Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие морального сознания личности по Лоренсу Колбергу




Теория интеллектуального развития Джерома Брунера

 

Интеллектуальное развитие по Б. предполагает последовательное овладение ребёнком тремя сферами представлений – действием, образом и символом (словом). Это в то же время и способы познания окружающего мира.

Сначала ребёнок познаёт мир благодаря своим привычным действиям. Предмет для ребёнка становится как бы продолжением действия. Б. приводит следующий пример: 7месячный ребёнок раскачивает руку с игрушкой. Игрушка выскальзывает и падает не в его поле зрения. Малыш подносит пустую руку к глазам, долго смотрит на неё с удивлением. Начинает снова размахивать рукой и опять смотрит не появилась ли игрушка вновь.

Вторая сфера представлений, которой овладевает ребёнок, - образ. В раннем детстве восприятие зависит от мельчайших деталей, от эгоцентрической позиции ребёнка, от его действий, его потребностей, от аффектов, которые могут приводить к искажениям. Ребёнок оказывается во власти яркости зрительных представлений, он сосредоточен на внешней, видимой стороне вещей.

Символ для ребёнка – это главным образом слово. Символические представления сначала развиваются на образной основе. Словарный запас ребёнка включает круг узких наглядно представляемых категорий и лишь постепенно увеличивается, охватывая более широкие понятия. Речь, которую осваивает ребёнок, перестраивает его непосредственный опыт.

В отличии от Пиаже, Брунер не даёт жёсткой периодизации интеллектуального развития. Он не указывает точные сроки появления стадий, которые поднимают ребёнка на более высокий уровень., обесценивая предыдущий.

По Б., важны все три сферы представлений, сохраняющиеся у взрослого человека. Богатство интеллекта определяется наличием развитых и действенных, и образных, и символических представлений.

Большое значение для развития интеллекта Б. придавал культуре общества, в котором растёт ребёнок, общественному опыту, который усваивается в процессе обучения.

 

 

К. проводил эксперименты, которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Детям предлагалось оценивать поступки героев рассказов и обосновать их суждения. Оказалось, что на разных возрастных этапах дети по-разному решают нравственные проблемы. Например, маленькие дети считают ребёнка, случайно разбившего несколько чашек, более виноватым, чем того, кто разбил всего одну, но злонамеренно. Старшие дети (после 9-10 лет) иначе оценивают эту ситуацию, ориентируясь не только на результат, но и на мотивы, стоящие за поступками.

К. использовал рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения. В качестве примера рассмотрим один из рассказов и типичные ответы.

Женщине, больной раком, не помогают никакие лекарства. Она просит врача произвести эфтоназию (дать смертельную дозу лекарства). Должен ли врач согласиться?

Ребёнок: Было бы хорошо дать женщине умереть, чтобы избавить её от боли. Но это будет неприятно её мужу, который в ней нуждается.

Подросток: Врач не имеет на это права. Он не может дать жизнь и не должен её уничтожать.

Взрослый: Умирающая должна иметь свободный выбор. Значение имеет качество жизни, а не сам её факт. Если она считает, что не стоит жить, превратившись в нечто живое, но уже не в человека, она имеет право выбирать смерть. Людям должна быть предоставлена возможность самим решать, что с ними будет.

Из ответов видно, что ребёнок исходит из чисто практических соображений, не обращаясь к моральным принципам. Категоричный в своих суждениях подросток рассматривает проблему только с точки зрения ценности жизни. Позиция взрослого многогранна.

К. рассматривает развитие морального сознания как последовательный процесс. Обобщив экспериментальный материал, он выделил шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня.

уровни особенности уровней стадии
Доморальный уровень Нормы морали для ребёнка-нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми 1 стадия – ведёт себя хорошо, ориентируясь на наказание, старается его избежать.
2 стадия – начинает ориентироваться на поощрение, желание получить награду за правильные поступки
Конвенциональная мораль Источник моральных предписаний остаётся внешним, но ребёнок уже стремится вести себя определённым образом для поддержания хороших отношений со значимыми для него людьми 3 стадия – ориентация в поведении на оправдание ожиданий
4 стадия - ориентация в поведении на авторитет
Автономная мораль Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности. Поступки определяются своей совестью. 5 стадия – ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы
6 стадия – ориентация на общечеловеческие этические принципы

 

Все дошкольники и большинство 7летних детей находятся на доморальном уровне. Примерно в 13 лет ребёнок решает моральные проблемы уже на втором уровне. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта, т.к. осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление. Однако становление формально-логических операций недостаточно, даже интеллектуально развитые взрослые люди могут не иметь автономной морали. Что же касается подростков, то только 10% из них поднимаются до высшего уровня.

Следует отметить, что индивидуальные различия здесь велики, и возрастные границы весьма приблизительны. Кроме того, этапы в развитии морального сознания выделены, ориентируясь на суждения (то, что говорят), а не на поведение. Ребёнок может знать как правильно себя вести, но поступать иначе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.