Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МОСКВА 2011 2 страница




Александр Александрович! Прошу Вас во имя вечности не выступать публично с антирелигиознойпропагандой, в частности, в борьбе с христианством. Все земное - миг, а душа вечно будет мучиться без Христа, Победителясмерти духовной и ада. Мы не смеем выступать против Бога, от которого жизнь, земля, душа исредства для жизни. Без Него в вечности не получим даже того облегчениядуше, которое доступно и язычнику честному и по-своему верующему. Трудовых путей у нас много. Везде можно жить честно, но Бога не хулите.Это преступно и не умно. Если потерялась вера, это не заслуга, а горе, несчастье. Но не надоувлекать в неверие других. Этим не славу себе приобретете, а позор ибесчестье. Я Вас по-прежнему люблю. Мне тяжело, что такой большой ум попал в сетиантирелигиозников и атеистов. Сбросьте их. Карьеру, труд, службу при Вашей талантливости Вы будетевсегда иметь. Но пощадите "малых сих", верующих, которым Вы доставитестрадания своими антирелигиозными выступлениями. "Отрекшийся Меня предчеловеки отвержен будет пред Отцом небесным", - сказал Христос. Еще раз прошу Вас трудиться на любом поприще жизни, но не быть вместе сатеистами, антирелигиозниками. А вера придет, равно и прощение. Г. П. Миролюбов О вечности. Библии, боге, дьяволе Глубокоуважаемый Георгий Павлович! Ваше с болью сердца написанное письмо глубоко тронуло меня иодновременно опечалило. Заставило задуматься о Вашей судьбе и о судьбемногих других честных и искренних людей, томящихся в плену религиозногомировоззрения с сознанием очарованным и привороженным мечтою о"потустороннем возвышенном мире" и его "вечном хозяине" - боге... Позвольте же мне, во имя этой грусти за Вас и уважения к Вам, как кхорошему человеку, высказать несколько мыслей по поводу Вашего письма ивыраженных в нем воззрений. Выслушайте меня... Вы просите "не выступать публично во имя вечности", памятуя, что "всеземное - миг, а душа вечно будет мучиться без Христа..." Да, вечность - слово великое. И должен Вам признаться, что я ушел тожево имя вечности. И тоже из сознания, что жизнь наша только миг, а потому инельзя терять времени, пока этот миг еще длится для нас. Нельзя! Но вот содержание в понятие "вечность" мы с Вами вкладываем неодинаковое. Вы, Георгий Павлович, считаете "бренным и преходящим" все земное,материальное. А вечным признаете некий иной, "духовный мир", к которомуотносите бога, "от которого жизнь, земля, душа и средства для жизни", мирдухов или ангелов, добрых и злых, и человеческие души, как некиенематериальные, сотворенные богом, но бессмертные в дальнейшем сущности. Вэто Вы верите, ибо так учит Вас Библия, являющаяся для Вас "словом божиим",откровением божиим "свыше" миру "дольнему", так учит церковь какносительница и осу-ществительница этого откровения среди людей на земле. Ввиду всего этого слово Библии и голос церкви для Вас - аксиомы,абсолютные истины, не подлежащие ни сомнению, ни критике. Миллионы христиан нашей планеты разделяют эту веру, но... из той жесамой Библии выводят несколько сотен вариантов вероучения и вероисповедания.Второй же источник признаваемого Вами богооткровения - учение церкви - однисчитают приемлемым только частью (англикане), Другие значительно шире(католики, чем это приемлете Вы, третьи - не приемлют вообще (протестанты исектанты). Многие миллионы людей вообще не считают Библию и церковь за источникбогооткровения, а почитают иные "священные писания" (Коран для магометан,священные книги буддистов и т. п.), веруют, кто в одного, кто во многихбогов. Но все считают, что именно их вера "богооткровенная", истинная,"православная", то есть правильно славящая бога. Православие, исповедуемое Вами, которое прежде исповедовал и я, в этомразнобое вер и исповеданий является выражением взглядов только крайненезначительной части человеческого рода. Если вглядеться в глубь истории, то и там мы обнаружим собрание вер иучений, гордо провозглашавших себя пришедшими от бога или богов - якобыединственных и вечных. Где сейчас гордые боги Египта, Вавилонии, Греции,Рима? Почему так пестра, изменчива в веках эта провозглашаемая религиямивечность? Вы скажете - то были религии "естественные", порожденные в родечеловеческом страхом и невежеством, когда люди из-за действия в них грехазабыли истинное богопознание. А христианство, вытекающее из библейскогооткровения "избранному" еврейскому народу, стоит особняком и не может бытьприравнено к этим "естественным" религиям. Позвольте остановиться и на этом тезисе. Вы знаете, что существуеттакая формула соотношения двух частей признаваемого христианством "словабожия" - Библии: "Новый (завет. - А. О.) в Ветхом сокрыт, Ветхий в Новом раскрыт". БезВетхого завета нельзя ни понять мало-мальски логически, ни усвоить Новогозавета. Зачем, скажем, было бы Христу "искупать" грех рода людского, о чемговорится в Новом завете, если бы не было рассказа о грехопадении человека вВетхом завете, и т. д. Я, как Вам известно, библеист и половину своей жизни посвятил изучениюкак раз первой части Библии - Ветхого завета. И вот я знаю, и Вы сами можетепроверить по тексту каждое мое слово, такие, к примеру, факты. Церковь и православные христиане исповедуют и веруют, что первоеоткровение об "истинном единобожии" было дано Аврааму в XVIII веке до н. э.Религия Ветхого завета, "ветхозаветная церковь", была создана по откровениюМоисеем в XV - XIV веках. А научное исследование текста самой Библиипоказывает, что еще в Х веке до н. э. один из величайших, по учению церкви,пророков и учителей этой "ветхозаветной церкви", творец псалмов ипеснопений, которыми и Вы славите бога, - царь Давид имел дома идолов. Самон да и члены его семьи молились в местах, отнюдь не благословляемых якобыоткрытым Моисею на Синае законом. Давид поступал так, что по этому законуего следовало бы предать смертной казни. При этом я разумею не его известныйгрех с чужой женой, а события, о которых соответствующие книги Библииговорят без осуждения и в самом положительном смысле. И Вам и.мне известны в Библии три варианта так называемых "Десятизаповедей", являющихся фундаментом моисеевского "богооткровенного"законодательства (см. библейские книги: Исход 20, 1-17; 34, 12-26;Второзаконие 5, 6-21). Вы знаете, что если первый и третий из указанных вариантов разнятсямежду собою только в отдельных частностях, то между ними и вторым вариантомлежит непреодолимая пропасть. Три четверти заповедей в них абсолютно разные.Один вариант учит принципам морали, а другой дает ряд магических, колдовскихпредписаний. Высокочтимый у православных греческий перевод Библии III века до н. э.так называемая Септуагинта, дает приведенные варианты со всеми добавлениямии тем самым создает четвертый вариант непреложного, "единого", истинного инеизменного "божественного откровения". Наконец, известен и пятый вариант "Десяти заповедей" - их обработка,сокращение и переделка, принятые церковью в катихизисе, молитвенниках,догматическом богословии. За которым из этих пяти вариантов стоит вечность?А ведь некоторые из них разнятся отнюдь не в пустяках. По учению церкви сатана - это падший сотворенный богом дух, противник ивраг божий. В Библии же говорится, что он являлся искушать и мучитьпрогневившего бога царя Саула, как "злой дух от господа" (I книга Царств,гл. 16, ст. 14). Пророк Михей объявляет царям Иосафату Иудейскому и АхавуИзраильскому "слово господне", в котором описывает, как бог, царь небесный,поссорился с Ахавом Израильским. Подобно земном царям бог собирает в тронномзале на небесах "военный совет" из ангелов, служебных духов, своего родабоярскую думу. Пророк так и описывает: "Я видел господа, сидящего на престоле своем, ивсе воинство небесное стояло при нем, по правую и левую руку его". Заметьте,бог, которого церковь провозглашает бесконечным и вездесущим, вполнелокализованно сидит на определенном месте. Бога, о котором в 1-м послании апостола Иоанна Богослова говорится, чтоего "никто никогда не видел" (гл. 4, ст. 12), узрел во всех подробностяхнебесного церемониала "военного совета" земной человек, пророк Михей. Неправда ли, противоречия для непреложного, святым духом продиктованногооткровения довольно-таки знаменательные, заставляющие задуматься надавторитетом и всеведением или разумностью этого "святого духа". Дальше идет текст еще удивительнее. Бог, которого церковь провозглашаетвысшим разумом и всеведущим, подобно земному царьку, боящемуся попастьвпросак в затеваемой им же самим провокации против соседа, советуется сосвоими подчиненными. "И сказал господь: кто склонил бы Ахава, чтоб он пошели пал в Рамофе Галаадском. И один говорил так, другой говорил иначе".Чудесная картинка! В божественном совете ангельском идут прения, намечаетсяразнобой во мнениях, бог-всевидец растерянно выслушивает противоречивыепредложения своих подчиненных. Речь на совете идет о том, чтобы предложить богу, о котором "святыеотцы" православия и церковь утверждают, что он "не сотворил зла" и не можетбыть источником зла, такой план, с помощью которого можно было быспровоцировать царя Ахава на безрассудный поход и поставить его под удар,добиться его смерти. Всемогущий бог должен выискивать способы осуществить свои намерения.Всеблагий и всесвятый податель всяческого добра обсуждает со своими ангеламинаиболее верные пути убийства сотворенного им же человека. Да еще такимспособом, как война, где в кровавых столкновениях будут истреблены тысячиуже совсем ни перед кем, даже перед самим богом, не виновных людей! Кто же выручает бога в его затруднениях? Сатана! Он оказываетсянаиболее умным среди всех советников всеведущего бога. И даже дальновиднеесамого бога, судя по Библии, судя по "слову господню", объявленномупророком: "И выступил один дух, стал перед лицом господа и сказал: я склонюего". У сатаны свой план. Бог (это всеведущий-то!) не знает, не понимаетеще, в чем этот план. "И сказал ему господь: чем? (склонишь. - Л. О.). Онсказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах пророков его". А поЕвангелию отец лжи - это сам диавол (Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 44).Следовательно, в роли умнейшего советника, помогающего богу, которогоапостол Иоанн Богослов называет любовью ("Бог - есть любовь!" - см. Iпослание апостола Иоанна Богослова, гл. 4, ст. 8), продумать и осуществитьпреступную провокацию, выступает именно сатана. Бог с радостью, со вздохом облегчения принимает его предложение."Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это: пойди и сделай так".Святейший, всеблагой бог любви и милосердия, как учит церковь вдогматическом богословии, которое вы преподаете, Георгий Павлович,санкционирует сатанинский план лжи, обмана, завлечения в ловушку иуничтожения ненавистного богу любви человека. Михей кончает свое откровение, свое пророчество так: "И вот теперьпопустил господь духа лживого в уста всех пророков твоих (речь обращена кцарю Аха-ву. - А. О.), но господь изрек о тебе недоброе". Значит, бог можетбыть источником зла, Георгий Павлович?.. Проверьте мои слова по Библии (см.III книгу Царств, гл. 22). Где же вечная истина? В учении Библии - словабожия или в учении церкви - представительницы бога на земле? Я, Георгий Павлович, мог бы превратить, приводя подобные примеры,настоящее письмо в целую книгу. Но думаю, что достаточно и этих трехиллюстраций. Вот что можно прочитать на страницах "слова божия", "богооткровенногописания", на котором Вы и другие честные, но верующие люди строите своиубеждения. Такова "добротность" тех камней, на которых покоится зданиеисповедуемой Вами вечности. Какую же вечность предпочел избрать я после долгих лет поисков имучительных сомнений, во время которых пытался, подобно Вам, отстаиватьперед самим собою и собственным разумом дорогие Вам, а некогда дорогие и мне"истины веры"? Я избрал вечность реального, материального, ненадуманного,существующего вокруг нас и в нас мира, а не кажущуюся вечность "мирадуховного", покоящуюся на зыбких основах древних, полных внутреннихпротиворечий и взаимообличений "священного писания" и "священного предания"церкви. Мир этот многообразен, сложен, вечно меняются происходящие в немпроцессы и вечно незыблемы основные его положения. При исследовании ипознании этого мира ученым не только не нужна, а просто вредна религиозная"гипотеза бога" (Лаплас). В своем бесконечном многообразии мир заключает в себе бесчисленноеколичество других миров и жизней на них, так что Христу не хватило бы его"божественной" вечности, чтобы всех их "искупить". Человеческой личности вэтом мире предоставлена высочайшая радость познания и творчества. Человекраздвигает до бесконечности границы знания, ловит свет гигантских звезд ипроникает в недра строения вещества, размер частиц которого, по их ничтожноймалости, не может быть без сложных научных исследований ни представлен, ниобъят сознанием. В тяжкую военную зиму 1941/42 года на нарах казармы-времянки, под войуральских буранов я прочел взятую в библиотечке-передвижке научно-популярнуюкнигу по геологии "Следы на камне" Л. Савельева, под научной редакциейакадемика В. А. Обручева. Мне тогда так понравилось образное описание этойреальной вечности и места в ней человека, что я постарался разыскать иприобрести экземпляр книги для себя лично. Позвольте мне привести из нееодин отрывок, чтобы яснее показать - во имя какой сияющей вечности я ушел измира, где мы столько лет были бок о бок, рядом друг с другом. Автор книги "Следы на камне", подводя итог всему рассказанному,уподобляет для простоты основные периоды становления и развития нашейпланеты и жизни на ней шести годам, а затем говорит: "Новый год (у автора -седьмой! - Л. О.) - это год быстрого развития млекопитающих, особенночеловека. Вся протекшая пока история человеческого рода умещается вкрохотный отрезок этого геологического года. Да, если мерить время геологическими годами, то можно сказать:человеческий род существует пока еще очень недолго, приблизительно долюгеологического года - один геологический день. Вот чему учит геология. И, мне кажется, она учит нас, людей,скромности. Так же как астрономия показывает, что наше жилище - Земля - только одноиз бесчисленных небесных тел, космическая пылинка, так же геологияпоказывает, что наша человеческая история только один геологический день изпротекших уже нескольких тысяч таких дней - капля времени. А история жизни на Земле показывает, что человеческий род - только одиниз