КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Теория и Методика обучения географии
Методика обучения географии как наука: предмет, задачи, проблемы на современном этапе. Этапы становления и развития. Методика обучения географии как науки, предмет её изучения, основные проблемные области исследования. Основные педагогические категории в понятийном аппарате методики: образование, воспитание, обучение, развитие, социализация, образовательный процесс. Основные понятия образовательного процесса: цель, принципы, содержание, формы, методы, средства, условия. Понятие методическая система. Связь методики обучения географии с системой педагогических и психологических наук. Методы и этапы научно-методического исследования. Этапы становления и развития методики как науки. Современное состояние науки. Гуманистическая педагогика образования. Проблемы стандартизации, дифференциации системы школьного географического образования. Личностные качества современного учителя и структура профессиональной педагогической деятельности. Личностные качества современного учителя, гуманистическая направленность, демократичность, толерантность, уважение прав и свобод ребенка. Основные профессиональные умения современного учителя. Функции педагогической деятельности: обучение, воспитание, развитие, коммуникация, организационная, гностическая. Структура педагогической обучающей деятельности: Целеполагание, проектирование, организация и управление, диагностика результатов обучения, коррекция. Основные характеристики деятельности: целенаправленность, четкость, обоснованность, логичность, конкретность. Учитель как исследователь. Цели, содержание и структура школьного географического образования. Цель обучения как осознаваемый образ предвосхищаемого результата педагогической деятельности. Цель обучения как поиск педагогического идеала. Цель обучения как главный механизм формирования новых способов педагогической деятельности. Цель обучения географии как освоение учащимися геокультурного опыта и развитие географической культуры. Образовательные, воспитывающие и развивающие цели обучения географии в школе. Роль географии в экономическом, экологическом образовании школьников, в патриотическом, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании. Профориентация школьников. Понятие «содержание географического образования». Структура содержания школьного географического образования. Характеристика основных компонентов содержания образования. Образовательный стандарт, школьные программы, учебники как основные уровни представления содержания географического образования. Принципы построения содержания географического образования (педагогические, научно-географические, методические). Внутрипредметные и межпредметные связи. Развитие основных систем знаний в курсах школьной географии. Проблема совершенствования школьных программ и учебников. Методы и средства обучения географии. Понятия «метод обучения», «прием обучения». Объективная и субъективная стороны метода обучения. Классификация методов обучения в дидактике и методике обучения географии. Причины множественности классификаций. Оценка классификаций с учетом целей обучения географии. Сущность и содержание основных групп методов обучения (словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, методы игрового обучения). Критерии выбора метода обучения (соответствие целям, задачам обучения, содержанию учебного материала, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся). Характеристика отдельных методов обучения, практика и границы применения. Понятие «средство обучения». Система средств обучения в географии, их функции в учебном процессе. Характеристика основных групп и отдельных средств обучения. Школьный учебник – основное вербально-информационное средство обучения. Основные функции учебника, его структура как комплексного средства обучения (текст, виды текстов, внетекстовые компоненты). Основные методические приемы работы с учебником в процессе обучения, возможности развития самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся. Школьная географическая карта: функции, методика работы на разных этапах географической обученности школьников. Содержание понятий «понимание», «чтение», «знание» карты. Приемы работы с картой в составе разных методов обучения. Роль кабинета географии в повышении эффективности использования средств обучения. Основные элементы кабинета географии как системы. Формы организации процесса обучения географии. Урок как основная организационная форма. Требования к современному уроку. Взаимосвязь между целями и содержанием обучения с одной стороны и формами обучения с другой. Особенности классно-урочной системы обучения; внеклассное обучение географии. Урок как законченный во временном, организационном, содержательно-смысловом отношении отрезок процесса обучения. Урок как логически завершенная единица учебной темы; урок как фрагмент процесса обучения, отражающий его основные закономерности; урок как целостная педагогическая система, его компоненты и структура. Основные типы уроков по дидактической цели. Планирование урока. Проблема определение целей урока. Проблема определения оптимальной содержательно-логической структуры учебного материала урока в системе уроков. Функционирование методической системы в дидактической структуре урока. Особенности современного урока географии. Подготовка учителя к уроку, учет основных требований (использование достижений географической науки, реализация дидактических принципов и правил, организация продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей, способностей, постоянная мотивация учебного труда, эмоциональность, опора на личный опыт учащихся, эффективное использование средств и методов обучения, обучающих технологий). Формирование географических знаний и умений у учащихся. Организация учебно-познавательной деятельности на уроках географии. Сущность, содержание учебно-познавательной деятельности на уроке, ее психологические основы. Уровни учебно-познавательной деятельности (репродуктивная, алгоритмическая, частично-поисковая, исследовательская). Возможности индивидуальной, групповой, фронтальной учебно-познавательной деятельности в процессе обучения. Учет дидактических принципов в процессе формирования у учащихся географических знаний и умений: сознательности, активности, наглядности, систематичности, доступности, связи с жизнью. Учет методических принципов обучения: краеведческий, картографический, типологический. Методика формирования географических знаний (представлений, понятий, знаний причинно-следственных связей): дедуктивный, индуктивный способы, методы, этапы, приемы, средства, показатели усвоения. Методика формирования географических умений: этапы, методы, приемы, средства, показатели сформированности. Связь с усвоением знаний. Основные географические умения, учет внутрипредметных связей между ними в процессе формирования. Роль практических работ в формировании умений. Современные обучающие технологии и практика их использования в обучении школьников географии. Понятие «обучающая технология». Место и роль обучающих технологий в системе научного методического знания. Достоинства и ограничения отдельных обучающих технологий. Технологии проблемного обучения. Технология полного усвоения. Технология блочно-модульного обучения. Технологии игрового обучения. Технологии группового обучения учащихся. Контроль и оценка результатов обучения школьников. Основные понятия темы: педагогический контроль, проверка, оценивание, оценка, отметка. Функции, виды, методы, формы контроля в процессе обучения, использование результатов контроля в планировании процесса обучения. Проблема объективации и субъективации проверки знаний. Технология тестового контроля достижений учащихся. Основные вопросы методики обучения физической географии. Цели обучения физической географии в средней школе. Особенности построения и содержания курсов географии V-VII классов, единство между ними как результат развития картографических и физико-географических знаний, умений и усложняющейся системы практических работ. Реализация краеведческого принципа обучения. Экологические вопросы в содержании курсов физической географии. Внутрипредметные и межпредметные связи. Развитие основных систем знаний в курсах физической географии, система умений. Методы, приемы и средства формирования знаний и умений. Обучение школьников умениям работы с тематическими картами и профилями, с текстом учебника; усложнение заданий для самостоятельной работы учащихся, использование проблемного обучения. Основные практические работы и методика их проведения при изучении курсов физической географии. Анализ УМК по начальному курсу физической географии. Анализ УМК по курсу географии материков и океанов. Анализ УМК по Курсу «География России» (часть «Природа» на основе типового плана). Основные вопросы преподавания экономической географии. Цели обучения экономической географии в средней школе. Особенности построения и содержания курсов географии VIII-IX классов, единство между ними как результат развития экономико-географических знаний и умений и усложняющейся системы практических работ. Идейно-политическая направленность курсов, экономические знания и умения в их содержании. Краеведческий, экологический и политехнический принципы обучения экономической географии. Внутрипредметные связи с физической географией и между курсами экономической географии, межпредметные связи. Роль Н.Н. Баранского в создании методики обучения экономической географии СССР и зарубежных стран. Развитие общего понятия об экономико-географическом положении территории и умения дать его оценку в школьной программе и учебниках по географии VIII-IX классов. Методы, приемы и средства формирования понятия. Введение типового плана характеристики ЭГП территории и обучение учащихся работе с ним; усложнение самостоятельных работ учащихся, использование проблемного обучения. Развитие основных систем знаний и умений в общих и региональных разделах курсов социально-экономической географии России и мира. Методы, приемы и средства их формирования у учащихся. Усложнение самостоятельной работы школьников. Анализ УМК по курсу «География России». Анализ УМК по курсу «География мира» (по типовому плану). Национально-региональный компонент образовательного стандарта. Методические особенности курса «География Республики Марий Эл». Цели, планируемые результаты обучения. Анализ УМК по курсу.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |