Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения и развития возрастной психологии




Основные понятия возрастной психологии.

История возникновения и развития возрастной психологии.

Предмет и задачи психологии развития человека.

Тема 1

Психология развития

Q433

Sturm und Drang 524

vernix caseosa 167

Крайг Грэйс, Бокум Дон

9-е издание

Перевели с английского А. Маслов, О. Орешкина, А. Попов

Е. Строганова

Л. Винокуров

И. Карпова

А. Борин

Т. Прохоренко

О. Скотникова

С. Маликова

Н. Баталова, Н. Викторова

И. Смарышева

Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Выпускающий редактор Научный редактор Литературный редактор Художественный редактор Корректоры Верстка

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.

Подписано в печать 27.10.04. Формат 70X100/16. Усл. п. л. 76,11.

Доп. тираж 3000 экз. Заказ № 951.

ООО «Питер Принт». 194044, Санкт-Петербург, пр. Б. Сампсониевский, дом 29а.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 — литература учебная.

Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

 

 

Вопросы:

 

2. Объект, предмет, задачи возрастной психологии и её связь с другими науками.

 

 

Прежде чем рассматривать основные категории психологии развития (возрастной психологии), немного поговорим о её возникновении как самостоятельной науки.

Исследования психического развития детей начались ещё в античной психологии. Первые работы, связанные с поисками основ психики, основ души, привели психологов к идее о развитии души и необходимости изучать как факторы, детерминирующие (определяющие) это развитие, так и его этапы.

Одним из первых учёных, исследовавших проблему генезиса (развития) психики, был Гераклит. Им была разработана идея мирового года, которую он перенёс и на развитие души. Согласно этой идее, душа человека рождается, растёт, совершенствуется, старится и умирает. Гераклит измерял степень зрелости души по степени её огненности (т.е. сравнивал душу с огнём). Душа ребёнка, по его мнению, влажная. Со временем, с годами, она высыхает и становится огненной (зрелой), способной к мышлению. К старости душа опять начинает пропитываться влагой, и человек начинает хуже соображать.

Таким образом, Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.

Большой вклад в изучение развития психики внесли такие выдающиеся учёные как Протагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. В их трудах рассматривались условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, была сформулирована идея гармонического психического развития личности.

Конечно же, вопросы психического развития получили своё продолжение и в период Средневековья (с III по XIV вв., Плотин, Августин Блаженный), когда большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств, исследованию познавательных процессов и методов воздействии я на психику.

В Эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учётом индивидуальных особенностей детей и их интересов.

В исследованиях учёных Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк) обсуждалась проблема взаимодействия факторов наследственности и среды и их влияния на психическое развитие. Наметились две крайние позиции в понимании детерминации психического развития человека:

-нативизм (приоритет наследственности) – Руссо.

-эмпиризм (приоритет обучения и жизненного опыта) – Локк.

На этом прервём экскурс в далёкую историю. Практически все учёные того или иного исторического периода затрагивали вопросы формирования психики и её развития. Перейдём к выделению психологии развития в самостоятельную науку.

Психология развития оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в., но оформилась она в качестве детской психологии. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребёнка» считается отправной точкой систематических научных исследований психического развития в детстве. В своей работе Прейер впервые дал системный обзор целостного развития всех психических сил ребёнка и обратил внимание на факт наследственности, который играет такую же важную роль в психогенезе, как и личная деятельность ребёнка.

На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (что следует изучать) неоднократно трансформировалось. В начале XX в., задачей учёных был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребёнка новые умения, компетентность в том или ином отношении. Позже встал вопрос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития.

В 20-30 х. годах XX в. внешне наблюдаемое поведение ребёнка стало основным объектом изучения с позиции классического бихевиоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании.

Исследователей всё больше начинают занимать вопросы о факторах, условиях и движущих силах развития. Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалась в переходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий – З. Фрейда, Э. Эриксона и др.

В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896-1934). В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития.

 

2. Объект, предмет, задачи возрастной психологии и её связь с другими науками

ВП – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект изучения ВП – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет ВП – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Выделены следующие разделы ВП:

- психология младенца;

- психология раннего возраста;

- дошкольная психология;

- психология младшего школьника;

- психология подростка;

- психология юности;

- психология среднего возраста;

- психология старости (геронтопсихология).

ВП является и теоретической дисциплиной, но полученные в ней знания и выработанные методы используются в прикладных сферах.

Значение ВП весомо в теоретическом плане. Практически все крупные учёные, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами ВП. Изучение психологии ребёнка – ключ к пониманию психологии взрослого человека. Выготский считал, что «единственно правильный путь – идти в изучении психики от ребёнка к взрослому».

Теоретические задачи ВП:

1) изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека;

2) периодизация психического развития в онтогенезе;

3) изучение возрастных особенностей и закономерностей возникновения, становления, протекания, деградации психических процессов (восприятие, память, внимание и т.д.);

4) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

5) исследование возрастного развития личности в конкретных исторических условиях.

Практическое значение ВП связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребёнка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, о стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Практические задачи ВП:

1) определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

2) создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

3) возрастная и клиническая диагностика;

4) выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

5) наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки.

ВП опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии.

Много общего имеют ВП и педагогическая психология. Их единство объясняется общим объектом изучения (развивающийся и изменяющийся в онтогенезе человек). Но в педагогической психологии на первом плане – обучение и воспитание субъекта, а ВП интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.

Т.к. психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, в детском саду, в школьном классе, то и субъект общения (развивающийся индивид) частично составляет предмет социальной психологии.

ВП имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, социологии, культурологии, логики и т.д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 7459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.