Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Теория и Методика обучения географии




 

Методика обучения географии как наука: предмет, задачи, проблемы на современном этапе. Этапы становления и развития.

Методика обучения географии как науки, предмет её изучения, основные проблемные области исследования. Основные педагогиче­ские категории в понятийном аппарате методики: образование, воспи­тание, обучение, развитие, социализация, образовательный процесс. Основные понятия образовательного процесса: цель, принципы, содер­жание, формы, методы, средства, условия. Понятие методическая сис­тема.

Связь методики обучения географии с системой педагогических и психологических наук. Методы и этапы научно-методического ис­следования.

Этапы становления и развития методики как науки. Современное состояние науки. Гуманистическая педагогика образования. Проблемы стандартизации, дифференциации системы школьного географического образования.

Личностные качества современного учителя и структура профессиональной педагогической деятельности. Личностные качества современного учителя, гуманистическая направленность, демократичность, толерантность, уважение прав и свобод ребенка.

Основные профессиональные умения современного учителя.

Функции педагогической деятельности: обучение, воспитание, развитие, коммуникация, организационная, гностическая.

Структура педагогической обучающей деятельности: Целеполагание, проектирование, организация и управление, диагностика результатов обучения, коррекция. Основные характеристики деятельности: целенаправленность, четкость, обоснованность, логичность, конкрет­ность. Учитель как исследователь.

Цели, содержание и структура школьного географического образования. Цель обучения как осознаваемый образ предвосхищаемого результата педагогической деятельности. Цель обучения как поиск педагогического идеала. Цель обучения как главный механизм форми­рования новых способов педагогической деятельности. Цель обучения географии как освоение учащимися геокультурного опыта и развитие географической культуры.

Образовательные, воспитывающие и развивающие цели обучения географии в школе. Роль географии в экономическом, экологическом образовании школьников, в патриотическом, нравственном, тру­довом, эстетическом воспитании. Профориентация школьников.

Понятие «содержание географического образования». Структура содержания школьного географического образования. Характеристика основных компонентов содержания образования. Образовательный стандарт, школьные программы, учебники как основные уровни пред­ставления содержания географического образования.

Принципы построения содержания географического образования (педагогические, научно-географические, методические). Внутрипредметные и межпредметные связи. Развитие основных систем знаний в курсах школьной географии. Проблема совершенствования школьных программ и учебников.

Методы и средства обучения географии. Понятия «метод обучения», «прием обучения». Объективная и субъективная стороны метода обучения. Классификация методов обучения в дидактике и методике обучения географии. Причины множественности классификаций. Оценка классификаций с учетом целей обучения географии.

Сущность и содержание основных групп методов обучения (словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские, методы игрового обучения). Критерии выбора метода обучения (соответствие целям, задачам обучения, содержанию учебного материала, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся). Характеристика отдельных методов обучения, практика и границы применения.

Понятие «средство обучения». Система средств обучения в географии, их функции в учебном процессе.

Характеристика основных групп и отдельных средств обучения. Школьный учебник – основное вербально-информационное средство обучения. Основные функции учебника, его структура как комплексно­го средства обучения (текст, виды текстов, внетекстовые компоненты). Основные методические приемы работы с учебником в процессе обучения, возможности развития самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся.

Школьная географическая карта: функции, методика работы на разных этапах географической обученности школьников. Содержание понятий «понимание», «чтение», «знание» карты. Приемы работы с картой в составе разных методов обучения.

Роль кабинета географии в повышении эффективности использования средств обучения. Основные элементы кабинета географии как системы.

Формы организации процесса обучения географии. Урок как основная организационная форма. Требования к современному уроку.

Взаимосвязь между целями и содержанием обучения с одной стороны и формами обучения с другой. Особенности классно-урочной системы обучения; внеклассное обучение географии.

Урок как законченный во временном, организационном, содержательно-смысловом отношении отрезок процесса обучения.

Урок как логически завершенная единица учебной темы; урок как фрагмент процесса обучения, отражающий его основные законо­мерности; урок как целостная педагогическая система, его компоненты и структура. Основные типы уроков по дидактической цели. Планирование урока.

Проблема определение целей урока. Проблема определения оптимальной содержательно-логической структуры учебного материала урока в системе уроков. Функционирование методической системы в дидактической структуре урока.

Особенности современного урока географии. Подготовка учителя к уроку, учет основных требований (использование достижений географической науки, реализация дидактических принципов и правил, организация продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей, способностей, постоянная мотива­ция учебного труда, эмоциональность, опора на личный опыт учащихся, эффективное использование средств и методов обучения, обучаю­щих технологий).

Формирование географических знаний и умений у учащихся. Ор­ганизация учебно-познавательной деятельности на уроках географии. Сущность, содержание учебно-познавательной деятельности на уроке, ее психологические основы. Уровни учебно-познавательной деятельности (репродуктивная, алгоритмическая, частично-поисковая, исследовательская). Возможности индивидуальной, групповой, фронтальной учебно-познавательной деятельности в процессе обучения.

Учет дидактических принципов в процессе формирования у учащихся географических знаний и умений: сознательности, активности, наглядности, систематичности, доступности, связи с жизнью. Учет методических принципов обучения: краеведческий, картографический, типологический.

Методика формирования географических знаний (представле­ний, понятий, знаний причинно-следственных связей): дедуктивный, индуктивный способы, методы, этапы, приемы, средства, показатели усвоения.

Методика формирования географических умений: этапы, мето­ды, приемы, средства, показатели сформированности. Связь с усвоени­ем знаний. Основные географические умения, учет внутрипредметных связей между ними в процессе формирования. Роль практических работ в формировании умений.

Современные обучающие технологии и практика их использования в обучении школьников географии.

Понятие «обучающая технология». Место и роль обучающих технологий в системе научного методического знания. Достоинства и ограничения отдельных обучающих технологий.

Технологии проблемного обучения. Технология полного усвоения. Технология блочно-модульного обучения. Технологии игрового обучения. Технологии группового обучения учащихся.

Контроль и оценка результатов обучения школьников. Основные понятия темы: педагогический контроль, проверка, оценивание, оценка, отметка. Функции, виды, методы, формы контроля в процессе обучения, использование результатов контроля в планировании про­цесса обучения.

Проблема объективации и субъективации проверки знаний. Технология тестового контроля достижений учащихся.

Основные вопросы методики обучения физической географии.

Цели обучения физической географии в средней школе. Особенности построения и содержания курсов географии V-VII классов, единство между ними как результат развития картографических и физико-географических знаний, умений и усложняющейся системы практиче­ских работ. Реализация краеведческого принципа обучения. Экологические вопросы в содержании курсов физической географии. Внутрипредметные и межпредметные связи.

Развитие основных систем знаний в курсах физической географии, система умений. Методы, приемы и средства формирования зна­ний и умений. Обучение школьников умениям работы с тематическими картами и профилями, с текстом учебника; усложнение заданий для самостоятельной работы учащихся, использование проблемного обуче­ния.

Основные практические работы и методика их проведения при изучении курсов физической географии.

Анализ УМК по начальному курсу физической географии.

Анализ УМК по курсу географии материков и океанов.

Анализ УМК по Курсу «География России» (часть «Природа» на основе типового плана).

Основные вопросы преподавания экономической географии. Цели обучения экономической географии в средней школе. Особенности построения и содержания курсов географии VIII-IX классов, единство между ними как результат развития экономико-географических знаний и умений и усложняющейся системы практических работ. Идейно-политическая направленность курсов, экономические знания и умения в их содержании. Краеведческий, экологический и политехнический принципы обучения экономической географии. Внутрипредметные связи с физической географией и между курсами экономической географии, межпредметные связи. Роль Н.Н. Баранского в создании методики обучения экономической географии СССР и зарубежных стран.

Развитие общего понятия об экономико-географическом положении территории и умения дать его оценку в школьной программе и учебниках по географии VIII-IX классов. Методы, приемы и средства формирования понятия. Введение типового плана характеристики ЭГП территории и обучение учащихся работе с ним; усложнение самостоятельных работ учащихся, использование проблемного обучения.

Развитие основных систем знаний и умений в общих и региональных разделах курсов социально-экономической географии России и мира. Методы, приемы и средства их формирования у учащихся. Усложнение самостоятельной работы школьников.

Анализ УМК по курсу «География России».

Анализ УМК по курсу «География мира» (по типовому плану).

Национально-региональный компонент образовательного стандарта. Методические особенности курса «География Республики Марий Эл». Цели, планируемые результаты обучения. Анализ УМК по курсу.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.