КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционные права и свободы человека и гражданина
в Российской Федерации
В принятой 12 декабря 1993 года Конституции РФ права и свободы человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя. Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Признавая гражданина субъектом права, государство определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам. Под правовым статусо м человека и гражданина в РФ понимается совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также правовые и иные гарантии их реализации. В Конституции РФ определены основные принципы конституционного статуса человека и гражданина в России.
Конституцией предусмотрены лишь строго определенные случаи ограничения прав и свобод федеральными законами: для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения прав и свобод могут устанавливаться в условиях ЧП в соответствии с ФКЗ. Но и в этом случае, не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20 (каждый имеет право на жизнь), 21 (достоинство личности, не допущение жестокого обращения), ч. 1 ст. 23 (неприкосновенность частной жизни, защита чести и доброго имени), 24 (запрет сбора, хранения и распространения информации о частной жизни лица), 28 (свобода совести, вероисповедания), ч. 1 ст. 34 (свободное использование своих способностей и имущества), ч. 1 ст. 40 (право на жилище), ст. 46-54 (гарантия судебной защиты, право рассмотрения дела в суде, получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, неподсудность повторно, не свидетельствовать против себя и своих родных, защита прав потерпевших от преступлений, возмещение нанесенного вреда, отсутствие у закона, отягчающего вину обратной силы) Конституции. Кроме того, в случаях государственной необходимости возможно принудительное отчуждение имущества лица, но лишь при условии предварительного и равноценного возмещения. Правовое положение иных физических лиц в Российской Федерации. Кроме собственно граждан различают с точки зрения правового положения так же следующие категории физических лиц: - иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих документальное доказательство принадлежности к другому государству; - лиц без гражданства (апатридов), т.е. лиц, не имеющих документов о принадлежности к какому-либо государству; - лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов), т.е. лиц, имеющих наряду с гражданством данного государства гражданство другого государства в соответствии с национальным законом или международными договорами. Их правовой статус определен в ст. 62 Конституции России. В ч. 3 определено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Иностранным гражданам и лицам без гражданства российское государство может предоставить политическое убежище, которое состоит в гарантии безопасности лица на территории Российского государства, в невысылке и невыдаче его стране, где оно будет подвергнуто преследованию, в предоставлении этому лицу основных прав и свобод государства. В России убежище предоставляется лицам, преследуемым в стране своей гражданской принадлежности за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом. Предоставление политического убежища (ст. 63 ч. 1) производится по ходатайству заинтересованного лица указом Президента Российской Федерации. Это означает обязанность государственных органов не выдавать лиц, которым оно предоставлено, преследуемых за политические убеждения и за действия, не признаваемые в России преступлением. Вопрос утраты политического убежища решается Президентом РФ на основании предложений Комиссии по вопросам гражданства, по представлению Федеральной миграционной службы, на основании заключения МИД, МВД и ФСБ. Кроме того, в правой практике регулируется и правовой статус таких категорий лиц, как беженцы и вынужденные переселенцы. Появление этой категории лиц связано с миграционными процессами. Миграцию различают: 1) по причинам – добровольная или вынужденная; по типу – внешняя или внутренняя; по виду – возвратная и безвозвратная. Правовое положение этих категорий физических лиц определяется Федеральными законами 1997 года «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». В соответствии с российским законодательством под беженцем понимается лицо, которое не является гражданином России и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находиться вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Вопрос о предоставлении статуса беженца находится в исключительном ведении Российской Федерации. Россия не предоставляет статус беженца лицам: 1) в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступления против мира, военные преступления или преступления против человечества; 2) которые совершили тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории России и до того, как они были допущены на её территорию в качестве лиц, ходатайствующих о признании беженцами; 3) которые виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН; 4) за которыми компетентные органы власти государства, в котором они проживали, признают права и обязанности, связанные с гражданством этого государства; 5) которые пользуются защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Каждому беженцу российское государство предоставляет определенные права и возлагает обязательства. Беженцы могут утратить свой статус или быть лишены его. Это происходит по следующим основаниям:
Вынужденный переселенец – это гражданин России, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Будучи российскими гражданами, вынужденные переселенцы обладают большим комплексом прав и могут претендовать на получение дополнительных льгот со стороны государства по сравнению с беженцами. Важнейшим условием, определяющим статус человека, является его принадлежность к конкретному государству – гражданство. Гражданство проявляется как взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью: государство наделяет гражданина правами, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь гражданин безусловно соблюдает законы и другие предписания государства и выполняет установленные им обязанности. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека – объем его прав, свобод, обязанностей. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства. Таким образом, гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Вопросы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62 – ФЗ (с доп. и изменениями).
Приобретение российского гражданства происходит по следующим основаниям: · по рождению (филиация) · в результате приема в гражданство · в результате восстановления в гражданстве · по иным основаниям, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Документами, подтверждающими гражданство являются: üпаспорт гражданина Российской Федерации üиной документ, содержащий указание на гражданство Российской Федерации.
Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
Для института основных (конституционных) прав России характерен ряд признаков:
Реализация прав и свобод невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место среди которых принадлежит юридическим. Пределы конституционных прав и свобод выражаются в их конституционных ограничениях. Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся: q всеобщность и неотчуждаемость; q равенство; q непосредственное действие; q гарантированность, защищенность государством. Все эти конституционные принципы прав и свобод определяют основные направления политики российского государства в этой области, являются базисом его правового статуса. Таким образом, права человека и гражданина – весьма сложные и многообразные явления. Они имеют свою квалификацию в зависимости от различных критериев:
Основные права и свободы человека и гражданина в России закреплены в главе 2-й Конституции, ее содержание соответствует общепризнанному в международном праве перечню прав и свобод. В совокупности они составляют систему гражданских (личных), политических, социальных, экономических, культурных, экологических прав. В правовой теории и практике гражданские (личные) права понимаются как свобода человека принимать решения независимо от государства. Онисоставляют основу правового положения личности и охватывают такие ее права и свободы, которые необходимы для охраны ее жизни, свободы, достоинства и другие естественные права, связанные с ее индивидуальной, частной жизнью. Конституция России закрепляет:
Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в России принадлежит политическим правам и свободам. Это установленные в Конституции Российской Федерации возможности лиц объединяться по своим интересам и целям, участвовать в общественно-политической жизни, в управлении государством. К политическим правам и свободам граждан России относятся: Ø свобода мысли и слова (ч. 1-3 ст. 29); Ø собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31); Ø участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); Ø свободно искать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами (ч. 4 ст. 29); Ø избираться и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2,3 ст. 32); Ø равный доступ к государственной службе ч. 4 ст. 32); Ø объединяться, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30); Ø обращаться (индивидуально и коллективно) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); Ø участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Система основных экономических, социальных и культурных прав российских граждан. Они определяют такие важные сферы жизни человека и гражданина, как отношения собственности, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие значимые потребности личности. Особенности данных прав: v для них характерно такое общее свойство, как единство материального содержания; v они нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод; v имеют общесоциальную направленность, ибо выступают инструментом утверждения гуманизма и справедливости; v требуют в отношении себя детальной конкретизации в текущем законодательстве; v сочетают в себе преемственность и новации. Они представляют собой системное единство следующих групп прав[5]:
Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требует не только уважения государства к правам человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказа от осуществления своих прав. Правоведы различают обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом общественного бытия человека. Будучи официально признанными в государстве, они выступают в качестве обязанности гражданина. Основные обязанности закреплены в Конституции Российской Федерации. Признаки конституционных обязанностей: 1) направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей; 2) служат реализации как личных, так и общественных интересов; 3) имеют высшую юридическую силу. Конституционные обязанности делятся на общие и конкретные:
Известно, что свобода не может существовать без ограничений, ибо каждый должен считаться с такими же правами и свободами других лиц, обязан содействовать нормальному функционированию конкретного коллектива, общества и государства. Конституционные ограничения – это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты должны действовать, использовать свои права и свободы. Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Это положение соответствует международным стандартам. Виды ограничений прав и свобод граждан:
Защита прав человека и гражданина является важнейшей составной частью всего механизма реализации прав человека и гражданина. Конституция РФ предусматривает возможность человеку защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правоведы выделяют следующие формы защиты: ü самозащита; ü государственная зашита; ü судебная защита; ü международная защита. Способами самозащиты прав граждан являются: Ø обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; Ø обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан; Ø обращение в СМИ и правозащитные организации, общественные объединения.
Федеративное устройство Российской Федерации
Под федерацией в современном его значении понимается: союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Т.е. это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства союзные государственно-территориальные образования имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, наряду с которыми образуются и действуют союзные органы государственной власти, устанавливается единое гражданство и денежная единица и другие институты единого государства. Федеративное устройство имеют США, ФРГ, Канада, Австралия, Индия, Россия и некоторые другие страны. Конституционные нормы института федеративного устройства устанавливают:
В главе 3 «Федеративное устройство», специально посвященной этой проблеме, сосредоточены, как представляется, наиболее существенные и вместе с тем очень четко изложенные принципы федеративного устройства: Ø ее государственной целостности; Ø единстве системы государственной власти; Ø разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов; Ø на равноправии и самоопределении народов России. Глава состоит из 15 статей. В первой из них перечисляются все субъекты РФ и тем самым констатируется их вхождение в состав государства, их объединяющего, т.е. государственная целостность. Правовым последствием этого перечисления является признание статуса субъекта РФ, который определяется: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Конституцией республики, уставом края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения. Виды субъектов Российской Федерации (ст. 65):
Таким путем в пределах единого правового пространства обеспечивается необходимое совместное существование и развитие всех 83 субъектов, поскольку равные в правовом отношении субъекты Российской Федерации подчас существенно отличаются друг от друга по территории, числу жителей, природным условиям и уровню экономического развития. Как и во всякой федерации в России разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляется Конституцией (ст. 71-73), Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В 2000 г. были созданы 7 федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный) и назначение в них полномочных представителей Президента Российской Федерации. Суть этого решения – укрепление структур президентской вертикали власти на территориях, повышение ее эффективности, создание условий для упрочения федерализма. Представители являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента России и Совет Безопасности Российской Федерации. В округах созданы органы прокуратуры, МВД, ФСБ, региональные центры МЧС. Федеральные округа соответствуют военно-административному делению Российской Федерации. Федеральные округа не являются субъектами Российской Федерации и созданы для оптимизации управления государством Состав федеральных округов:
Таким образом, одним из важнейших основ конституционного строя России является ее федеративное устройство. Конституция констатирует состав Федерации, определяет статус ее субъектов, разграничение полномочий. Укрепление федерализма является одним из главных условий стабильности и целостности Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |