КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По шкалам регрессии
Методика оценки физического развития индивидуума Вопрос о применении корреляционного анализа в оценке физического развития индивидуума ставился на страницах научной печати ещё в середине 20-х годов. Основной смысл этого метода сводится к выделению в качестве независимого и, следовательно, наиболее важного признака физического развития - длины тела. Вес и грудной периметр рассматриваются как производные длины тела. Оба эти показателя увязывается с длиной тела при помощи парной корреляции, хотя в последние годы появляется все больше работ, использующих множественную корреляцию этих показателей физического развития. За мерило изменчивости принимаются: у длины тела - итоговое среднее квадратическое отклонение (d), у веса и окружности, грудной клетки - частное квадратичное отклонение (dR). Получение в процессе регрессионного анализа показателя коэффициента регрессии (Rу/х) позволяет рассчитать для каждой возрастно-половой группы оценочные таблицы физического развития, поскольку коэффициент регрессии определяет пределы изменения веса и окр. грудной клетки при изменении длины тела на I см. Наиболее дискутабельным на сегодня является вопрос интерпретации полученных показателей физического развития индивидуума, поскольку единой оценочной схемы на сегодня нет. Достаточно сказать, что на протяжение последних 10 лет в различных литературных источниках предложено около 30 различных вариантов схем оценки физического развития, внедренных на региональных уровнях. В основу единой схемы оценки физического развития детей и подростков, рекомендованной к использованию на территории Казахстана приказом Минздрава Каз.ССР № 694 от 6 ноября 1982 года, положен методический подход, использованный НИИ гигиены детей и -подростков МЗ СССР в модификации кафедры гигиены детей и подростков Карагандинского медицинского института. В предлагаемой схеме (рис.3) выделяются 5 степеней физического развития детей и подростков, причем, I-II-III степени устанавливаются из корреляционных соотношений показателей роста, веса и окружности грудной клетки в паузе. IV и V степени физического развития устанавливаются лишь по значениям роста индивидуума, захватывая крайние его варианты: низкий и очень низкий (1 класс и ниже) и очень высокий (выше 5 класса). В остальных вариантах роста (2-3-4-5 классы) ведущим критерием оценки степени и гармоничности физического развития служит не выраженность каждого признака (роста, веса, окр. гр. клетки) сама по себе, а степень их взаимосвязи, пропорциональности, обеспечивающей понятие телесной красоты и совершенства. В этом главная отличительная черта шкал регрессии как метода оценки физического развития. Следует отметить, что метод корреляции (метод шкал регрессии) может быть применен только в условиях нормального распределения коррелируемых признаков, т.е. когда кривая распределения симметрична по отношению к средней арифметической величине признака (рис.4а). В случае нормального распределения количества случаев с меньшими по отношению к медиане (My) показателями (а) равно количеству случаев с большими показателями (б), т.е. а = Б. Как показали исследования, антропометрические признаки, в той числе длина тела, вес, охват груди и др., располагаются по кривым, близким к нормальным (М.В.Игнатьев). Это дает право считать, что связь между ними прямолинейна и использовать метод шкал регрессии. Хорошее /нормальное/, гармоничное физическое развитие /I степень/ -индивидуумы 2-3-4-5 классов роста, с показателями массы тела и окружности грудной клетки в пределах: М ± I -I - М + 2 Ухудше н ное, дисгармоничное физическое развитие /II степень/ - индивидуумы 2-3-4-5 классов роста, с показателями массы тела и окружности грудной клетки, выходящими за пределы I степени на I Плохое, дисгармоничное физическое развитие /III степень/ - индивидуумы 2-3-4-5 классов роста, с показателями массы тела и окружности грудной клетки, выходящими за пределы II степени физического развития. Общая задержка' /отсталость/ физического развития /1У степень/ - индивидуумы с "низким" /I класс/ и "очень низким" /ниже I класса/ ростом, независимо от показателей массы тела и окр.гр.клетки. Опережение в физическом развитии /У степень/ - индивидуумы с "очень высоким" /выше У класса/ ростом, независимо от показателей массы тела и окружности грудной клетки.
Но такой вывод справедлив лишь в отношении преимущественно взрослого населения, что же касается детей, то у них наблюдается правосторонняя асимметрия и плосковершинность кривых распределения зависимых признаков (б а), т.е. количество случаев, превышающих значение медианы, больше, чем отстающих от неё (рис.46). В этих условиях пользоваться обычными параметрами корреляции было бы рискованно. Такое развитие зависимостей антропометрических показателей у детей вполне естественно, гак как детский организм, находясь в периоде роста, в разные отрезки времени растет неодинаково (гетерохронно). Если отрезки времени будут значительными, то и различия в процессах роста между начальными и конечными их стадиями будут большими. Они будут меньше, если взятые отрезки времени будут меньше. В соответствии с этим возникает вопрос, не является ли указанное правостороннее отклонение от нормального распределения признаков у детей результатом несоответствия их биологического и паспортного возрастов? Положительный ответ на этот вопрос дают исследования Д.И.Арон, М.И. Корсунской, М.В. Игнатьева и др. Для устранения ненормального распределения признаков у детей дошкольного возраста необходимо уменьшить их возрастные диапазоны стандарта и разработку морфологических признаков проводить,не по годичному, а по более дробному интервалу. Учитывая, что чем моложе детский организм, тем интенсивность протекания в нем процессов роста и развития выше, дробность возрастных интервалов стандарта физического развития у детей до I года устанавливается в I мес, от I года до 3-х лет - 3 месяца, от 3-х до 7 лет - 6 месяцев, у школьников - I год. "Сглаживание" ассиметрии у школьников достигается расширением оптимальных границ веса и окружности груди до Му +2 dR. Предложенную нами оценочную схему (рис.3) отличает также использование общежитейских градаций' физического развития (хорошее, ухудшенное, плохое), вместо ранее принятых категорий (среднее, выше и ниже среднего, высокое, низкое). Для оценки физического развития нами предложена более удобная и простая в работе форма оценочной таблицы (табл.3), сводящая действия исследователя до автоматизма. Это позволило закрепить положение о необходимости не только исследования, но и оценки физического развития медсестрой детского учреждения. При оценке физического развития поочередно выставляют степень физического развития для соотношения длины и массы тела, затем длины и окружности грудной клетки, а затем выводят общую оценку по худшему оценочному показателю. II-III степень физического развития индивидуума может быть обусловлена опережением или отставанием значений веса и окружности грудной клетки по отношению к данным стандарта. В итоговом символе, обозначающем степень физического развития, отставание или опережение веса обозначается знаком "-" или." + " перед цифрой символа (+II; +III), а отставание или опережение окружности грудной клетки - такими же знаками после цифры символа (II+ III+). Если вес и окружность грудной клетки находятся в противоположных по знаку оценочных группах (один показатель отстает, другой - превышает значение нормы), физическое развитие оценивается как атипичное или резко дисгармоничное. Дисгармоничность - это несоответствие стандарту одного из антропометрических показателей, поэтому физическое развитие II и III степени всегда дисгармонично. Однако, даже при дисгармоничном физическом развитии может сохраняться пропорциональность между антропометрическими показателями. Поэтому дисгармоничность и диспропорциональность не являются синонимами, Пример оценки ФР. Тыныштыкпаев Олег, 5,5 лет, национальность матери - украинка. Антропометрические показатели: рост - 112 см, вес - 16,4 кг, окр.гр.кл. - 50,6 см. Таблица 3 Оценочная таблица физического развития детей дошкольного возраста.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |