Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российской




Суды

Российской

Президент

Собрание Правительство

Конституционно-правовой статус и порядок избрания

Президента Российской Федерации

 
 

 

 


Федеральное

(Совет Федерации, Российской

Государственная Федерации

Дума

Федерации

 

 

Федерации

 

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Органы этих ветвей власти самостоятельны в своей деятельности.

Каждый государственный орган, осуществляя одну из трех властных функций, взаимодействуют друг с другом, и при этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называют системой сдержек и противовесов.

На федеральном уровне организации государственной власти в России система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом:

Ø Законодательный органФедеральное Собрание – принимает законы, определяющие нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (вопрос о доверии Правительству), в той или иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ.

Ø Исполнительный орган – Правительство РФ – организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (законодательная инициатива, заключения на проекты законодательных актов). Возможность выражения Правительству РФ недоверия сбалансирована возможностью роспуска ГД главой государства.

Ø Органы судебной власти – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды – имеют право законодательной инициативы, в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти.

Особое значение в системе государственных органов нашей страны занимает Президент Российской Федерации. Конституцией на него возложена задача обеспечения взаимодействия властей. Именно поэтому трем главам, посвященным трем ветвям власти, предшествует гл. 4 «Президент Российской Федерации». Собственно с нее и начинается изложение системы государственных органов Российской Федерации.

Статус Президента России был изменен с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г.

Положения Конституции позволяют утверждать, что Президент занимает самостоятельное и главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть.


 

  Президент Российской Федерации - глава государства  
Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина   Председатель Совета безопасности РФ
Обладает определенными Конституцией РФ полномочиями по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности Решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища
Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей власти Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские звания и высшие специальные звания
Обладает полномочиями по формированию органов государственной власти Обладает законодательной инициативой, подписывает и обнародует федеральные законы
Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ
Является официальным представителем государства внутри страны и в международных отношениях Обладает неприкосновенностью; может быть отрешен от должности СФ по конституционной процедуре
Верховный Главнокомандующий ВС РФ  
         

 

В ст. 80 установлены основы его статуса как главы государства. Он воплощает собой единство государства и государственной власти в целом. Конституционные нормы наделяют его важнейшими полномочиями по взаимодействию с Правительством, законодательной и судебной властью.

Президент является гарантом Конституции, что обязывает его определять в соответствии с Конституцией и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики российского государства. Он соответственно представляет Россию внутри страны и в международных отношениях (ст. 8). Обладает неприкосновенностью.

Полномочия Президента обусловлены его особым местом в системе государственной власти и определяются конституционными нормами и действующим законодательством.


Полномочия Президента России по формированию государственных органов исполнительной власти и организации их деятельности:

Полномочия по формированию Правительства РФ   Полномочия по организации и деятельности других органов исполнительной власти
Ø Назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ; Ø Представляет ГД кандидатуры на должность Председателя ЦБР и ставит вопрос об освобождении от этой должности;
Ø Принимает решение об отставке Правительства РФ; Ø Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
Ø Назначает и освобождает от должности заместителей председателя Правительства РФ, федеральных министров; Ø Формирует Администрацию Президента РФ;
Ø Вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Ø Назначает и освобождает высшее командование ВС РФ;
Ø Назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; Ø Разрешает разногласия между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ   Ø Приостанавливает действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции РФ, ФЗ, международным обязательствам РФ или правам и свободам человека и гражданина до решения этого вопроса судом.

 

Полномочия Президента Российской Федерации по отношению к органам судебной власти.

ü Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность: Председателя и судей Конституционного Суда, судей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

ü Назначает судей других федеральных судов: верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных и военных судов, специализированных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации;

ü Представляет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатуру Генерального прокурора и вносит предложения о его освобождении.

Полномочия Президента России по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

ü В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания Российской Федерации;

ü При обстоятельствах и в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом, вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания.

Полномочия Президента в области внешней политики и обороны

 

Внешняя политика Ст. 86.   Оборона
Ø Осуществляет руководство внешней политикой РФ; Ø Определяет основные направления военной политики РФ;
Ø Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; Ø Утверждает военную доктрину;
Ø Подписывает ратификационные грамоты; Ø Осуществляет руководство Вооруженными Силами;
Ø Принимает верительные грамоты и отзывает грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Ø В случае агрессии или ее непосредственной угрозы объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ военное положение, отдает приказы ВГК ВС РФ о ведении военных действий;
  Ø Утверждает структуру и состав ВС РФ, воинских формирований до объединения включительно, штатную численность военнослужащих ВС РФ; Ø Утверждает программу ядерных и других специальных испытаний, санкционирует их проведение; Ø Принимает решение о дислокации и передислокации ВС РФ от соединения и выше; Ø Утверждает общевоинские уставы, положения о порядке прохождения военной службе, о Министерстве обороны РФ, о Генеральном штабе ВС РФ; Ø Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ в области обороны; Ø Издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы.   Ø Вводит в действие нормативные правовые акты военного времени, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени;
Ø Принимает решение о привлечении ВС РФ к выполнению задач с использованием вооружения не по их назначению;
Ø Утверждает концепции и планы строительства и развития ВС РФ, мобилизационные планы, Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны; Федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса
Ø Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, ФЗ.

Таким образом Президент Российской Федерации не только определяет основные направления внешней политики государства (ч.3 ст.80), но также осуществляет руководство ею. (п. «а» ст. 86).

Президент, реализуя свои полномочия, обеспечивает должное исполнение конституционных обязанностей всеми органами государства. Достигает этого он путем непосредственного обращения к органам и лицам, действия которых не отвечают требованиям Конституции, так и через посредство компетентных в этой сфере органов, к которым следует отнести прежде всего суды.


Конституцией установлены параметры функционирования института Президента:

¨ свободные всенародные прямые и альтернативные выборы;

¨ четырехлетний срок полномочий;

¨ запрет на занятие этого поста более двух сроков подряд (ст. 81);

¨ возможность отрешения от должности.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их выполнение с истечением его срока пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным главой государства.

Президент обладает символами президентской власти.

Таким образом, положения Конституции позволяют утверждать, что Президент занимает самостоятельное и главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть.

Глава российского государства выносит свои решения в форме указов и распоряжений. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Указанные акты появились вместе с институтом Президента Российской Федерации – в июне 1991 года.

Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 83). Президент эти акты издает самостоятельно.

УКАЗЫ   РАСПОРЯЖЕНИЯ
Нормативные   Индивидуально-правовые Нормативные     Ненормативные
Содержат правовые нормы, действия которых распространяются на неопределенный круг в пределах территории Российской Федерации · вопросы гражданства · награждение государственными наградами России · присвоение почетных званий · присвоение высших воинских и высших специальных званий · о помиловании.    
Об утверждении положений иных актов О назначении на должность, освобождении от должности и др.
   

Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом.

Ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Порядок вступления в силу актов Президента России установлен его указом от 26 марта 1992 года. Нормативные акты вступают в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования за исключением случаев, когда при принятии акта установлен другой срок введения его в действие.

Порядок избрания Президента Российской Федерации

 

 

 

Прекращение полномочий Президента Российской Федерации

 

Прекращение полномочий Президента Российской Фепдерации осуществляется в трех случаях:

Ø в случае истечения срока полномочий;

Ø досрочно в случае его отставки;

Ø досрочно в случае его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия;

Ø при отрешении от власти.

Во всех случаях, когда Президент не в состоянии осуществлять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства России до новых выборов Президента Российской Федерации.

Процедура отрешения Президента от должности весьма усложнена и формализована.

Во-первых, Президент может быть отрешен на основании обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления.

В этом случае:

¨ предложение об отрешении Президента может исходить от группы депутатов, составляющих не менее 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (150 чел.)

¨ Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента 2/3 голосов (300 чел.);

¨ подтверждение обвинения заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления;

¨ заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Во-вторых, рассмотрение дела и принятие решения об отрешении Президента от должности Советом Федерации 2/3 голосов (111 членов).

В-третьих, если решение Совета Федерации не будет принято в 3-х месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения, то оно считается отклоненным.

После отрешения от должности Президент России, если он совершил преступление, будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный гражданин.

Порядок прекращения полномочий Президента России в случае его болезни пока законом не определен.


Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации

 

Парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.[6] Кроме того, парламент рассматривается как выразитель интересов народа данного государства.

Ст. 94 определяет, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации (далее – ФС РФ) – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Структура Федерального Собрания представляет из себя следующее:

СТРУКТУРА  
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ (срок не ограничен) представляет интересы всех субъектов РФ   Счетная палата   ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА (избирается на 5 лет) выражает интересы граждан
   
Формируется из представителей субъектов РФ – по одному представителю от представительных и исполнительных органов государственной власти (166 членов СФРФ)   Все депутаты избираются на основе пропорциональной системы от избирательных объединений, блоков по общефедеральному избирательному округу

 

Палаты ФС РФ заседают раздельно. Они могут собираться вместе в следующих случаях для заслушивания:

ü ежегодных посланий Президента Российской Федерации;

ü посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

ü выступлений руководителей иностранных государств.

В соответствии со ст. 99 ФС РФ является постоянно действующим органом. Двухпалатная структура парламента обуславливает и различие в компетенции палат.

Существуют три основные группы полномочий, закрепленных конституционно:

1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат;

2) связанные с организацией деятельности палат;

3) по принятию федеральных законов.

Компетенция палат ФС РФ:

Совет Федерации   Государственная Дума
ü Утверждает изменения границ между субъектами РФ ü Дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ
ü Решает вопрос о возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ ü Решает вопрос о доверии Правительству РФ
ü Назначает на должности судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ; ü Назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБР
ü Утверждает Указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения ü Назначает и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов
ü Назначает выборы Президента РФ; ü Назначает на должность и освобождает Уполномоченного по правам человека  
Совет Федерации   Государственная Дума
ü Назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора РФ   ü Объявляет амнистию
ü Отрешает от должности Президента РФ ü Выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.
ü Назначает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.  
Постановления по вопросам, отнесенным к ведению СФ, принимаются большинством голосов от общего числа членов палаты, если иной порядок принятия решения не предусмотрен Конституцией РФ.   Постановления ГД принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иной порядок принятия решения не предусмотрен Конституцией РФ.

СФ ФС РФ представляет интересы субъектов Российской Федерации и состоит из 166 членов (по два от каждого субъекта).

Процедура его формирования следующая:

ü представитель в СФ ФС РФ от законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации избирается данным органом из числа граждан, достигших 30-летнего возраста и обладающих пассивным избирательным правом на срок полномочий данного органа; он может быть в любой момент досрочно отозван и заменен другим представителем;

ü представитель в СФ ФС РФ от исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации назначается главой данного субъекта из числа граждан, достигших 30-летнего возраста, обладающих пассивным избирательным правом, при условии, если против данного назначения не проголосовало 2/3 депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на срок полномочий главы субъекта РФ; он может быть в любой момент досрочно отозван и заменен другим представителем.

Срок полномочий СФ ФС РФ не установлен. Он обновляется постепенно – путем ротации. Эта палата не может быть досрочно распущена.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации избирается непосредственно гражданами Российской Федерации на основе прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.

Выборы всех 450 депутатов (с 2007 г.) осуществляются по пропорциональной системе (по партийным спискам).

Базовый документ, регламентирующий порядок избрания депутатов ГД ФС РФ – Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. № 51 – ФЗ.

Выдвижение кандидатов в состав федеральных списков кандидатов осуществляется исключительно политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. В думу проходят списки, получившие на выборах голоса не менее 7% избирателей, принявших участие в выборах.

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность досрочного роспуска ГД ФС РФ в следующих случаях:

ü троекратное отклонении ГД ФС РФ кандидатур, предложенных Президентом на должность Председателя Правительства России;

ü двукратного в течение 3 месяцев вынесения ГД ФС РФ вотума недоверия Правительству России при несогласии Президента принять его отставку;

ü вынесения ГД ФС РФ недоверия Правительству, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Правительства.

ГД ФС РФ не может быть распущена:

ü в течение одного года со дня её избрания;

ü в течение 6 месяцев до окончания полномочий Президента России;

ü с момента выдвижения ГД ФС РФ обвинения против Президента России;

ü в период действия в России военного или чрезвычайного положения.

 

Правительство Российской Федерации и федеральные




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.