КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже
Ребёнок, как и взрослый, имеет определённые схемы действий, позволяющие ему решать разнообразные познавательные задачи. Эти схемы действий будут относительно простыми у младенца, ищущего спрятанный под подушкой предмет, и сложными у подростка, решающего логическую задачу. Но, независимо от степени трудности стоящих перед ребёнком проблем, им используются два основных механизма – ассимиляция и аккомодация. Когда новая задача подгоняется под уже имеющуюся схему действий, происходит ассимиляция. При аккомодации схемы действий изменяются так, чтобы можно было их применить к новой задаче. В процессе приспособления к новой проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяются и их сочетание даёт адаптацию. А завершает адаптацию установление равновесия (когда требования среды, с одной стороны, и схемы действий, которыми владеет ребёнок, - с другой, приходят в соответствие. Развитие психики – это смена доминирующих интеллектуальных структур. Каждая стадия надстраивается над другой, каждая из них необходима для формирования последующей, поэтому порядок их следования фиксирован и закономерен, а скорость их прохождения может быть разной (в зависимости от благоприятных или неблагоприятных возможностей приобретения опыта, от качества культурной и образовательной среды). На каждом уровне (стадии) достигается относительно стабильное равновесие, которое затем снова нарушается. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур.
Сенсомоторный период охватывает первые два года жизни ребёнка. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»). Родившись, ребёнок имеет врождённые рефлексы. Некоторые из них, например рефлекс сосания, способны изменяться. После некоторого упражнения ребёнок сосёт лучше, чем в первый день, затем начинает сосать не только во время еды, но и в промежутках – свои пальцы, игрушки и т.п. Это стадия упражнения рефлексов. В результате упражнения рефлексов формируются первые навыки. Наступает вторая стадия. Ребёнок поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взглядом движения предмета. В основе навыка лежат первичные круговые реакции – повторяющиеся действия. Одно и то же действие ребёнок повторяет снова и снова (например дёргает за шнур) ради самого процесса. Такие действия подкрепляются собственной активностью ребёнка, которая доставляет ему удовольствие. Вторичные круговые реакции проявляются на третьей стадии, когда ребёнок сосредоточен уже не на собственной активности, а на изменениях, вызванных его действиями. Действие повторяется ради того, чтобы продлить интересные впечатления (ребёнок встряхивает погремушку, чтобы продлить заинтересовавший его звук). Четвёртая стадия – начало практического интеллекта. Схемы действий, образованные на предыдущей стадии, объединяются в единое целое и используются для достижения цели. Когда случайное изменение действия даёт неожиданный эффект – новое впечатление – ребёнок его повторяет и закрепляет новую схему действий. На пятой стадии появляются третичные круговые реакции: ребёнок уже специально изменяет действия, чтобы посмотреть к каким результатам это приведёт. Он активно экспериментирует. На шестой стадии начинается интериоризация схем действий. Если раньше ребёнок производил различные внешние действия, чтобы достичь цели, пробовал и ошибался, то теперь он уже может комбинировать схемы действий в уме и внезапно приходить к правильному решению (например, ребёнок держит в обеих руках игрушки и не может открыть дверь. Он кладёт предметы на пол, но, заметив, что открывающаяся дверь их заденет, отодвигает). Около 2х лет формируется внутренний план действий и на этом сенсомоторный период заканчивается. Далее ребёнок вступает в новый период – конкретных операций, который включает в себя стадию дооперациональных представлений и стадию конкретных операций. На первой стадии ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Ярким примером этого служат так называемые феномены Пиаже. Один их них (про горы) мы уже рассмотрели, но были и другие. Дошкольникам показывали два глиняных шара, и, убедившись в том, что дети считают их одинаковыми, у них на глазах меняли форму одного шара (раскатывали в колбаску). Затем детям задавали вопрос: «Одинаковое ли количество глины в шаре и колбаске?» Дети отвечали, что в колбаске больше, т.к. она длиннее. В аналогичной задаче с количеством жидкости дети оценивали воду, налитую в два одинаковых стакана. Затем из одного стакана воду переливали в более узкий и высокий стакан. Ситуация опять повторялась, дети утверждали, что т.к. в длинном стакане уровень воды выше, соответственно, и воды там больше. У ребёнка отсутствует принцип сохранения количества вещества. Он, не рассуждая, ориентируется на внешние признаки объектов, считает их такими, какими их даёт восприятие. П. назвал это явление – реализм (об этом уже говорилось). К этому же периоду относится и детский эгоцентризм. Этап дооперациональных представлений завершается с появлением понимания сохранения количества вещества, того, что при преобразованиях одни свойства предмета сохраняются, а другие меняются. Исчезают феномены П. и дети, решая вышеуказанные задачи, дают правильные ответы. Этап конкретных операций связан со способностью к рассуждению, доказательству, соотнесению разных точек зрения. Логические операции тем не менее на этой стадии нуждаются в опоре на наглядность и не могут производиться в гипотетическом плане (поэтому они названы конкретными). Последний, высший период интеллектуального развития – период формальных операций. Подросток освобождается от конкретной привязанности к объектам и приобретает возможность мыслить как взрослый. Он рассматривает суждения как гипотезы, из которых можно вывести следствия.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |