицию (ideology) складывается уже в юношеско-подростковые годы. Считается, что наиболее ранняя социализация является и наиболее глубокой. Поэтому осознание человеком своей половой или этнической принадлежности предшествует любой другой идентификации, непосредственно связанной с политикой. Каждый уровень социализации оказывает соответствующее влияние на последующие. Критики основных программ исследований социализации указывают на следующие моменты. 1) Слишком мало исследуются дети, семейные условия и ранний опыт которых могли бы настроить их против ценностей, исповедуемых большинством людей в том обществе, где они живут. 2) Исследования социализации по самой своей природе не могут обнаружить ложное сознание (false consciousness) или любые другие способы, посредством которых господствующие ценности могут быть внушены субъектам, минуя их сознание. 3) Партийная ориентация не обязательно является достоверным показателем поведения при голосовании или при выражении политических взглядов. Пол и национальность обусловлены генетически; к политическим взглядам это не относится.

 

Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций: 1)определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие; 2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; 3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение к политической символике; 5) формирует способности к познанию окружающего мира; 6) формирует убеждения и отношения, являющиеся “кодом” политической жизни.

Агенты политической социализации подразделяются на политические и неполитические.

В реальной жизни действие политических и неполитических агентов политической социализации тесно переплетается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.