КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы ее изменения
Конституция Российской Федерации принята путем всенародного референдума 12 декабря 1993 г., вступила в действие 25 декабря 1993 г. В основу новой Конституции были положены принципы[3], выработанные юридической наукой на протяжении длительного периода существования конституционного права, как науки. Таковыми являются: 1) демократизм, полновластие народа; 2) законность; 3) равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод; 4) гуманизм; 5) государственное единство; 6) равноправие и самоопределение народов; 7) разделение властей; 8) идеологическое многообразие, политический плюрализм. Конституция России структурно состоит из следующих элементов:
Конституция РФ различает понятия «пересмотр» и «внесение поправок». Пересмотром является изменение положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, причем они не могут быть пересмотрены Федеральным собранием Российской Федерации. Внесение поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции, что входит в компетенцию российского парламента. Они принимаются в форме специального закона. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России вносятся: · Президент Российской Федерации; · Совет Федерации; · Государственная Дума; · Правительство России; · Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации; · Не менее 1/5 членов Совета Федерации (36 чел.); · Не менее 1/5 депутатов Государственной Думы (90 чел.). Процедура пересмотра глав 1 – Основы Конституционного строя; 2 – Права и свободы человека и гражданина, 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции состоит из следующих стадий: Во-первых, внесение предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9. Во-вторых, поддержка инициативы 3/5 голосов от общего числа членов СФ (107) и депутатов ГД (270). В-третьих, созыв Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституционным законом. В-четвертых, принятие решения Конституционным Собранием: 1) подтвердить неизменность Конституции России, тогда процедура пересмотра заканчивается; 2) разработать новый проект Конституции. В-пятых, Конституционное Собрание 1) принимается квалифицированным большинством в 2/3 от общего числа Конституционного собрания; 2) выносится на всенародное голосование. Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при условии, что в референдуме приняло участие более 50% зарегистрированных избирателей. Таков порядок пересмотра 1, 2 и 9 глав Конституции Российской Федерации. Он призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России. Поправки к главам 3-8 принимаются в следующем порядке: 1) Внесение предложений о поправках в ГД в виде федерального конституционного закона о поправке к Конституции России. Предложение должно содержать в себе либо текст новой статьи, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции. 2) Проект закона о поправке рассматриваются в Комитете ГД, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства. 3) Рассмотрение проекта закона в ГД в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовали не менее 2/3 (300) депутатов ГД. 4) Направление одобренного проекта закона в течении 5 дней в СФ. СФ рассматривает его. Проект считается принятым если за его одобрение проголосовало не менее ¾ (134) от общего числа членов СФ. 5) Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона опубликовывает его для всеобщего сведения и направляет законодательным (представительным) органам субъектов РФ. 6) Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации рассматривают закон в срок, не позднее одного года со дня его принятия. 7) Одобренный законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов Федерации в течение 7 дней направляется Председателем СФ Президенту России для подписания и официального опубликования. Таков порядок изменения и внесения поправок в действующую Конституцию РФ. Совокупность средств (правовых, организационных, информационно-пропагандистских и др.), с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституционных норм, строгое соблюдение режима конституционной законности называется правовой охраной Конституции Российской Федерации. Правовая охрана Конституции Российской Федерации осуществляется с помощью конституционного контроля, т.е. деятельности компетентных государственных органов по проверке, выявлению и устранению несоответствий нормативно-правовых актов Конституции. Контроль за соблюдением Конституции России относится к ведению Российской Федерации. Обеспечение соответствия конституций республик и уставов краев и областей федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. В Конституции РФ четко определены субъекты правовой охраны Конституции. Таковыми являются: 1. Президент Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 80 Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. 2. Федеральное Собрание. К ведению ее палат отнесены вопросы, связанные с реализацией конституционных норм, а также внесения поправок и изменений в действующую Конституцию. 3. Правительство Российской Федерации. Организует исполнение федеральных законов, систематически контролирует их исполнение исполнительными органами власти всех уровней и принимает меры по устранению допущенных нарушений. 4. Органы судебной власти. Контролируют законность выполнения отдельных конституционных функций субъектами иных ветвей власти, защищают права и свободы граждан, конституционный строй России, обеспечивают соответствие актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении применения Конституции и законов, иных нормативных актов. 