КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды программ
Программы образования и воспитания детей дошкольного возраста. Значение образовательных программ для реализации целей гармоничного развития ребенка. Характеристика современных образовательных программ. Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 году. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 года. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР. В 1978 году в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название Типовой программы и находит свое применение в настоящее время. Типовая программа сыграла свою положительную роль в систематизации содержания, форм и видов деятельности детей дошкольного возраста. С появлением этой программы обеспечивалась преемственность в обучении и воспитании дошкольников различных возрастных групп при подготовке к школе. Коренные политические и экономические изменения, которые произошли в нашем обществе, затронули и систему дошкольного обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается специально разработанными и апробированными программами. Любая программа, рекомендованная Министерством образования РФ к использованию, является государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание учебно-воспитательной деятельности с детьми в дошкольном учреждении и призвана обеспечивать: · Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; · Эмоциональное благополучие каждого ребенка; · Интеллектуальное развитие ребенка; · Создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; · Приобщение детей к общечеловеческим ценностям; · Взаимодействие детей с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Цель, задачи и принципы построения программ. Программа для детского сада содержит необходимый объем знаний и умений во всех областях действительности на уровне представлений и перехода к простейшим понятиям. Она обеспечивает поступательное всестороннее развитие и подготовку к предметному преподаванию в школе, к успешному овладению основами наук. Все программы должны отвечать определенным требованиям: · Каждая программа должна отражать содержание воспитания и обучения и соответствовать Закону РФ «Об образовании». Они должны быть ориентированы и на новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. · Программа должна направлять работников дошкольных учреждений на личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. · Программы должны ориентироваться не только на общечеловеческую культуру, но и на российские культурные традиции. · Программы должны быть направлены на развитие способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками. · Программа должна предусматривать формы организации жизни детей в период пребывания в детском саду. · Каждая программа должна сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возрастных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей на реализацию индивидуального подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья. Под принципом отбора и построения программы понимаются основные положения, которыми руководствуются, осуществляя разработку программы: 1. Принцип связи знаний, умений с жизнью и практикой (Н.К. Крупская). 2. Принцип научности знаний (Я.А. Коменский). 3. Принцип системности знаний (Е.И. Тихеева). 4. Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний. 5. Принцип всесторонности, гармоничности в содержании знаний, умений. 6. Принцип доступности. Любая программа подвергается экспертной оценке, которая осуществляется Федеральным экспертным советом Министерства образования РФ. При положительной оценке программа рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями.
Программы для дошкольных образовательных учреждений могут быть: - комплексными (включают в себя все основные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка); - парциальными (включают одно или несколько направлений развития ребенка); - альтернативными; - вариативными.
В настоящее время, когда мы говорим о разностороннем развитии ребенка, а главным принципом воспитания провозглашаем личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, Типовая программа не может в полной мере отвечать требованиям обучения и воспитания нового поколения. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, недоступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, программа не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для формирования личности ребенка. В связи с этим дошкольные учреждения переходят от использования одной, унифицированной программы к вариативным программам. В условиях вариативности образования, закрепленного в «Законе об образовании РФ», для дошкольных учреждений целый ряд научных коллективов разработали новые варианты программы по дошкольному образованию. Наличие различных программ, отражающих разные варианты и подходы к воспитанию и развитию ребенка, требует внимания при отборе их для использования в практической деятельности дошкольного учреждения. Прежде всего, педагогический коллектив должен быть психологически подготовлен к переходу на одну из программ. А для этого программу необходимо тщательно изучить, подобрать дидактический и методический материал. Переход на новую программу следует начинать с младшей группы. Только в этом случае будет соблюдена определенная преемственность в воспитании и обучении детей и реализованы основные теоретические положения избранной программы. В соответствии с Законом «Об образовании» педагогические коллективы образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, имеют право самостоятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.
ПРОГРАММА «РАДУГА» В 1989 году по заказу Министерства просвещения РСФСР начинается разработка программы «Радуга». Авторский коллектив возглавила кандидат педагогических наук Т.Н. Доронова. В настоящее время программа состоит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет. Цель программы — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения. Формирование знаний, умений, навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребёнка. - создать ребёнку возможность радостно и содержательно прожить эти годы; - обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического); - способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию; - формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру; - приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.). В основу программы положена идея, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте). Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребёнка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения. Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4-5 лет, являются естественным следствием и продолжением принципиальных изменений в деятельности ребёнка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию. Это значит, что до начала действий ребёнок уже знает, что он хочет получить по их окончании — иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата. Дальнейшее развитие целеполагания идёт по линии появления цепочек связанных между собой целей: построить гараж для машины соответствующего размера, построить поезд из стульев, домик из песка и т.д. Ещё одна важная линия развития деятельности — отношение ребёнка к продукту таких целенаправленных действий. Если вначале ребёнок удовлетворён любым результатом, то позднее, на четвёртом году жизни, у него появляются определённые требования к качеству ожидаемого результата. Следующий шаг в становлении целеполагания — способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени, неделями. Это значит, что более общие планы фиксируются ребёнком и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развёртывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности. — физическая культура (самый важный предмет — красный цвет); — игра (положенная в основу программы — оранжевый цвет); — изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с декоративным народным искусством — жёлтый цвет); — конструирование (развитие воображения — зелёный цвет); — занятия музыкальным и пластическим искусствами (формирование эстетических переживаний — голубой цвет); — занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет); — математика (фиолетовый цвет). Тех педагогов, кто захочет работать по программе «Радуга», авторы призывают прежде всего понять, что представляет собой ребёнок данного возраста, любить его за индивидуальность. Разработанная научно-методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточно трудоёмкая, требует высокой культуры организации труда. Поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства. К программе разработан учебно-методический комплекс, помогающий педагогам реализовать данную программу. Программа «Радуга» рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ» В 1994 году выходят основные положения программы «Развитие», разработанные Детским Центром Л.А. Венгера. Программа разработана для всех возрастов дошкольного учреждения и ориентирована на целостное развитии ребёнка и дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития. Авторы подчёркивают, что нельзя переносить в дошкольное учреждение школьные формы обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В основу программы «Развитие», как указывают авторы, заложены два теоретических положения. Первое — это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребёнком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребёнка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребёнка — это амплификация развития, т.е. обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Второе — это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия — это образы, соответствующие сенсорным эталонам — общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения — это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.). Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, примерных планов занятий. Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. Успешная реализация программ требует создания в группе благоприятного психологического климата, тёплого и доброжелательного отношения к детям. В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми. Основная цель программы — развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Специальные исследования показали, что развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в — умении самостоятельно анализировать ситуацию (выявлять наглядные свойства, существенные для решения задач); — развитии децентрации — умения менять свою точку отсчёта как при решении наглядных задач, так и в ситуации общения; — развитии замыслов — умения создавать идею будущего продукта и план её реализации. К программе разработаны психолого-педагогические рекомендации образовательной работы в детском саду. Программа «Развитие» рекомендована к реализации Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «ДЕТСТВО» В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена была разработана программа «Детство». Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Введение ребёнка в окружающий мир осуществляется путём его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребёнка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня. Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребёнка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел «Отношение к самому себе». Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Программа состоит из трёх частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвёртый годы жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни). — характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребёнка; — особенности сферы деятельности (общения, восприятия); — общие задачи воспитания; — представления (ориентации); — практические умения; — уровни освоения умений (низкий, средний, высокий); — методические советы; — рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть; — рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства; — заключение. В помощь воспитателям, работающим по этой программе, подготовлена специальная серия методической литературы — "Библиотека программы «Детство»". В пособии «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией З.А. Михайловой) сформулированы педагогические задачи по основным видам деятельности: природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственному воспитанию и физическому развитию. В кратком изложении представлены задачи и содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Авторы предполагают творческое отношение воспитателя к планированию своей работы.
ПРОГРАММА «ИСТОКИ» Коллективом научных сотрудников центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца разработана программа «Истоки». В 1997 году данная программа рекомендована Московским комитетом по образованию как базисная для дошкольных учреждений в общей системе «Столичное образование». Изображённый символ — «Источник» — означает, что ребёнок и взрослый — оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребёнка. Программа ориентирована на достижение стандарта образования. Стандарт дошкольного уровня образования — это система требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого психологического возраста. Он обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. Программа основана на достижениях отечественной и мировой психологической науки и данных современных исследований развития ребёнка. В основу положена концепция психологического возраста как этапа (стадии) детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий,:— младенческий возраст (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трёх лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий, — младший дошкольный возраст (от трёх до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). В каждом психологическом возрасте есть главная задача — генетическая задача развития. Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. В программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности. В программе поставлены задачи развития ребёнка в процессе деятельности по четырём основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического. Вся программа включает два блока: базис и вариант его реализ0Мии-Базисную часть программы каждого возраста составляют следующий четыре компонента: 1) характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка и его личности (обозначены знаком «солнышко»); 2) задачи развития («цветок»); 3) показатели развития («яблоко»); 4) базисные характеристики личности («детское личико»). К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»). Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы». В программу введены новые разделы, такие, как «Здоровье», «Речь и общение», «Грамота». В приложении даны факультативы: 1) «Обучение второму языку»; 2) «Компьютер в дошкольном учреждений»; 3) «Мир природы в городе и ребёнок». Программа рекомендована Московским комитетом образования.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |