Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ранжирование отказов по тяжести вызываемого происшествия




Анализ последствий отказов технических элементов

Анализ последствий отказов (АПО) - преимущественно качественный метод анализа; применяется главным образом для технических систем на стадии проектирования. В рамках этого метода:

· техническую систему подразделяют на составляющие элементы;

· для каждого элемента собирают данные о вероятности отказов;

- изучают возможные происшествия, вызванные отказами элементов;

- ранжируют отказы по степени опасности вызываемого происшествия.

Ранжирование отказов производится по двум критериям:

· тяжесть вызываемого происшествия (таблица 21);

· частота вызываемого происшествия (таблица 22).

Таблица 21

Ранги Тяжесть происшествия Характер происшествия
  Катастрофическая Несчастный случай со смертельным исходом
  Критическая Несчастный случай с инвалидным исходом
  Ощутимая Несчастный случай со временной потерей трудоспособности или материальный ущерб
  Пренебрежимая Мелкий материальный ущерб

 

Таблица 22

Ранжирование отказов по частоте вызываемого происшествия

Ранги Вероятность происшествия Характеристика происшествия
А Частое Происходит несколько раз в течение жизненного цикла системы
В Вероятное Происходит один раз в течение жизненного цикла системы
С Возможное Может произойти с большой вероятностью
D Допустимое Происшествие нельзя исключать из рассмотрения
Е Нулевое Невероятное событие

 

Таким образом, каждому происшествию и отказу, его вызывающему, присваивается обозначение, которое показывает, каким элементам системы должно быть уделено первоочередное внимание конструкторов с целью повышения их надежности. При этом руководствуются следующими критериями:

, , 1C, , , ЗА - опасность неприемлема, запрет на разработку системы;

1D, , 2D, , ЗС опасность высокая, необходимы первоочередные конструкторские мероприятия по уменьшению опасности и повышению надежности системы;

, , 3D, ЗЕ, , - опасность условно допустима, необходимо строгое соблюдение организационно-технических мероприятий по безопасности;

, 4D, - опасность допустима, дополнительных мероприятий не требуется.

Для того чтобы выявить, какие отказы приводят к тем или иным происшествиям, для системы строят дерево происшествий. Дерево происшествий - модель происшествия, включающая конкретное головное происшествие, связанное с помощью логических выражений с промежуточными и исходными предпосылками, обусловившими в совокупности его появление. В качестве предпосылок происшествий в АПО выступают отказы технических элементов системы. Отсюда можно дать следующее определение анализа последствий отказов (АПО) - метод определения опасности, основанный на составлении дерева происшествий в виде отказов элементов системы.

Отказы влекут за собой последующие события. Несколько отказов могут быть связаны посредством логических операций "И", "ИЛИ" в одном узле и являться причиной происшествия. Для головного события необходимо определить минимальное пропускное сочетание (МПС), т.е. набор исходных (базовых) отказов, при наступлении которых одновременно происходит головное событие. Тогда каждому отказу из данного МПС будет присвоено такое же обозначение, как и головному событию.

 

2.4. Анализ последствий ошибок и неправильного поведения человека оператора системы "человек- машина"

Приведенный выше метод АПО при использовании для системы «человек- машина» нуждается в дополнении, учитывающем ошибки и «отказы» человека, приводящие к тем или иным инцидентам. При анализе опасности системы «человек- машина» необходимо проводить качественный анализ последствий ошибок и неправильных действий оператора.

Анализ неправильных действий человека - метод оценки опасности, основанный на определении возможных инцидентов и установлении. Действий оператора, приводящих к ним. На стадии проектирования системы «человек- машина» в рамках данного метода должны проводиться следующие работы:

· определение потенциальных ошибок;

· установление причины ошибки;

· идентификация возможных инцидентов;

· определение вероятности ошибок и инцидентов;

· определение возможности исправления ошибки;

· оценка вероятности исправления ошибки;

· выбор метода устранения ошибок.

При выявлении вероятных ошибок и инцидентов возможно построение дерева происшествий для системы. Каждому инциденту и его МПС присваивается обозначение, которое включает:

· вид ошибки (таблица 23);

· причину ошибки (таблица 24);

· вероятность ошибки (таблица 25);

· вероятность исправления ошибки (таблица 26).

 

 

Таблица 23




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.