Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии развития взрослого человека




Периодизация Петровского

 

Рассматривал развитие как процесс интеграции в различных социальных группах.

Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребёнка с членами референтной группы. Реф. группа наиболее значима для ребёнка по сравнению с остальными, он принимает именно её ценности (моральные нормы и формы поведения). На каждом возр. этапе он включается в нов. соц. группу, которая становится для него референтной.

Петровский выделил три фазы, кот. проходит ребёнок при вхождении в новую группу:

1. фаза адаптации (усваивает правила, нормы группы) Ему необходимо стать как все. Происходит утрата индивидуальных черт.

2. Фаза индивидуализации. Появляется противоречие между тем, что ребёнок стал как все и тем, что есть потребность проявить свои инд. черты. Ребёнок начинает искать способы выражения своей индивидуальности.

3. Интеграция личности ребёнка в группе. Он сохраняет лишь те свои черты, которые отвечаю потребностям группового развития и собственной потребности сделать «вклад» в развитие группы. Группа в свою очередь тоже меняет свои нормы и воспринимает ценные для её развития черты личности.

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности.

Если ребёнку не удаётся преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие качества как конформность, робость, неуверенность в себе.

Если не удаётся преодолеть трудности второй фазы и группа отвергает индивидуальные черты ребёнка, могут появиться негативизм, агрессивность, завышенная самооценка.

Трудности на фазе интеграции приводят к тому, что ребёнок либо вытесняется из группы либо становится изгоем. Если фаза интегрции проходит успешно, если ребёнок входит в группу с высоким уровнем развития, то у него формируется чувство коллективизма как свойства личности.

На каждом возрастном этапе ребёнок проходит три фазы в своём личностном развитии. Если на каком-то этапе фаза интеграции не прошла успешно, то на след. этапе будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности.

 

 

Как мы уже убедились, нет единой периодизации возрастного развития. Наиболее разработанными и содержательными являются периодизации развития в детстве и отрочестве, поскольку первый этап в жизненном цикле очень значим и изучен. В зрелости качественных изменений психического развития уже не происходит (человек уже сформирован, имеет творческое мышление, развитую речь и т.д.). Конечно некоторые показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в детстве, в зрелости не наблюдается.

Трудность в оценке возрастных периодов, приходящихся на середину и конец жизненного пути, заключается и в том, что с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия, а также в том, что развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от личного выбора человека, от «дороги которую он выбирает». Менее определёнными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов.

Тем не менее существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления авторов, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, переживаниях и задачах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. До 20-23 лет юность, от 23 до 28-30 лет молодость (некоторые авторы отодвигают эту границу до 35 лет), затем наступает зрелость, которая продолжается до 60-70 лет - старость. В некоторых периодизациях выделяют ещё дряхлость. Последнюю границу жизни определить достаточно сложно. По некоторым статистическим данным в западных странах это примерно 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.

Рассмотрим в качестве примера две периодизации.

Первая периодизация развития взрослого человека – периодизация

Ш. Бюлера, которая включает в себя пять фаз жизненного цикла. Автор делает акцент на зрелости – времени расцвета, после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.

 

возраст психологическое содержание возрастного периода
1. до 16-20 лет Нет семьи, профессии, жизненного пути
2. от 16-20 до 25-30 лет Предварительное самоопределение, выбор супруга
3. от 25-30 до 45-50 лет Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация
4. от 45-50 до 65-70 лет Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей
5. после 65-70 лет Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращённость к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершённость

 

Авторами следующей периодизации являются американские психологи Р. Гаулда, Д. Левинсон и Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчёркивают два кризиса – 30 и 40 лет, в остальное время преобладает душевное равновесие.

 

возраст психологическое содержание возрастного периода
1. 16-22 года Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределённость. Уход из родительского дома
2. 23-28 лет Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни и работе. Встреча со спутником жизни, заключение брака
3. 29-32 года Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново
4. 33-39 лет Происходит как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет своё очарование, все силы тратятся на работу, достигнутое кажется недостаточным
5. 40-42 года Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена
6. 43-50 лет Новое равновесие. Привязанность к семье
7. после 50 лет Семейная жизнь, радость за успехи детей. Вопросы о смысле жизни, о ценности сделанного

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.