5. Правоохранительные органы. Охраняют и защищают права и свободы граждан, интересы общества и государства, укрепляют законность и правопорядок. Специальным органом охраны Конституции Российской Федерации является Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента России, СФ ФС РФ, ГД ФС РФ, Правительства России; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров. КС РФ разрешает споры между органами государственной власти, рассматривает жалобы граждан о нарушении их конституционных прав, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Основы конституционного строя Российской Федерации Центральное место в системе конституционного права занимают нормы специфического характера – основы конституционного строя России. Они являются основополагающими началами, составляющими идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Под основами конституционного строя России понимаются главные устои государства, его основные принципы, совокупность норм, объединенных в особый конституционно-правовой институт, призванный обеспечить РФ характер демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. В целом же конституционно-правовой институт Основ конституционного строя выполняет следующие функции: 1) ВОЗДЕЙСТВУЕТ на общественные отношения путем закрепления, установления определенных начал устройства общества и государства; 2) ОПРЕДЕЛЯЮТ сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений; 3) ПРИЗВАНЫ по своей целенаправленности обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства; 4) ЯВЛЯЮТСЯ в преобладающей части по своему виду нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями; 5) УСТАНАВЛИВАЮТСЯ по преимуществу в конституционной форме; 6) АДРЕСОВАНЫ всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам; 7) ИМЕЮТ способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя; НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕСМОТРЕНЫ Федеральным Собранием; имеют особый порядок изменения, предусмотренный ст. 135 Конституции РФ. Принципы, на которых строятся основы конституционного строя России принято классифицировать по трем основным группам:
По содержанию Основы конституционного строя имеют следующие элементы: · демократическое государство; народовластие (ст. 1, 3, 4, 12); · человек, его права и свободы – высшая ценность (ст. 2, 6); · правовое государство (ст. 1); · государственный суверенитет (ст.1, 4); · федерализм (ст. 5); · социальное государство (ст. 7); · многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9); · светское государство (ст. 14); · республиканская форма правления (ст. 1); · целостность и незыблемость основ конституционного строя (ст. 15, 16). Согласно Конституции России: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это имеет основополагающее значение.
Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономную область и 10 автономных округов.
В таком многонациональном государстве, как Россия, федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной, ибо федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности. В нашей стране действует республиканская форма правления. Все граждане России имеют право участвовать в формировании законодательной власти РФ – Федерального Собрания, а также избирать главу государства – Президента РФ. Республиканская форма предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия, наиболее полного и последовательного отстаивания интересов большинства россиян высшими органами власти, сформированными самим населением. Особенности республиканской формы правления в России:
Статья 4, ч. 1 определяет суверенитет Российской Федерации. Суверенитет – это такое свойство, а точнее, состояние власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории (ч. 1 ст. 4)[4]. При этом государственная власть распространяется на всю без исключения территорию РФ: на все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также объекты с государственной символикой России. Никакая другая власть на территории РФ не вправе присваивать себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Это обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение – одной из важнейших его функций. Безопасность Российской Федерации достигается единой государственной политикой в этой области, соответствующими долгосрочными и краткосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Ст. 7 Конституции Российской Федерации определяет, что Россия – социальное государство. Это один из основополагающих принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Экономические основы представляют собой базис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена, распределения и потребления материальных благ. Экономические отношения как правило возникают и развиваются объективно, вместе с тем, общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние. Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются: 1) Отношения собственности (существует две основные формы собственности – частная и публичная, все остальные производные от них); 2) Производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека. Публичная собственность неделима, ее субъектами могут быть государство в целом, его составные части, самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы. От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (ч.3 ст. 214). Частная собственность охраняется законом, что специально подчеркивается в ч.1 ст. 35 Конституции, ее субъектами признаются граждане и юридические лица. Другим важным элементом экономической основы конституционного строя является материальное производство. В основе трудовых отношений лежит право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Большое значение придается также предпринимательской деятельности, свобода которой также гарантирована государством. Светский характер Российского государства означает отсутствие определенной церковной иерархии, стоящей над государственной властью. Он проявляется: ü в гражданском характере правосудия; ü в государственной регистрации актов гражданского состояния; ü в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию; ü в гражданском статусе верующих. В основе светского характера Российской Федерации лежат два основополагающих принципа; 1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конституция устанавливает меру и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу же отметить, что эта мера предоставляет широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений. Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения деятельности, равенстве их прав в общественной и хозяйственной деятельности. Конституцией предусматривается перечень оснований, при наличии которых запрещается создание и деятельность общественных объединений. При регистрации проверяются цели общественного объединения, после регистрации – его действия. И то и другое возложено на Министерство юстиции Российской Федерации и его органы. Они вправе требовать от руководящих органов общественных объединений информирования о принятых решениях, направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях, получать объяснения от членов общественного объединения и других граждан по вопросам, связанным с соблюдением законодательства и устава общественного объединения. Таковы наиболее характерныечерты основ конституционного строя Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |