Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По шкалам регрессии




Методика оценки физического развития индивидуума

Вопрос о применении корреляционного анализа в оценке физического развития индивидуума ставился на страницах научной печати ещё в середине 20-х годов. Основной смысл этого метода сводится к выделению в качестве независимого и, следовательно, наиболее важного признака физического развития - длины тела. Вес и груд­ной периметр рассматриваются как производные длины тела. Оба эти показателя увязывается с длиной тела при помощи парной корреляции, хотя в последние годы появляется все больше работ, использующих множественную корреляцию этих показателей физического развития. За мерило изменчивости принимаются: у длины тела - итоговое среднее квадратическое отклонение (d), у веса и окружности, грудной клетки - частное квадратичное отклонение (dR). Получе­ние в процессе регрессионного анализа показателя коэффициента регрессии (Rу/х) позволяет рассчитать для каждой возрастно-половой группы оценочные таблицы физического развития, поскольку коэффициент регрессии определяет пределы изменения веса и окр. грудной клетки при изменении длины тела на I см.

Наиболее дискутабельным на сегодня является вопрос интер­претации полученных показателей физического развития индивиду­ума, поскольку единой оценочной схемы на сегодня нет. Достаточно сказать, что на протяжение последних 10 лет в различных литера­турных источниках предложено около 30 различных вариантов схем оценки физического развития, внедренных на региональных уровнях.

В основу единой схемы оценки физического развития детей и подростков, рекомендованной к использованию на территории Казах­стана приказом Минздрава Каз.ССР № 694 от 6 ноября 1982 года, положен методический подход, использованный НИИ гигиены детей и -подростков МЗ СССР в модификации кафедры гигиены детей и под­ростков Карагандинского медицинского института.

В предлагаемой схеме (рис.3) выделяются 5 степеней физичес­кого развития детей и подростков, причем, I-II-III степени устанав­ливаются из корреляционных соотношений показателей роста, веса и окружности грудной клетки в паузе. IV и V степени физического развития устанавливаются лишь по значениям роста индивидуума, захватывая крайние его варианты: низкий и очень низкий (1 класс и ниже) и очень высокий (выше 5 класса). В остальных вариантах роста (2-3-4-5 классы) ведущим критерием оценки степени и гармо­ничности физического развития служит не выраженность каждого признака (роста, веса, окр. гр. клетки) сама по себе, а степень их взаимосвязи, пропорциональности, обеспечивающей понятие телесной красоты и совершенства. В этом главная отличительная черта шкал регрессии как метода оценки физического развития.

Следует отметить, что метод корреляции (метод шкал регрессии) может быть применен только в условиях нормального распределения коррелируемых признаков, т.е. когда кривая распределения симмет­рична по отношению к средней арифметической величине признака (рис.4а).

В случае нормального распределения количества случаев с меньшими по отношению к медиане (My) показателями (а) равно ко­личеству случаев с большими показателями (б), т.е. а = Б. Как показали исследования, антропометрические признаки, в той числе длина тела, вес, охват груди и др., располагаются по кривым, близким к нормальным (М.В.Игнатьев). Это дает право считать, что связь между ними прямолинейна и использовать метод шкал регрессии.

Хорошее /нормальное/, гармоничное физическое развитие /I степень/ -индивидуумы 2-3-4-5 классов роста, с показателями массы тела и ок­ружности грудной клетки в пределах:

М ± I -I - М + 2

Ухудше н ное, дисгармоничное физическое развитие /II степень/ - инди­видуумы 2-3-4-5 классов роста, с показателями массы тела и окруж­ности грудной клетки, выходящими за пределы I степени на I

Плохое, дисгармоничное физическое развитие /III степень/ - инди­видуумы 2-3-4-5 классов роста, с показателями массы тела и окруж­ности грудной клетки, выходящими за пределы II степени физического развития.

