КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Умственное воспитание и умственное развитие. Значение и задачи умственного воспитания. Средства умственного воспитания. 3 страница
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Процесс становления личности и ее нравственной сферы может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается всю жизнь. Но есть азы, без которых человек не может функционировать в обществе. Поэтому обучение азам нужно осуществлять как можно раньше. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Нравственное развитие – 1) процесс положительных качественных изменений личности под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, социальная среда, самовоспитание, личный опыт и др.); 2) достигнутый личностью уровень нравственной воспитанности. Показателем высоко уровня нравственного развития является нравственная направленность, выраженная как система устойчивых, нравственно-ценных мотивов, определяющих отношение личности к труду, обществу, ее жизненные цели и идеалы.
В педагогике выделяется 3 группы задач: 1) формирование нравственного сознания (системы нравственных представлений, понятий, суждений, которые складываются в процессе деятельности и общения. 2) формирование нравственного поведения – оно должно стать привычным для формирующейся личности. Поэтому у детей необходимо формировать готовность к действию, поступку в единстве с нравственными представлениями. Нравственное формирование личности ребенка строится на расширении опыта нравственного поведения, большей его осознанности. 3) формирование нравственных чувств и отношений – в чувства выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. В процессе воспитания нравственные чувства детей становятся более устойчивыми, действенными, начинают выступать в качестве мотивов поведения. Все задачи нравственного воспитания решаются комплексно, в процессе деятельности, в условиях коллективного, совместного образа жизни в детском саду.
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Они берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: Знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты? При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенностей качества и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний. Принципы нравственного воспитания – это основные положения, определяющие содержание, методы и формы организации всей системы нравственного воспитания детей. В них выражаются основные требования к процессу нравственного воспитания. 1. Принцип воспитания детей в коллективе. Полноценное развитие личности и ее нравственное формирование возможно лишь в процессе общения и деятельности в коллективе сверстников. Коллектив является жизненно значимой средой, в которой полностью раскрывается индивидуальность каждой личности, способности и нравственные качества. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности. В нравственном воспитании детей дошкольного возраста этот принцип применяется специфично. Решающее значение имеет совместный образ жизни в группе сверстников, который предполагает совместные игры, занятия и совместное проведение бытовых процессов. Опираясь на данный принцип, педагоги постепенно формируют группу детей как первичный детский коллектив, для которого характерны элементы взаимной заботы и помощи, симпатии, товарищества, взаимной ответственности. 2. Принцип требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Данный принцип требует от воспитателя уважения в воспитанникам, признания их прав на самостоятельность, на собственное мнение, суждение и оценку. Он предполагает и уважение детей друг к другу. Требовательность и уважение органически связаны между собой. Они направлены на воспитание всех сторон личности, на формирование гуманного отношения к людям. Уважение к личности воспитанника означает доверие к его силам и возможностям, проявление доброжелательности, чуткости и отзывчивости, заботы о нем, оказание ему вовремя конкретной практической помощи и моральной поддержки. В каждом необходимо находить ценные положительные качества и опираться на них. Уважение должно сочетаться с разумной требовательностью, которая предусматривает воспитание у детей умения подчиняться, выполнять установленные правила, ставить интересы коллектива выше собственных. 3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Для осуществленияпроцессавоспитания педагог должен хорошо узнать всех детей. 4. Единство и целостность воспитательного процесса. 5. Принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение. 6. Систематичность и последовательность, единство требований к детям в детском саду и семье.
Методы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач и содержания нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей. Приучение к формам общественного поведения. Воспитание поведения начинается с приучения — практической выработки у детей определенных умений, навыков и привычек. Приучение широко применяется в нравственном воспитании детей уже с раннего возраста: малышей приучают к режиму питания, сна, бодрствования, к формам и правилам общения, деятельности. Главный результат приучения — формирование навыков и умений поведения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются в привычные способы поведения. В дошкольном возрасте продолжается процесс приучения детей к коллективному ритму жизни, к организованности, культуре общения и поведения. Приучение предполагает использование упражнений. Упражнение в нравственном поведении обычно включается в общий поток жизненных ситуаций. Чтобы сформировать стойкие привычки к определенным формам поведения в меняющихся условиях социального общения, чтобы можно было обобщать требования к поведению при разных обстоятельствах, упражнения необходимо проводить в различных жизненных ситуациях. Поручение — это специально организованная взрослым ситуация для многократных упражнений в тех или иных формах поведения. Поручения должны быть содержательными, значимыми для детей, открывающими перспективу общественно полезной деятельности. В воспитании детей дошкольного возраста широко используются игровые упражнения. Например, дети «обучают» новую куклу правилам поведения в детском саду. В результате многократных упражнений в различных условиях у детей формируются прочные привычки культурного общения и поведения. Руководство разнообразной деятельностью детей как метод воспитания поведения. Мерилом нравственности являются не слова, а поведение и поступки. Любой вид деятельности — общение, игра, труд, учение — важен для освоения знаний о нормах и правилах поведения и для упражнения в поступках и действиях. Но формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. При этом условии руководство деятельностью становится методом нравственного воспитания. Убеждение рассматривается в педагогике как метод педагогического воздействия на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении. При помощи убеждения воспитатель формирует у детей моральные представления и понятия, руководствуясь которыми дети вырабатывают правильные суждения, оценочные отношения к поступкам людей, к общественным событиям и к самому себе, овладевают моральными нормами и правилами поведения в быту, в обществе, в своем коллективе. На старших этапах возрастного развития убеждение включает нравственное просвещение — сообщение и усвоение политических, философских и нравственных понятий, критическую оценку чуждых и ошибочных идей. Назначение убеждения — выработать у детей, подростков, юношей глубокую убежденность, т. е. уверенность в истинности идей и принципов коммунистической морали и в жизненной необходимости овладения ими. Мерилом сформированности нравственных убеждений является практика поведения личности. Метод убеждения реализуется в разных формах: разъяснение, внушение, этическая беседа, рассказы, диспуты на этические темы, использование положительного примера и т. д. Разъяснение применяется в соответствии с возрастом детей и уровнем развития нравственного сознания. Уже в процессе формирования у детей дошкольного возраста элементарных моральных представлений и понятий о нормах и правилах поведения применяется разъяснение. Воспитатель не только сообщает детям правила поведения, но и разъясняет значение каждого правила, а также необходимость обязательного его выполнения. Постепенно у ребенка формируется представление об общественной значимости его поведения. При разъяснении воспитатель пользуется также указанием: он рассказывает, что нужно делать и как нужно поступать. Разъяснением необходимо сопровождать введение новых правил, требований, чтобы предупредить их нарушение. Разъяснение применяется при осуждении отрицательных действий, поступков детей и при одобрении, поощрении, вызывая у детей положительные переживания и чувства. При разъяснении применяется показ способов и образцов действий и отношений, которыми дети должны овладеть. Особенно это необходимо в дошкольном и младшем школьном возрасте. Разъяснение, указание, показ формируют у детей осознание своего поведения, убежденность, т. е. уверенность в том, что поступать нужно именно так, а не иначе. Внушение используется на всех ступенях возрастного развития детей. Особенно действенное значение этот метод имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте. Впечатлительность детей этих возрастов делает их податливыми к внушению. Применение внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности. Дети со слабой волей особенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они могут быть смелее, добрее, что они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к ним воспитателем, учителем, коллективом. Им советуют, что нужно делать и как надо поступать, чтобы заслужить уважение товарищей. Отдельных детей путем внушения предостерегают от зазнайства, хвастовства, эгоизма. Эффективность применения данного метода зависит от того, насколько воспитатель опирается на жизненный опыт детей. Внушение применяется по отношению к группе сверстников и к отдельным детям с учетом их индивидуальных особенностей (застенчивость, робость, неуверенность, беспомощность). Разъяснение и внушение тесно связаны с приучением к правильному поведению, с упражнением в положительных моральных поступках. Это дает возможность воспитывать устойчивые навыки и привычки нравственного поведения, формировать осознанность и осмысленность всех действий, отношений. Специфическими методами формирования морального сознания являются этические беседы. Это беседа на моральные темы. Функция ее — моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. Большое значение имеет этическая беседа и для развития у детей умения правильно оценивать свое отношение к поступкам товарищей и к своим собственным в соответствии с требованиями морали. В этических беседах в отличие от разъяснения благодаря активным высказываниям, суждениям самих детей и обобщению воспитателя формируется общественное мнение, вырабатывается общий критерий отношения к жизненным явлениям, к событиям общественной жизни. Сопоставляя факты, дети приходят к самостоятельным выводам. Этическая беседа применяется тогда, когда у детей есть определенный запас обобщенных представлений. Источниками для этических бесед в детском являются факты, явления, события в жизни самого детского коллектива, поступки детей, их взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, кинофильмов, спектаклей. К этическим беседам, к их содержанию независимо от возраста участников предъявляются определенные требования: идейная направленность содержания, тесная связь с жизнью данного детского коллектива и с жизнью страны, соответствие содержания и методики проведения беседы возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей, закрепление моральных представлений, понятий, норм, правил в ходе живого обмена мнениями. В детском саду этические беседы проводятся воспитателем с отдельным ребенком и с коллективом детей. Назначение индивидуальной беседы — опираясь на особенности и возможности отдельных детей, на специфику их поступков, «поговорить по душам», оказать воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанника. Коллективные беседы, так же как индивидуальные, должны отличаться конкретностью, четкостью и действенностью. Разъяснение и указание воспитателя, сделанные в ходе беседы, должны отразиться в практической деятельности и поведении детей, в их взаимоотношениях. Пример как метод нравственного воспитания — это воздействие поступков и действий на чувства, сознание и поведение воспитуемого. Непосредственное воздействие может оказать не только личный пример окружающих людей, но и примеры из жизни и деятельности великих людей, героев труда и войны, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей, поэтому облегчают усвоение нравственных привычек и навыков. К тому же дошкольникам свойственна подражательность и эмоциональная отзывчивость, так как для них характерны недостаточный жизненный опыт, ограниченность знаний и конкретность мышления. Применение примера как метода нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям. Дети дошкольного возраста подражают поступкам и поведению детей, которые пользуются у них авторитетом: стараются копировать их действия, манеры и т. д. Сильнейшим воспитательным примером является для детей облик педагога. Пример поведения воспитателя детского сада является эталоном для поведения самих детей. Поощрения и наказания рассматриваются как необходимые в воспитательном процессе средства педагогической коррекции. В сложном процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они приобретают решающее значение. Поощрение и наказание нельзя свести только к этической оценке поведения детей, т. е. к одобрению или осуждению. Не всякое одобрение является поощрением в полном смысле слова и не всякое осуждение является наказанием. Между этической оценкой поведения детей и поощрением или наказанием имеется определенное различие. Одобрение и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников. При поощрении или наказании педагог или детский коллектив принимает решение, которое известным образом выделяет одного воспитанника или группу из общей массы, производит определенное изменение в их правах и обязанностях, во взаимоотношениях с ними. Поощрения применяются в воспитании детей всех возрастов. Чем старше дети, тем за более серьезные достижения в поведении они поощряются. При этом следует идти от поощрений за отдельные положительные поступки и добросовестное выполнение своих обязанностей к поощрениям за устойчивое положительное поведение, за проявление инициативной заботы о коллективе, товарищах, общем успехе. Поощрять надо как отдельных детей, так и целый коллектив. Поощрение отдельных детей целесообразно в том случае, когда в группе (уже с дошкольного возраста), в классе сформировалось под руководством воспитателя и учителя здоровое общественное мнение. При таком подходе к индивидуальному поощрению предупреждается возможность противопоставления отдельных детей коллективу. Поощряя одного ученика или ребенка-дошкольника, воспитатель или учитель выделяет его как пример для того, чтобы и другие поступали так же. Осторожно нужно пользоваться поощрениями по отношению к детям-индивидуалистам, с тенденцией к высокомерию. Частое поощрение таких детей поддерживает их нездоровое самолюбие и самомнение. Коллективы следует поощрять за выполнение каких-нибудь ответственных поручений, общественных работ, за проявление инициативы в общественных делах и др. Важнейшим требованием в применении поощрений, а также наказаний является справедливость и объективность. При соблюдении этих требований оценка воспитателя или учителя встречает одобрение в детском коллективе и является более действенной. Поощрение есть выражение внимания к воспитаннику, оценка его усилий, результатов его работы или поведения. Признание и одобрение коллектива имеют большое воспитательное воздействие, оказывают сильное воздействие на чувства детей, вызывают удовлетворение, радость. Справедливое поощрение повышает веру детей в свои силы, вызывая желание проявить себя с лучшей стороны. Применяя поощрения, необходимо соблюдать меру. При частом использовании их дети привыкают к ним как к обыденному, и в силу этого воспитательная ценность поощрений снижается. Поощрения могут быть выражены средствами морального характера (похвала, одобрение, благодарность) и материального (награда, премирование). Высшая форма награды для школьников — похвальная грамота, золотая или серебряная медаль. В сложном процессе формирования нравственной направленности личности приходится применять и наказание как одно из средств педагогической коррекции поведения детей. Наказание используется в тех случаях, когда отдельный ребенок или группа в целом не выполнили установленных требований, нарушили принятые нормы и правила жизни в коллективе, а характер нарушения требует немедленного воздействия. Наказание оказывает на ребенка глубокое психологическое воздействие, вызывая чувство стыда, огорчения, раскаяния, общее тяжелое эмоциональное состояние. Важно, чтобы в этом чувстве неприятного преобладало недовольство самим собой, осознание того, что своим поведением он вызвал осуждение со стороны товарищей и всего коллектива. Поэтому наказание ребенка — это факт не только в его жизни, но и событие в жизни всего коллектива. Эффективность наказаний находится в прямой зависимости от организованности, идейной направленности, от силы общественного мнения в коллективе. В применении наказаний необходим индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Полученное воспитанником наказание после исправления им своего поведения не может служить поводом для обидных напоминаний и укоров. В семье, в детском саду недопустимы угнетающие человеческое достоинство наказания: обидные клички, грубые слова, стояние в углу. Категорически недопустимы запрещенные в нашей стране телесные наказания, которые озлобляют ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают трусливость. В детском саду можно использовать такие наказания, как лишение ребенка удовольствия или развлечения, временное лишение любимой игрушки или интересной игры, отстранение от желанной роли в игре и т. д. Наказание необходимо сочетать с убеждением.
Содержание нравственного воспитания дошкольников определено программой воспитания в детском саду. Оно включает в себя воспитание любви к Родине, людям, уважения к ним и их труду, начал коллективизма и гуманизма, дисциплинированности и культуры поведения, волевых черт характера и положительных моральных качеств личности. Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя труд, игры, занятия он придает им воспитывающий характер.
Раннее детство – время становления нравственных основ личности. В этот период происходит первое вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. Главная роль в нравственном воспитании детей раннего возраста принадлежит взрослому. Поведение и деятельность ребенка в этот период реализуется либо опосредованно через взрослого, либо в непосредственном сотрудничестве с ним. В течение всего периода взрослый остается центром социального развития ребенка. Он вводит малыша в мир нравственных отношений, организует его деятельность, предъявляет требования к поведению и тем самым создает направленность формирования его личности. Общение со взрослым выступает как основное условие нравственного развития ребенка в этот период. 1-ый год жизни – ответственный период в развитии ребенка. Задачи нравственного воспитания заключаются в том, чтобы: 1) сформировать у ребенка потребность в активном общении со взрослым и на этой основе воспитать положительное эмоциональное отношение и привязанность к близким людям (нежно брать ребенка на руки, напевать ему, улыбаться, ласково разговаривать с ним); 2) пробудить доброжелательный интерес к сверстникам (помещение детей в один манеж, проведение совместных игр); 3) развить способность к подражанию действиям взрослого и пониманию обращенной к ребенку речи; 4) развить способность к пониманию форм выражения запрета и побуждения: «можно», «нельзя»; 5) обеспечить формирование элементарных положительных привычек и предупредить появление отрицательных способов поведения. Необходимыми условиями нравственного воспитания являются: - полноценное развитие ребенка (физическое, нервно-психическое, умственное, речевое); - своевременное и рациональное удовлетворение его жизненных потребностей (соблюдение режима дня, заботливое обращение, правильная организация бодрствования и сна). Вначале второго месяца у ребенка появляется улыбка в ответ на ласковое обращение взрослого. К его концу под влиянием общения вырабатывается комплекс оживления. Он выражается в совокупности разнообразных действий: замирании, улыбке, вокализации и общем двигательном возбуждении. Это свидетельство формирующейся потребности в общении со взрослым как первой социальной потребности. Начиная с 4-ехмесячного возраста комплекс оживления заменяется дифференцированными реакциями более сложного характера и формируются основы привязанности к взрослому. К 6 мес. Непосредственно эмоциональная форма общения постепенно сменяется более сложной, требующей от ребенка новых действий, - общением по поводу предметов. К концу первого года жизни начинает отчетливо выступать потребность ребенка в совместной деятельности со взрослым и формируются элементарные двигательные и эмоциональные реакции на оценочное воздействие взрослого. Постепенно дети начинают понимать, что нельзя обижать других детей, отнимать у них игрушки. Дети начинают узнавать по имени других детей в группе, выполняют простые задания взрослого. Таким образом, ребенок овладевает разными формами в общении со взрослыми и сверстниками, проявляет к ним интерес. Поведение ребенка начинает регулироваться словами одобрения и запрета. На 2-ом году жизни возможности нравственного воспитания расширяются. Важным источником нравственного развития становится общение детей с взрослыми и сверстниками, овладение предметной и элементарной игровой деятельностью. Большое внимание уделяется задачам: 1) воспитания и развития положительных эмоций и чувств детей (любви к родителям и близким, привязанности к воспитателю, симпатии и дружелюбия к сверстникам). На их основе формируется стремление выполнить требования взрослого, заслужить его одобрение, проявить сочувствие к окружающим. 2) формирование элементов нравственного поведения: культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам, привычки слушаться взрослого и выполнять его требования, развития основ самостоятельности, бережного отношения к вещам, игрушкам, предметам. Необходимыми условиями для осуществления задач нравственного воспитания являются: - правильный режим дня; - охрана нервной системы; - поддержание уравновешенного положительного эмоционального состояния; - развитие активности и деятельности; чуткое отношение к ребенку со стороны взрослого. В возрасте от 2 до 3 лет решаются следующие задачи: 1) формировать у детей практический опыт правильного поведения среди сверстников; 2) воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любви к родителям и близким; 3) воспитывать послушание. В этот период у детей формируются элементарные представления об отдельных конкретных хороших и плохих поступках. Они и составляют основу для формирования понимания сущности нравственного поведения. Общий путь овладения ребенком основами нравственного поведения может быть представлен как:
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |