Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии периодизации возрастного развития




Стадии развития взрослого человека.

Периодизация Петровского.

Стадии развития по Выготскому.

Критерии периодизации возрастного развития.

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

Тема 5

Вопросы:

 

 

Прежде чем говорить о периодах возрастного развития человека, давайте вспомним определение возраста, а также в чём отличие физиологического возраста от психологического.

Возраст – это конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений.

Физиологический возраст характеризует время жизни человека в годах, месяцах, днях, прошедших с момента рождения.

Психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития и может не совпадать с хронологическим возрастом человека.

Понять закономерности психического развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Названия периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Л.С. Выготский различал три группы периодизаций:

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером может служить периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или детском саду. Далее следует стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребёнок приобретает основные интеллектуальные навыки; далее стадия обучения в средней школе (12-16), когда он получает общее образование; и позже – стадия высшего образования. Т.к. развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития. Например, развитие костных тканей в периодизации П.П. Блонского, который выбрал легкодоступный наблюдению критерий – появление и смену зубов. Соответственно, детство Блонский делил на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Также к этой группе периодизаций можно отнести и периодизацию З. Фрейда, который считал, что развитие всех сторон личности определяет сексуальное развитие, и оно же служит критерием возрастной периодизации.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны, поскольку авторами произвольно выбирается лишь одна из многих сторон развития и при этом в них не учитывается изменение роли выбранного критерия на разных этапах развития (а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту).

В третьей группе периодизаций периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей. Примером могут служить периодизации самого Льва Семёновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина, которые мы сейчас и рассмотрим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.