Общая задержка' /отсталость/ физического развития /1У степень/ - ин­дивидуумы с "низким" /I класс/ и "очень низким" /ниже I класса/ ростом, независимо от показателей массы тела и окр.гр.клетки. Опережение в физическом развитии /У степень/ - индивидуумы с "очень высоким" /выше У класса/ ростом, независимо от показателей массы тела и окружности грудной клетки.

Рис.4а. Кривая нормального распределения признаков Рис.4б. Кривая распределения антропометрических признаков у детей.

 

Но такой вывод справедлив лишь в отношении преимущественно взрос­лого населения, что же касается детей, то у них наблюдается правосторонняя асимметрия и плосковершинность кривых распределе­ния зависимых признаков (б а), т.е. количество случаев, пре­вышающих значение медианы, больше, чем отстающих от неё (рис.46).

В этих условиях пользоваться обычными параметрами корреляции было бы рискованно.

Такое развитие зависимостей антропометрических показателей у детей вполне естественно, гак как детский организм, находясь в периоде роста, в разные отрезки времени растет неодинаково (гетерохронно). Если отрезки времени будут значительными, то и различия в процессах роста между начальными и конечными их ста­диями будут большими. Они будут меньше, если взятые отрезки времени будут меньше. В соответствии с этим возникает вопрос, не является ли указанное правостороннее отклонение от нормального распределения признаков у детей результатом несоответствия их биологического и паспортного возрастов? Положительный ответ на этот вопрос дают исследования Д.И.Арон, М.И. Корсунской, М.В. Игнатьева и др.

Для устранения ненормального распределения признаков у детей дошкольного возраста необходимо уменьшить их возрастные диапазоны стандарта и разработку морфологических признаков про­водить,не по годичному, а по более дробному интервалу. Учитывая, что чем моложе детский организм, тем интенсивность протекания в нем процессов роста и развития выше, дробность возрастных интервалов стандарта физического развития у детей до I года уста­навливается в I мес, от I года до 3-х лет - 3 месяца, от 3-х до 7 лет - 6 месяцев, у школьников - I год.

"Сглаживание" ассиметрии у школьников достигается расшире­нием оптимальных границ веса и окружности груди до Му +2 dR.

Предложенную нами оценочную схему (рис.3) отличает также использование общежитейских градаций' физического развития (хорошее, ухудшенное, плохое), вместо ранее принятых категорий (среднее, выше и ниже среднего, высокое, низкое).

Для оценки физического развития нами предложена более удоб­ная и простая в работе форма оценочной таблицы (табл.3), сводя­щая действия исследователя до автоматизма. Это позволило закре­пить положение о необходимости не только исследования, но и оценки физического развития медсестрой детского учреждения.

При оценке физического развития поочередно выставляют сте­пень физического развития для соотношения длины и массы тела, затем длины и окружности грудной клетки, а затем выводят общую оценку по худшему оценочному показателю.

II-III степень физического развития индивидуума может быть обусловлена опережением или отставанием значений веса и окруж­ности грудной клетки по отношению к данным стандарта. В итоговом символе, обозначающем степень физического развития, отставание или опережение веса обозначается знаком "-" или." + " перед цифрой символа (+II; +III), а отставание или опережение окружности грудной клетки - такими же знаками после цифры символа (II+ III+).

Если вес и окружность грудной клетки находятся в противопо­ложных по знаку оценочных группах (один показатель отстает, дру­гой - превышает значение нормы), физическое развитие оценивается как атипичное или резко дисгармоничное.

Дисгармоничность - это несоответствие стандарту одного из антропометрических показателей, поэтому физическое развитие II и III степени всегда дисгармонично. Однако, даже при дисгармоничном физическом развитии может сохраняться пропорциональность между антропометрическими показателями. Поэтому дисгармоничность и диспропорциональность не являются синонимами,

Пример оценки ФР. Тыныштыкпаев Олег, 5,5 лет, национальность матери - украинка. Антропометрические показатели: рост - 112 см, вес - 16,4 кг, окр.гр.кл. - 50,6 см.

Таблица 3

Оценочная таблица физического развития детей дошкольного возраста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.