Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные взгляды на причинную обусловленность психического развития




Тема 3. Становление психического развития человека.

IV. Интерпретационные методы.

Методы обработки данных.

Методы обработки данных, интерпретационные

К этим методам относятся количественный анализ (статистический) и качественный анализ (дифференциация материалов по группам; описание случаев, наиболее полно характеризующих как типичные варианты, так и исключения).

Генетический метод позволяет интерпретировать весь отработанный материал исследования, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований, устанавливать «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.

С помощью структурного метода можно устанавливать горизонтальные структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками личности.

 

 

Основные теории психического развития ребёнка

 

Вопросы:

1. Проблема детерминации психического развития в исследованиях учёных начала XX века.

 

1. Проблема детерминации психического развития в исследованиях учёных начала XX века.

 

Вопрос детерминации (причинной обусловленности) психического развития первоначально был поставлен ещё в философии. Долгое время шли споры о том, какие факторы – биологические или социальные играют в развитии важнейшую роль. Традиционно выделяют две точки зрения:

1) главнейшее влияние на психическое развитие оказывает биологический (природный) фактор – наследственнось;

2) главнейшее влияние на психическое развитие оказывает среда (воспитание, обучение).

Сторонники первой позиции (Ж.Ж. Руссо, 18 в., С. Холл) утверждали, что знания и навыки носят врождённый характер и дети нуждаются лишь в минимальном влиянии со стороны взрослых.

В биологии существовало направление, которое трактовало развитие как развертывание заранее предусмотренной (преформированной) программы. Поэтому тип развития, когда в самом начале предопределены стадии, которые пройдёт явление, и тот конечный результат, которого оно достигнет, называется преформированным. К этому типу относится, например, внутриутробное развитие организма.

Одним из ярких представителей противоположного мнения являлся Дж. Локк (17- нач.18 вв.), утверждавший, что новорождённый ребёнок подобен чистому листу и поэтому не врождённые факторы, а обучение и жизненный опыт имеют первоспепенное значение.

В сегодняшней лекции мы рассмотрим основные взгляды учёных, активно занимавшихся проблемами детского развития в первые десятилетия XX в.

М. Монтессори разработала систему познавательного развития детей дошкольного возраста. Она исходила из того, что существуют внутренние импульсы детского развития, которые нужно учитывать при обучении детей. Необходимо предоставлять ребёнку возможность самому овладевать теми знаниями, к которым он предрасположен в данное время (период чувствительности к порядку, к владению руками и т.п.). М. придавала большое значение упражнениям, направленным на тренировку разнообразных ощущений и движений, на их постепенное усложнение, совершенствование и осознание, что приводит к прогрессу мышления. Идеи М. относительно организации воспитания и обучения дошкольников оказались весьма плодотворны, и в настоящее время в России по этим принципам работают некоторые детские сады.

Немецкий психолог и педагог Э. Мэйман также основное внимание уделял проблемам познавательного развития детей и разработке методологических основ обучения. В предложенной Мейманом периодизации умственного развития (до 16-летнего возраста) выделены три стадии: стадия фантастического синтеза; анализа; стадия рассудочного синтеза.

В организованной при лаборатории Меймана экспериментальной школе разрабатывались методы предварительной диагностики детей, апробировались различные программы обучения и критерии формирования классов (например, по уровню интеллекта, по интересам и т.д.).

Швейцарский учёный Э. Клапаред приравнивал психическое развитие к развитию мышления и выделял четыре этапа, ориентируясь на изменение типа мышления. На первом этапе (до 2 лет) происходит преимущественно формирование восприятия, схватывание внешнего вида предметов; на втором этапе (от 2 до 3 лет) усваиваются названия предметов (словесный этап); на третьем (3-7) складывается мышление, общие интересы ребёнка; на четвёртом (7-12) формируются специальные интересы и проявляются индивидуальные склонности индивида.

Таким образом, работы Меймана и Клапареда заложили основы детской возрастной психологии, определив предмет, основные задачи и проблемы. Дальнейшее развитие детской психологии требовало разработки новых методов изучения психического развития детей.

Французский психолог А. Бине стал основателем тестологического и нормативного направления в детской психологии. Он экспериментально исследовал развитие мышления у детей, ставя перед ними задачи на определённые понятия (например, «что такое лошадь» и т.п.). Обобщив ответы детей разных возрастов, он обнаружил три стадии в развитии детских понятий – стадию перечислений, стадию описания и стадию интерпретации. Каждая стадия соотносилась с определённым возрастом, и Бине сделал вывод о существовании определённых нормативов интеллектуального развития. Он разработал метод выделения детей, отстающих от нормы и нуждающихся в обучении во вспомогательной школе. Позже Бине были созданы тесты для общей диагностики интеллектуального развития детей от 3 до 18 лет. Для каждого возраста были подобраны подходящие задания, исследующие разные стороны интеллекта. По замыслу автора, задания должны были быть рассчитаны на минимальный опыт, который имеется у всех детей определённого возраста. Только при таком условии возможно выделение из общей массы детей с высокими врождёнными интеллектуальными предпосылками.

Американский психолог А. Гезелл проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения до подросткового возраста. Сам он назвал свой метод исследования «биографически-лабораторным». Г. стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни ребёнка. В специально оборудованной экспериментальной комнате ребёнку предлагалось самостоятельно выбирать род занятий. Диагносты могли понаблюдать за характерными способами поведения детей, а не ориентироваться лишь на сообщения родителей.

В своих исследованиях Г. также использовал метод сравнительного изучения близнецов, сравнивал развитие в норме и патологии (у слепых).

В результате проведённой исследовательской работы, Г. разработал свою теорию созревания, согласно которой существует рождённая тенденция к оптимальному развитию (т.е. развитие ребёнка заданно генетически). Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определённой последовательности. Эти стадии отличаются темпом развития. По мнению Г., в первые годы жизни темп наиболее интенсивен, а по мере взросления ребёнка происходит его замедление. От рождения до 1 года – наиболее высокий темп развития; от 1 года до 3 лет – средний; от 3 лет до 18 – низкий темп.

Таким образом, Г. рассматривал развитие ребёнка как форму адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма.

Австрийский психолог К. Бюлер создал свою концепцию психического развития ребёнка. Он намеривался представить весь путь развития от обезьяны до взрослого культурного человека. Задача исследования заключалась в том, чтобы найти вечные, основные, независимые от внешних влияний законы развития в чистом виде.

Б. известен как автор теории трёх ступеней в развитии. Он считал, что каждый ребёнок проходит в своём развитии стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт – низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определённых стимулах.

Дрессура – это образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки. Дрессура даёт возможность приспособиться к различным жизненным ситуациям.

Интеллект – высшая стадия развития. Это приспособление к ситуации путём изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации.

Б. обратил внимание на то, что при переходе от одной стадии развития психики к другой развиваются и эмоции, причём происходит смещение удовольствия от конца деятельности к началу. Изначально удовольствие наступает после действия, от его результата. Позже действие сопровождается удовольствием. И наконец, предвосхищение удовольствия предшествует действию (на примере еды).

Американский психолог и социолог Дж. Болдуин был один из немногих в то время, кто призывал изучать не только познавательное, но и эмоциональное и личностное развитие. Социальная среда, наряду с врождёнными предпосылками, рассматривалась им как выжнейший фактор развития, поскольку формирование системы норм, ценностей и самооценки человека происходит внутри общества. Б. впервые отметил большую роль игры, которая как бы подготавливает человека к жизни в системе сложных социальных отношений.

Б. доказывал, что познавательное развитие включает несколько стадий:

1. развитие врождённых двигательных рефлексов;

2. стадия развития речи;

3. стадия логического мышления.

Б. выделил специальные механизмы развития мышления – ассимиляцию (влияние среды) и аккомодацию (изменения организма).

Немецкий психолог В. Штерн понимал психическое развитие как переход от смутных, неотчётливых образов к более ясным и чётким. Потенциальные возможности ребёнка при рождении достаточно неопределенны, он сам ещё не осознаёт себя и свои склонности. Среда помогает ребёнку осознать себя, организует его внутренний мир. При этом ребёнок берёт из среды не всё, а лишь то, что соответствует его потенциальным склонностям. Эта теория получила название теории конвергенции двух факторов, т.к. в ней учитывалось влияние двух факторов – наследственности и среды – на психическое развитие человека.

Ш. утверждал, что существует не только общая для всех детей определённого возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребёнка. Существует индивидуальный темп психического развития.

Социолог и этнопсихолог М. Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Она изучала особенности формирования самосознания, самооценки, особенности полового созревания у представителей разных народностей. М. подчёркивала их зависимость от культурных традиций, от особенностей воспитания и обучения, от стиля общения в семье.

М. выделила три типа культур в истории человечества – постфигуративные (дети учатся у своих предшественников), конфигуративные (дети и взрослые учатся у своих современников) и префигуративные (взрослые могут учиться у своих детей).

Таким образом, мы проследили постановку проблемы детерминации психического развития в исследованиях ряда крупнейших учёных начала XX века.

Конечно же, проблемы психического развития изучались ещё многими, Пиаже, Фрейдом, Выготским, но их работы мы рассмотрим позже и отдельно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.