ростков одной из веток дерева жизни, а таких ветвей на дереве жизнибесчисленное множество. Геология учит нас скромности. И вместе с тем она, так же какастрономия, учит нас гордости. Бесчисленное количество звезд на небе, и Земля по сравнению с ними -пылинка; что же мы по сравнению со звездой? Но мы сумели построить приборы,которыми уловили их зыбкий свет и сфотографировали его, сумели по этомудалекому свету догадаться о строении звезд, узнать, из каких веществ онисостоят. Невероятно огромна Вселенная по сравнению с человеком, и все же мыпоняли ее порядок. Невероятно мал срок человеческой жизни по сравнению с историей Земли;наш век действительно напоминает век бабочки-однодневки, нет, он дажеменьше: если история всего человеческого рода занимает только одингеологический день, то чему же равен срок жизни каждого человека?! Несколькогеологических секунд... А все существование геологии как науки - науки об истории Земли -укладывается в половину геологической минуты. И вот, оказывается, за эти полминуты мы сумели проникнуть в тайныЗемли, восстановить всю ее сложную и длинную историю. Мы - только одна из бесчисленных веточек Дерева жизни на Земле; норазве какие-нибудь другие животные могут сравниться с нами! По строению тела мы очень похожи на обезьян, и мы действительно ихродственники, как бы двоюродные братья. Но посмотрите, как непохожа нашажизнь на жизнь наших двоюродных братьев. Мы строим города, перекидываемчерез широкие реки мосты, пробуравливаем, как иглой, горы, разрезаем точнобритвой материки; мы глядим в телескоп и видим самые далекие звезды; глядимв микроскоп и видим самые крохотные бактерии; мы дирижируем электро- ирадиоволнами; мы научились летать. Всего этого мы достигли за ничтожно короткий срок. И впереди у нас нетпредела. А наши двоюродные братья и сейчас кувыркаются на деревьях и ищут зубамиблох, совсем как сотни тысяч лет назад. Один астроном приводил, помнится, такое сравнение: если время,протекшее за всю человеческую историю, обозначить толщиной почтовой марки,то время, которое людям еще предстоит прожить на Земле, прежде чем Землюпостигнет какая-нибудь катастрофа, - время это придется обозначить высотойогромной башни. Сравните почтовую марку и башню, и тем самым вы сравните наше прошлое инаше будущее на Земле. Но за этим будущим последует еще, конечно новое,трудно представимое будущее, потому что люди через сотни миллионов летбудут, надо полагать, так могущественны, что гибель Земли не окажетсягибелью для них; они, например, смогут переселиться на другие планеты". Вот соотношение вечности мира и мига человеческой жизни, в которые яверю и которые приемлю. Такой миг жизни меня устраивает. Ибо еще древниймудрец Аристотель сказал, что человек - животное социальное. И еслиотдельный человек - ничто, то коллектив - это могущество. Если человек -искорка, то когда люди вместе - это великий огонь, освещающий ипреображающий мир, в котором мы живем. Особенно могуч и светел мир нашегосоветского общества. Осознав это, я не мог не поторопиться включиться в движение вперед, кполноте знания в области разума, к правильной сознательной жизни, то есть ккоммунизму, строительство которого происходит в мире перед моими прозревшимиглазами. Ибо посторонним свидетелем, созерцателем истории я оставаться немог, не хотел... Таковы различия в понимании нами вечности. В понимании Вашемединственной реальностью во Вселенной является бог, якобы ее "творец ипромыслитель". В моем - это сама Вселенная, частью которой являемся и мы сВами. Из всего сказанного явствует и то, могу ли я бояться, что моя "душавечно будет мучиться без Христа, Победителя смерти духовной и ада".Противоречия между церковным учением о боге - победителе ада и боге,использующем сатану и его "бесов" для осуществления своих часто весьмамелочных и низменных планов, я уже отмечал. Так что не меня, библеиста,пугать этой химерой. По той же причине я не боюсь, что моя "душа" не получит"в вечности облегчения" или я, как отрекшийся от Христа, буду "отвержен предОтцом небесным". Я сам отверг и Христа и его отца, поняв их абсолютноенебытие и глубокую противоречивость тех оснований, на которых строится верав них... Вам, с вашими воззрениями, будет очень трудно понять меня и, очевидно,еще труднее, если не немыслимо, согласиться со мною. Мы смотрим теперь наодни и те же вещи по-разному, с диаметрально противоположных точек зрения. О "хуле" против бога и о личном опыте богопознания. О "чудесах" и"бесноватых" Вы пишете мне, Георгий Павлович: "Везде можно жить честно, но бога нехулите". Нет, я не хулю бога. Хулить, бранить, оскорблять можно того, ктосуществует. Я не верю в существование бога. Работа над Библией, которая, поВашему мнений, открывает миру бога, показала мне, что эта книга - продуктчеловеческих дум, человеческого невежества, суеверий и заблуждений и потомуявляется не голосом неба земле и людям, а только фантазией людей об этомнебе, причем фантазией тех времен, когда люди не способны были еще во многомразбираться. Мало этого. Я отчетливо сознаю, что и Библия и ее учение о боге давноприняты на вооружение и используются теми, кто обрел в религии узду, способусмирения и подчинения эксплуатируемых и угнетенных трудящихся народныхмасс. И мне, когда я пишу эти строки, хочется повторить Вам проникновенныеслова, сказанные некогда А. И. Герценом: "Религия... это - только крепкаяузда для масс, самое страшное пугало для простаков, высокая ширма, котораямешает народу ясно видеть то, что происходит на земле, заставляя еговозводить взор к небесам". Бога для меня нет, как нет бабы-яги, леших и русалок, как нетдеда-мороза и снегурочки, как нет всего пестрого мира детских сказок. Хотясказки сами по себе очень красивы и очень приятны. С ними иногда сравнивают,правда условно, отнюдь не безобидные и не безвредные религиозныепредставления детства всего человеческого рода. Сказки порой до некоторойстепени нравоучительны, ибо вобрали в себя моральный опыт и общие принципычеловеческого общежития, познанные людьми на путях их историческогоразвития... При всем этом - это только сказки, правда, выросшие на реальной,земной основе, но искаженной неправильным пониманием и толкованием. Поэтому, повторяю, я не хулю бога. Не может быть хулы в отношении того,чего нет. Хулить можно то, что не нравится, что ненавидишь или не любишь, нообязательно то, что есть. Ничто, пустоту ни любить, ни ненавидетьневозможно. Предвижу Ваше серьезное возражение о том, что, помимо отвергаемых мноюсвидетельств о боге и мире духовном "священного писания" и "священногопредания" церкви, есть еще опыт внутреннего человеческого богопознания,богоощущения. Выражается это якобы в том, что люди нередко чувствуют на себесамих, в своей жизни и практике прикосновение к ним "мира духовного".Верующие будто бы видят на самих себе и в себе "чудесные", "пророческие","вещие", "промыслительные" действия бога, его "ангелов-хранителей" и "святыхугодников". Приводятся часто примеры исполнения молитв, вещих снов, чудесныхисцелений, помощи свыше. Не случалось ли Вам, Георгий Павлович, с жалостью и состраданиембеседовать с людьми, которые, по невежеству или из-за дурного воспитания,влияния окружающих, внушения ложных авторитетов, находясь в плену грубопревратных представлений, исповедовали убеждения, религиозные взгляды,которые и Вам, верующему православному христианину, казались дикими инелепыми?! Таковы, например, скопцы, хлысты, бегунцы, дыромоляи или подобныеим раскольники и сектанты. Вы, конечно, читали замечательный роман знатока русского раскола исектантства П. И. Мельникова-Печерского "На горах" и помните, как затянули всвою страшную секту хорошую русскую девушку Дуню Смолокурову "божий люди" -хлысты. Как вам, наверное, известно, этот образ был списан с натуры.Писатель глубоко и правдиво показал процесс обработки и совращения душичеловеческой, жадно тянувшейся к познанию окружающих нас тайн, но невооруженной реальным знанием, а воспитанной в слепой вере в бытиепотустороннего "духовного мира". Но задумывались ли Вы, Георгий Павлович, над тем, что в болеесглаженной и потому менее бьющей в глаза форме такое же исступленное исканиечуда и общения с миром "неведомым" происходит в душе каждого верующегочеловека? Верующие самовнушают себе это общение, самогипнотизируют себя,пользуясь материалами, предоставляемыми им церковью в молитвах,богослужениях, обрядах и таинствах. Более слабые при этом доходят доисступления и галлюцинаций и служат затем для церкви надежным"доказательством" реальности "богообщения" и "облагодатствования". Вы знаете, конечно, что психике человеческой свойственно, в порядкенервной самозащиты, выталкивать из памяти и сознания все дурное, неудачное,скверное для нас и бережно хранить все удачное, радовавшее, ободрявшее нас.Недаром говорится, что "время - лучший врач горя и печали" или "что прошло,то стало мило", "все лучшим кажется вдали". А какой-то восточный мудрец, помнится, сказал, что жизнь подобна клумбероз. Когда мы соприкасаемся с ее событиями, нас так колют ее шипы, что мыпорой больше думаем, как бы от них избавиться, чем о красоте и аромате самихцветов. Но стоит нам отойти от них (а в жизни такой отход создаетбыстротекущее время), как шипы становятся незаметными, и перед нашимвосхищенным взором колышутся под ветерком только прекрасные розы, рождающиеволны пьянящего аромата. Не правда ли, какая правильная и глубокая мысль? Приходило ли Вам когда-либо в голову, что рядовые, не расположенные,казалось бы, ни к какой психопатии верующие люди именно в силу этогосвойства нашей психики не замечают и не помнят сотен и тысяч случаев, когдаих молитвы и прошения к богу оказывались "неуслышанными" и тщетными. Но затобережно хранят как личное, ободряющее их домашнее чудо, как "нечаяннуюрадость", каждое редкое случайное совпадение, когда в их жизни вдруг однаждыпроисходит то, чего они так просили в молитве. То же самое происходит и со сновидениями. Тысячи снов люди забывают,как вздорные сочетания элементов переживаний и впечатлений, житейскихвстреч, забот и травм, возникающие в нашем мозгу во время приторможенностиконтролирующей деятельности сознания ночью. А отдельные случайные совпадениясна и последующих событий, истолкованные аллегорически, иносказательно,верующие затем хранят в памяти. В соответствии с наставлениями и практикойрелигии и "священного писания" они видят в этом доказательства реальности"вещих снов", "откровения" неба человеку в сонном, таинственном и менеепонятном, чем явь, для человека состоянии... Ведь именно на таких и многих других, не менее "реальных" явлениях итолкованиях строится вся пресловутая теория "непосредственного"богопознания, вся реальность "облагодатствования" нашей жизни. Что интересно и поразительно! Психически больных мы в наш век, незадумываясь ни на минуту, отправляем на излечение в психиатрическиебольницы. Там их лечат чисто физическими, вполне реальными, научнымиметодами воздействия: лекарствами, процедурами, внушением, сном и т. п.Многих вылечивают. Психика оказывается, таким образом, связанной сфизическим миром человека, является продуктом его наиболее утонченной, нотоже реально-материальной части. А во времена, когда якобы жил и учил Христос, и веками до и после этоголюди считали психические заболевания одержимостью, "бесноватостью". Об этомговорит принимаемое Вами за истину Евангелие, говорят жития "святыхугодников", которых Вы поминаете в своих молитвах. Задумывались ли Вы,Георгий Павлович, над тем, что современная медицина своей практикойдоказывает нелепость веры в то, что несчастных психически больных "одержали"и мучали "бесы", "злые духи"? Поскольку же Христос верил в существование бесов, изгонял их, то этимсамым доказывается явно не божественное сознание и разум самого Христа.Таким образом, Христос или те, кто составлял Евангелие и приписал Христу всеего "чудеса", являются земными людьми древности со всей примитивностью иневежеством взглядов той эпохи. Я должен отметить, что не отрицаю самой возможности исцелений деятелямицеркви некоторых таких бесноватых - психических больных и даже страдающихдругими недугами, вплоть до возвращения потерянного зрения. Люди, которыхприводили или которые приходили сами к "святым угодникам", их 'мощам,"святым" источникам, "чудотворным" иконам и т. п., верили в возможностьчуда. Тем самым их психика была уже подготовлена к свершению такого "чуда".А многие болезни - большинство психических, некоторые формы слепоты,параличей и т. п., как известно, вызываются не патологическими необратимымиизменениями в человеческом организме, а различными нервными шоками и такназываемыми торможениями, учение о которых детально разработал И. П. Павлови последователи его школы. Эти больные в состоянии экстаза и исступления фанатизма испытываютнервные потрясения, растормаживающие их нервную систему, что и приводит внекоторых случаях к частичному, а реже - к полному, постоянному иливременному излечению от мучивших их болезней. Церковь широко использует подобные случаи для укрепления веры вподлинность провозглашаемого ею невидимого мира. Одни деятели церквибессознательно, фанатически следуют перенятому и выработанному на протяжениивеков методу психической обработки верующих. А некоторые сознательноиспользуют психофизические особенности человека и малоизвестные широкиммассам законы психической жизни. Выдают же их за действие "внеземных","непостижимых", "надмирных" проявлений божьего милосердия, якобы исцеляющеговопреки земным законам медицины и психики. У одних это, повторяю,бессознательный обман надежд, у других - сознательная игра на людскихсуевериях. Выдающийся русский ученый профессор В. М. Бехтерев в своей книге"Внушение и его роль в общественной жизни" приводит примеры таких жеисцелений обычными, отнюдь не "святыми" врачами, без помощи молитв,"святынь" и обрядов, когда люди, страдающие болезнями с психопатологическойосновой, приходили к этим врачам с верой в их силы, возможности - иизлечивались. Так что личное богоощущение и богопознание не выдерживает критикиздравого смысла и научных исследований. Вот теперь и судите, так ли"преступно и неумно" с моей стороны отвергнуть веру и устремиться в мирзнаний, науки и реальности?.. Несчастье ли потерять веру? Смеет ли понявший пустоту религии молчатьоб этом? Вы пишите: "Если потерялась вера, это не заслуга, а горе, несчастье".Конечно же, это не заслуга. Но и не горе или несчастье, а великая радостьобретения реальности и правды жизни. Если б я только мог Вам передать, какое светлое чувство целостности,какое бодрящее ощущение свободы и раскрепощения наполняют сейчас все моесущество! Как приятно после бурь раздвоенности, после тяжелых лет борьбымотивов, проверки, взвешивания и отбрасывания давивших на сознаниеавторитетов смотреть честно и смело в глаза людям, приобщиться к широкому ипрекрасному миру науки и созидания, прогресса человеческого. Словами,пожалуй, и не передашь. Это надо почувствовать на себе самом. Не будет преувеличением, если скажу, что за все годы своегосознательного существования я впервые почувствовал себя человеком в полномсмысле этого большого и прекрасного слова. И каким замечательным смысломосветилось для меня такое примелькавшееся, казалось бы, в нашей жизни,обыденное слово "товарищ". И не потому только, что я получаю десятки теплых, сочувственныхписем... что ощущаю вокруг себя замечательное "чувство локтя", братскую,ненавязчивую, трогательно внимательную человеческую поддержку исолидарность. За все это сердце мое и так преисполнено благодарности к нашимзамечательным советским людям... Но и потому, что приняли меня они не соснисходительностью, не как некоего "блудного сына", а как люди, объединенныевеликой целью, принимают возвращение потерявшегося было в пустынях и насплетениях жизненных дорог и нашедшегося равноправного своего товарища,сочлена и соратника. Могу ли я, познавший радость раскрепощения, пьющий воздух духовнойсвободы, оставаться равнодушным к участи тех, кто живет еще в покинутом мноюмире религиозных, фантастических.представлений! В частности, и к Вашейучасти... В любимом Вами Евангелии один из его писателей подобрал из богатогоопыта древнего человечества неплохое изречение: "Зажегши свечу, не ставят еепод сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет вашперед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела..." (Евангелие от Матфея,гл. 5, ст. 15-16). В моей душе зажегся свет познания правды. С моих глазспала пелена окутывавшего меня тумана религиозных заблуждений. А многиелюди, в том числе и те, кого я сам, по прежнему неведению своему, укреплял инаставлял в вере в этот туман, остаются его бедными, порабощеннымипленниками... Нет, Георгий Павлович, "позор и бесчестье" не падут на мою голову зато, что я начал теперь "выступать публично с антирелигиозной пропагандой, вчастности, в борьбе с христианством". Они падут на мою голову, если я,познав правду и убедившись в том, что до этого времени сеял сорняки ввеликом поле жизни и деятельности человеческой, отойду спокойно в сторону,довольный лично достигнутой целью, а не приложу сил, чтобы помочь жертваммоих заблуждений избавиться от посеянных в их сознании сорняков. Мой долг -приложить силы, чтобы протянуть с любовью и братским расположением рукупомощи тем, кто бродит еще в поисках света или живет, даже не ведая оправде, в сумерках суеверий и предрассудков. Вы пишете, что "мы не смеем выступать против Бога"... Мы обязанысделать это, Георгий Павлович, как только убедились, что его нет, что он -мираж, уводящий людей от полезной деятельности. Не я "попал в сети антирелигиозников и атеистов", - я не карась, а мозги сердце у меня - не рыбьи. А потому и "сбрасывать" мне нечего. Это,наоборот, церковь, истолковывая аллегорически дорогое Вам Евангелие,уподобляет в рассказе 21-й главы Евангелия от Иоанна людей - рыбам, апроповедников религии - рыбакам, ловящим их в свои сети... Не надопереносить символы религии на мир противников религии. Древние говорили: "Erarre humanum est", то есть "Заблуждаться человекусвойственно!" Заблуждался я, заблуждаетесь Вы, заблуждаются многие хорошие,но верующие еще люди. Да, не прям и не прост путь к истине! И не сразудается познание. Но тем больше ответственности ложится на плечи тех, кточто-либо познал и понял. Они должны передать свое понимание другим, кто ещев пути, кто еще ищет или не начинал искать. Во имя человечности, во имявсеобщей солидарности, во имя прогресса и будущего. Иначе "миг" нашей жизниотгорит копотью и не прибавит ни искорки света в пламя человеческогопознания. Вы не правы, Георгий Павлович, когда пишете: "...пощадите,,малых сих",верующих, которым Вы доставите страдания своими антирелигиознымивыступлениями". Ведь и мне самому не без боли далась ломка устоявшихся ипривычных представлений, навыков, взглядов. Но без этого не было бы путивперед. Знаете, как бывает в медицине? У человека аппендицит. Пережитокдревних эпох развития человека - червеобразный отросток слепой кишкивоспаляется. Человеку грозит гибель. Хирург производит операцию, удаляяставший вредным отросток. Операция болезненна, мучительна. Но она сулитжизнь. Отросток отрезать больно. Мы ощущаем его частью своего тела. Своим,привычным, как бы неотъемлемым. Но он на самом деле грозит смертью. Люди,долго не соглашавшиеся на болезненную операцию, гибнут, не решившисьрасстаться с этим опасным для себя придатком... Вот так и в мире идей. Больно, когда у человека стремятся отсечьненужные, оставшиеся в наследство от предшествующих эпох суеверия ипредрассудки. Но только операция, их удаление гарантируют человеку полнотужизни, избавляют от неминуемого духовного умирания. Может ли врач слезливо щадить больного и не оперировать его? Можно лимириться с тем, что "малые сии", не сознавая порой из-за внушенных импредставлений своей собственной пользы, не делают.