Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение обучения и развития





До Выготского существовали 2-е точки зрения на решение вопроса соотношения обучения и развития:

1. Обучение и есть развитие, хотя природа обучения понималась всеми по-разному (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка);

2. Обучение «идёт в хвосте развития». Развитие создаёт возможности, а обучение их реализует (Ж.Пиаже).

В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Выготским в 30-е годы XX века и разделяемая всё большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребёнка. «Обучение может иметь в развитии отдалённые, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразования» (Л.С. Выготский). Из этого основополагающего тезиса В. следует, что обучение и развитие находятся в единстве, причём обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие.

В. сформулировал один из концептуальных принципов современного обучения: «Обучение не плетётся в хвосте развития, а ведёт его за собой». Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» (Л.С. Выготский). Это положение оказывается принципиальным для всей организации обучения, педагогики в целом.

В. сформулировал очень важное для педагогики и педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребёнка:

1. Уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ребёнок может выполнить самостоятельно);

2. Уровень, определяющий зону ближайшего развития (этот уровень психического развития достигается ребёнком в сотрудничестве с взрослым, не путём прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей).

Зона ближайшего развития располагается между уровнем актуального и потенциального развития психики. При этом В. подчёркивал, что уровень потенциального развития соответствует способностям ребёнка, в то время как уровень актуального развития показывает его обученность. Зона ближайшего развития характеризует обучаемость ребёнка.

В. подчёркивал, что обучение может быть развивающим (т.е. активизировать развитие интеллекта детей) только в том случае, если оно адекватно данному ребёнку по форме и содержанию.

По содержанию оно должно быть выше уровня актуального развития (т.к. иначе оно не даст ничего нового для интеллекта), но и не должно выходить за пределы зоны ближайшего развития (т.к. в этом случае ребёнок просто не усвоит нужный материал).



По форме обучение может быть реактивным (т.е. основанным на строгой программе), спонтанным (т.е. ребёнок учится только тому, что ему нравится) и спонтанно-реактивным (т.е. программа учитывает интересы ребёнка).

На этой основе был сформулирован принцип «опережающего обучения», который определяет эффективную организацию обучения, направленного на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучающегося, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с взрослыми и другими обучающимися, т.е. саморазвиваться.

 

Во всех исследованиях В. общение ребёнка с взрослым выступает в качестве важнейшего условия психического развития. Поскольку общение происходит при помощи слова, то в объяснении развития высших психических функций и личности в целом центральным условием этого процесса является речь. Здесь возникли трудности, связанные с ограниченным пониманием источников психического развития. Эти трудности стимулировали новые исследования введённой В. проблемы развития специфически человеческих высших психических функций (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Последователи В. выступили с идеей предметной осмысленности деятельности как того, от чего зависит психическое развитие ребёнка. При этом роль общения не отрицалась, но соединялась с собственной деятельностью.

Так, исходя от Л.С. Выготского, в отечественной психологии начало разрабатываться учение о деятельности.

 

 





Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.