попыток стать из "малых"в мире заблуждения "большими" в мире светлого человеческого познания. О трудовых путях покидающих мир религии И еще. Вы пишете: "Трудовых путей у нас много. Везде можно житьчестно..." В другом месте: "Карьеру, труд, службу... Вы будете всегдаиметь". И, наконец: "...прошу Вас трудиться на любом поприще жизни..." Если бы я искал карьеры, а не идейного разрешения живших во мнепротиворечий, то не ушел бы из церкви, где мне еще несколько лет назад одиниз видных ее сановников (не буду называть его имени) намекал, что, принявмонашество, я мог бы вскоре стать архимандритом, ректором академии, а затеми епископом, князем церкви. Я отказался от монашества, ибо считал себя тогдауже далеким по духу от этого пути жизни и его требований. Я делал многоошибок на своем пути, но карьеристом не был. Впрочем, очень может быть, чтоВы написали слово "карьера", разумея его не в обидном, а в самом общемсмысле. А вот в отношении обилия трудовых путей, лежащих перед каждым советскимчеловеком, Вы глубоко правы. Так же, как и в отношении того, что всегдаможно жить честно. Жизнь без труда - это прозябание. А трудиться у нас, ксчастью, есть где. Советский человек навсегда избавлен от ига безработицы. В связи с этим мне хочется воспользоваться настоящим открытым письмом исказать следующее: я знаю и из непосредственных встреч и по рассказамдругих, что среди духовенства православной церкви есть люди, которые,подобно мне, переживают тяжкие кризисы сомнений, разочарований, отхода отверы, потери веры. Некоторые из таких искателей правды жизни давно стали напороге. Им остается сделать последний, самый решительный освободительныйшаг. Что им мешает сделать его? Простой страх, соображения - а что будетдальше? Найдут ли они, люди семейные, обремененные детьми, не имеющиегражданской специальности, место и кусок хлеба себе и детям своим в томмире, куда им предстоит шагнуть?.. Что и говорить, опасения законные. Вот им мне и хотелось бы повторить Ваши слова, Георгий Павлович! Конституция Советского государства обеспечивает каждому гражданинуправо на труд. Смею заверить моих бывших собратьев по алтарю, что ни один изних не останется за бортом жизни. Родина-мать даст каждому возможность житьи трудиться. Не стойте же на пороге в ваших тяжких раздумьях - решайтесь...Карьеры никто вам не обещает - карьеристы Родине не нужны. Затрудоустройство, за полноценное членство в советском обществе готов бытьпоручителем каждому, кто честно и идейно порвет с религией. Оглянитесь натех, кто уже совершил свой решающий шаг, - оказались ли они у "разбитогокорыта"?.. Мой ответ Вам, Георгий Павлович, оказался слишком обширным. Поракончать... Последние слова я хотел бы связать с концом Вашего письма ко мне:"А вера придет, равно и прощение". Нет, вера не придет. Я не евангельскаятрость, колеблемая ветром. Слишком дорогой ценой обрел я свое решение.Двадцать пять лет жизни - лучших, самых творческих, невозвратимо ушедших летюности и зрелости отдал я заблуждениям религии, дурману веры. Этого, мнекажется, достаточно, чтобы разобраться в жизни раз и навсегда. Не нуждаюсь я и в прощении несуществующего бога. С меня достаточно, чтоменя простила и приняла моя реально существующая прекрасная и великаяСоветская Родина. Большей радости прощения для меня не может быть и не будетникогда. Мне Вас жалко, Георгий Павлович, хотя Вы во имя веры Вашей и изрекли наменя анафему... Мне мучительно больно, когда я вижу беспомощно запутавшимисяв сетях церкви (мне-то это уподобление позволяет сделать приведенный ужетекст из Евангелия от Иоанна!) таких, как Вы и многие бывшие мои и Вашиученики, - хороших, искренних, Честных, но самообольщенно заблуждающихсялюдей. Какое это было бы счастье, Георгий Павлович, для Вас и для меня, еслибы Вы, познав призрачность чаемых Вами "духовных благ", пережив временнуюмуку сомнений и переоценки всех идолов и богов своего сознания, которым Выпоклоняетесь, нашли, как нашел я, свой путь - освобождения и раскрепощениячеловеческого разума от всех предрассудков... Это было бы для Вас познаниемподлинной и абсолютно неотъемлемой радости. Уважающий Вас Александр Осипов.////////////////пятница, 6 сентября 2013 г.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.